Посвятил себя народу…
В конце января общественность страны отмечала 145-летие Ахмета Байтурсынова – многогранной личности, оставившей ярчайший след в истории казахского народа. В областном краеведческом музее в рамках регионального проекта «Рухани жанғыру» состоялся круглый стол, посвященный этой дате. В его работе участвовали профессор АГУ имени Х. Досмухамедова Айкумис Кадырбаева, старший преподаватель этого же вуза Фархат Балгожиев, преподаватель гуманитарного колледжа имени К. Дутбаевой Жанар Жалгасбаева, преподаватели НИШ Ботагоз Жумагалиева и Мерей Шамшенова, магистрант АГУ Назгуль Хаметова, студенты учебных заведений. Спикеры рассказали о жизни и деятельности неординарной личности. Вся его жизнь была посвящена служению народу. Как выразился Мухтар Ауэзов, он смог стать духовным вождем своего народа! Государственный деятель, ученый, просветитель, поэт, публицист, реформатор национальной письменности, основоположник казахской лингвистики и литературоведения, один из руководителей национально-освободительного движения казахского народа в начале ХХ века – таков перечень заслуг Ахмета Байтурсынова.
Вклад в просвещение
Говоря о казахской педагогике, мы в первую очередь вспоминаем Ы. Алтынсарина. Но было бы справедливым признать огромный вклад в народное просвещение и А. Байтурсынова. О нем рассказала в своем докладе Ботагоз Жумалиева.
«Работа школ зависит от трех главных составляющих – денег, учебников и учителя. Если все они будут на одном уровне, то образование будет устойчивым, будет двигаться ровно, без резких колебаний…, а если этого не будет, то процесс обучения станет непосильным грузом, который может в любой момент обрушиться. А без устойчивого образования не стоит ждать торжества знаний». Это слова Ахмета Байтурсынова, сказанные век с лишним назад, до сих пор не потеряли актуальности, определяя важнейшие составляющие системы образования. В свое время он решился на исключительно ответственный шаг – составление учебников с учетом национальных интересов. Ученый предложил отказаться от кириллицы, навязанной царской властью, искал другие варианты алфавита. Он считал важным сохранить звучание родного языка и выбрал арабскую графику, которая соответствовала особенностям звукового произношения.
Ахмет Байтурсынов является автором и реформатором нового алфавита, который на основе арабской графики был адаптирован к казахскому языку и стал значительным научно-культурным достижением в развитии казахской письменности. Жанар Жалгасбаева подготовила подробный доклад о первом алфавите, созданном А. Байтурсыновым. Так, в 1912 году ученый исключил все чисто арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил буквы, специфические для казахского языка. Новый алфавит, получивший название «Жаңа Емле» («Новая орфография»), до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане, Иране.“Оқу құралы” – один из первых букварей, написанных на казахском языке, который несколько раз переиздавался. “Тiл-құрал” – первое учебное пособие по казахскому языку, состоящее из частей: морфология, фонетика, синтаксис. Байтурсынов сформулировал грамматическую терминологию, также он написал практическое руководство для учителей “Тiл жұмсар” и учебное пособие “Баяншы”.
В 1920-1921 годы Ахмет Байтурсынов работал народным коммисаром образования КазАССР. В 1922-1925 годах возглавлял научно-литературную комиссию Наркомпроса Казахстана.
Литературное наследие Байтурсынова
Помимо педагогических исканий, огромную ценность представляет литературное наследие А. Байтурсынова. Айкумис Кыдырбаева и Фархат Балгожиев попытались раскрыть все грани таланта ученого, его труды в этом направлении. В национальном литературоведении Байтурсынов сформулировал новые понятия и термины, например, искусство слова, произведение, устная литература, стихотворение-размышление, иносказание, эпитет, переосмысление, олицетворение, гипербола, метафора, метонимия, ирония и другие. В “Әдебиет танытқыш” (1926 г.) дано точное определение истории, теории и критики литературы, методологии, приведена в систему казахская литературоведческая наука. Не будет преувеличением сказать, что данное произведение заложило фундамент научно-теоретического труда на казахском языке.
Байтурсынов изучал литературное наследие, устное народное творчество и издал отдельную книгу, куда вошли оригинальное художественное произведение- сказание “Ер Сайын” (1923 г.) и сборник “23 жоқтау” (плачи, поминальные обрядовые песни) (1926 г.).
Магистрант Назгуль Хаметова провела экскурс по литературным творениям А. Байтурсынова, которые не потеряли актуальность и в наши дни. Первая его книга “Қырық мысал” (Сорок басен) вышла в свет в 1909 году. В ней автор бичует колонизаторскую политику царизма, произвол, насилие властей. Взяв за основу традиционные сюжеты басен Эзопа, Лафонтена, Крылова и Абая, создал ряд оригинальных произведений, в которых жанр басни обрел национальные черты. Гражданская идея-мечта Байтурсынова выражена в книге “Маса” («Комар») — приобщать народ к знаниям и трудолюбию, способствовать развитию искусства, повышению культуры. Поэт призывает избавиться от невежества, равнодушия и халатности. Продолжая и развивая просветительские и критические традиции Абая, Байтурсынов поднял казахскую литературу на новый уровень.
Статья “Главный казахский поэт” – одна из первых исследовательских работ Байтурсынова в области национального литературоведения. В ней рассматриваются историческая миссия Абая, самобытность и духовное богатство наследия поэта, раскрывается значение его произведений.
Основоположник казахской журналистики
Как сказано выше, Ахмет Байтурсынов был многогранной личностью. В частности, он вполне заслужил славу одного из основоположников казахской профессиональной журналистики. Вместе с Алиханом Бокейхановым и Мыржакыпом Дулатовым он издавал первую общенациональную газету “Қазақ”, ставшую выразителем интересов народа. Газета выступала против передачи русским крестьянам-переселенцам лучших земель, предостерегала от поспешного перехода кочевых аулов к оседлости, знакомила с передовыми методами ведения земледелия и животноводства, призывала к единению народа и активной политической борьбе, повышению грамотности и культурного уровня. Развивая идеи Абая о демократичном обустройстве общества, газета “Қазақ” пробуждала национальное самосознание, поднимала вопросы социально-политического характера, образования, просвещения и быта.
Отрывок из газеты «Қазақ»:
«Для того, чтобы сохранить свою самостоятельность, нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре, для этого мы обязаны первым долгом заняться развитием литературы на родном языке. Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу…».
Газета просуществовала 5 лет – до осени 1918 года. За это время она стала главным национальным общественно-политическим и научно-литературным изданием.
Смелый политик
В 1905 году Ахмет Байтурсынов активно включается в политическую деятельность. Он – один из авторов «Каркаралинской петиции», в которой декларировались требования прекратить экспроприацию земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства. В 1907 году Байтурсынов впервые был заключен в тюрьму за критику царской администрации, а в 1909 году его вторично заточили на 8 месяцев в семипалатинскую тюрьму без суда.
В январе 1916 года Байтурсынов стал участником заседания мусульманской фракции Госдумы. Свое мнение касательно отношения казахов к Февральской и Октябрьской революциям Байтурсынов сформулировал так: “Насколько казахам была понятна Февральская революция, настолько Октябрьская оказалась им непонятой. Первой казахи вняли дословно и восприняли с радостью, потому что она избавила их от эксплуатации и угнетения царских властей, в них укрепилась давняя мечта о самоуправлении”. Осторожное отношение казахов к Октябрьской революции Байтурсынов объяснял отсутствием в обществе капиталистических отношений и соответствующих классовых слоев общества.
В 1917 году на двух Общекиргизских съездах в Оренбурге “отцы” идеи казахской национальной государственности А. Байтурсынов, А. Бокейханов и М. Дулатов создали партию “Алаш” и правительство Алашорды. В марте 1919 года Байтурсынов вел переговоры в Москве с Советским правительством. В июле того же года он назначен заместителем председателя Совнаркома. Отстаивая национальные интересы, в 1920 году А. Байтурсынов написал письмо Владимиру Ленину, где подверг резкой критике первые шаги Советской власти в Казахстане. В качестве члена Казревкома принял активное участие в определении границ Казахской автономии.
…В июне 1929 года Ахмет Байтурсынов был арестован органами НКВД, сидел в тюрьме в Кызыл-Орде, позже с Мыржакыпом Дулатовым был выслан в Архангельскую область. В октябре 1937 года Ахмет Байтурсынов был снова арестован, а спустя два месяца, 8 декабря, расстрелян как «враг народа». В 1988 году Ахмет Байтурсынов был реабилитирован.
Но по-настоящему его реабилитировала сама История – когда величие духа Ахмета Байтурсынова признал народ, которому он посвятил себя всего.
Алма ТУРГАНОВА
Фото; yvision.kz