Мужчина, он и в школе мужчина!

img 8359 Образование

При Атырауском университете имени Халела Досмухамедова третий год работает школа для мальчиков «Ұстаз». Здесь готовят школьных учителей. Проект не имеет аналогов в Казахстане. «ПК» познакомилась с будущими педагогами.

Как сообщила директор школы Саним Калуова, для решения проблемы дефицита учителей по инициативе ректора университета Саламата Идрисова в 2021 году было принято решение об открытии учебного заведения для старшеклассников. Идея направлена на подготовку мужчин-учителей для атырауских школ, особенно для сельской местности. Поэтому при наборе основной упор делается на старшеклассников из районов области, соответственно, 90 процентов учащихся — из сел. В июне приемная комиссия принимает документы, затем дети сдают экзамены. Желающих учиться в школе «Ұстаз» много. 

К примеру, в этом году на одно место претендовало два ученика. Школа расположена в мкр. Авангарда в новом здании Дома студентов университета. Здесь находятся аудитории и общежитие для учащихся, то есть здесь живут и учатся ребята из районов и пригородных сел. На втором и третьем этажах — учебные аудитории, четвертый-пятый этажи предназначены для проживания. Шестой этаж отдан девушкам-студенткам университета. В новом здании есть все необходимое для проживания: столовая, библиотека, спортивный зал, бассейн и т.д. 

— В этом году из 35 выпускников 28 поступили на грант в престижные университеты страны. 15 из них выбрали профессию учителя. Это был наш второй выпуск. Всего здесь четыре класса по 22-23 ученика. Педколлектив состоит из 15 учителей, воспитателя и ночных нянь. Дети находятся под постоянным присмотром. Если у ученика за четверть появляются три «тройки» по выбранному предмету, то его исключают, а на его место приглашаются школьники из резерва, которым не хватило баллов для поступления, — сообщила заместитель директора по учебной части Гульмира Суйенгалиева.

— В Казахстане аналогов нашей школе пока нет, наш опыт хотят перенять университет имени Шакарима (Семей) и другие вузы. На самом деле данный проект невыгоден университету из экономических соображений — практически вуз является инвестором. Но есть польза обществу в виде будущих педагогов-мужчин. К нам приезжал министр науки и высшего образования Саясат Нурбек и, ознакомившись с нашей работой, заверил, что финансирование проекта будет продолжаться. «Если из ста выпускников в школу придут 50 учителей, это уже будет хорошим результатом», — сказал он. До последнего мы объезжали районы, призывая школьников учиться в «Ұстаз», но теперь планируем работать непосредственно с районными акиматами, выявляя потребность учебных заведений в предметниках и способных учеников, мечтающих о профессии учителя. Потому что они должны вернуться молодыми специалистами в свои села, к примеру, по программе «С дипломом — в село!», — говорит заместитель директора по профильной работе Кайрат Сисенов.

Обратила внимание, что все мальчики здороваются, приложив руки к груди. Это знак уважения. Также приятно было видеть, что все они одеты в одинаковые жилетки. Сельские ребята отличаются традиционным воспитанием. 

Жигер Умирзак учится в 11 «б» классе. Он приехал из села Миялы Кызылкогинского района. 

— О школе «Ұстаз» узнал от знакомых ребят. Я с детства мечтал стать учителем, нельзя отрицать и влияние моих родителей, которые тоже работают педагогами. В будущем хочу выучиться на учителя физики, поступив на грант в университет имени Абая или Сулеймена Демиреля. Хочу формировать новых граждан Казахстана, мне интересна эта профессия, думаю, у меня получится, — говорит Жигер.

Бексултан Исаш до 9-го класса учился в селе Орлик Индерского района, о школе узнал через соцсети.

— Я сразу решил поступать, и у меня получилось. Школа открыла мне возможности про­явить себя. Я стал победителем областного конкурса чтецов, после чего выиграл Гран-при республиканского конкурса. В конце месяца вновь еду состязаться, теперь в написании эссе. С детства я полюбил литературу, ее вела очень добрая учительница Жанар Салмекова. 

Благодаря ей я выбрал профессию учителя-филолога. Также мне нравится работать с детьми, и у меня есть небольшой опыт волонтерства и работы аниматором, — рассказал Бексултан.

Кемел Жубанов приехал из села Есбол Индерского района, он тоже хочет пойти по стопам родителей — учителей.

— В будущем хочу преподавать в школе историю, люблю этот предмет. Здесь мне очень понравилось, я нашел друзей, нравятся условия проживания в общежитии. Занятия проходят очень интересно, — сообщил Кемел. 

А Бакберген Мухамбеткали живет в мкр. Береке города Атырау, добираться ему из пригорода далеко, поэтому дома он бывает только в выходные дни. 

— Я как узнал о школе через знакомых, сразу решил поступать. Экзамены сдал легко, так как упорно готовился. С детства люблю математику, а мама моя работает учительницей. Так что трудностей с выбором профессии не было. 

— А вам не скучно учиться без девочек? — спросила я ребят, желая продолжить начавшуюся беседу.

— Нет, наоборот, во-первых, не отвлекаешься, во-вторых, нет причин стесняться. Когда есть девочки, все равно думаешь, как бы не стать предметом их насмешек и т.д. А здесь все «свои», все внимание учебе. А девочками будем интересоваться в универе (смеется).

— Какими качествами должен обладать хороший учитель?

— Думаю, главное быть добрым и приветливым, любить своих учеников. Еще быть психологом, понимать по настроению ученика, что с ним происходит. Также важно решать конфликты, не привлекая родителей, иначе можно потерять доверие ребенка. Хороший учитель должен решать проблему с самим учеником, не водя его к директору или вызывая родителей. Кроме того, к каждому уроку нужно готовиться, чтобы сделать его интересным для всех учеников. Мы здесь по очереди проводим уроки, это интересно и познавательно. 

— По-вашему, чем отличается педагог-мужчина от педагога-женщины? 

— Некоторые ученики, которые нарушают дисциплину, могут игнорировать слова учительницы, а с мужчиной они не посмеют вести себя так. Потому что мужчина не будет сюсюкаться, он говорит и любит конкретику, что есть и как есть. Это тоже элемент воспитания для мальчиков. Здесь нам преподают хорошие учителя-мужчины, они служат примером для нас в будущей профессии. Мужчина-учитель — залог дисциплины в школе, также его преподавание предмета, как бы сказать, отличается, что тоже важно.

Судя по ответам этих юношей, есть надежда, что в сельские школы придут хорошие учителя-мужчины.

Алма ТУРГАНОВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Прикаспийская коммуна