Снимай, Казахстан!

Во время своего выступления на четвертом заседании Национального курултая Президент Касым-Жомарт Токаев затронул тему кинематографа, выразив обеспокоенность качеством и тематикой фильмов, которые сегодня выходят на экраны страны. Корреспонденты «ПК» решили подробнее разобраться в этой теме. Мы также заглянули и непосредственно в кинотеатры.
«В прошлом году в прокат вышло 94 фильма, снятых казахстанскими кинематографистами. То есть в наших кинотеатрах идет в основном отечественное кино. Это хорошая тенденция», – говорит Президент. И подчёркивает: важно ставить во главу угла не количество, а качество. Одно дело – радовать зрителей хорошим настроением и весёлыми сюжетами, и совсем другое – продвигать непристойные модели поведения. Кино – важный инструмент идеологии.
Путь к смыслу
Да, казахстанское кино продолжает искать свой путь – между развлечением и смыслом, между массовым вкусом и культурной миссией. Об этом говорит и депутат городского маслихата Айжан Сарсенбаева.
– Современный казахстанский кинематограф за последние годы заметно вырос как в техническом, так и в содержательном плане, – считает Айжан Сарсембаева. – Всё чаще появляются фильмы, в которых поднимаются важные исторические, социальные и моральные темы. Пример тому – «Міржақып. Оян, қазақ!», где рассказывается о ключевых фигурах национального пробуждения и борьбы за идентичность. Это – хороший пример кино, способного вдохновлять молодёжь, пробуждать интерес к истории и вызывать глубокие размышления.
По её мнению, отечественное кино движется в правильном направлении, особенно когда режиссеры не боятся поднимать сложные темы – говорить о традициях, ценностях, прошлом и настоящем страны. При этом депутат подчёркивает: важно избегать прямолинейной назидательности. Мораль должна вплетаться в сюжет органично, чтобы зритель мог сам сделать выводы.
О развитии отечественного кинематографа, его влиянии на молодёжь и важности смысловой нагрузки в фильмах мы поговорили и с председателем областного филиала молодёжного крыла «Жастар рухы» при партии «AMANAT» Абылаем Курметулы:
– Сегодня казахстанский кинематограф переживает интересный этап. Конечно, хочется, чтобы нравственная составляющая в кино присутствовала чаще и глубже – ведь экранное искусство имеет колоссальное влияние на формирование взглядов. Что касается меня лично, признаюсь, в кинотеатры выбираюсь не так часто, как хотелось бы. Но когда получается, с удовольствием смотрю как казахстанские фильмы, так и зарубежные. Уверен, с поддержкой государства и интересом зрителей наше кино будет расти – как в художественном, так и в содержательном плане, – поделился своим мнением Абылай Курметулы.
Для тех, кто изучает казахский
Ещё несколько лет назад в кинотеатрах Казахстана почти все фильмы шли исключительно на русском языке. Позже начали появляться субтитры на казахском, что стало важным шагом навстречу двуязычной аудитории. А теперь всё чаще можно увидеть фильмы, снятые на казахском языке с субтитрами на русском, и это здорово! Такой подход не только расширяет доступность кино, но и помогает зрителям, плохо владеющим казахским, постепенно учить язык.
Я сама, например, не очень хорошо знаю казахский, но сходила на фильм «Малай» – он шёл на казахском. Первые 20 минут я читала субтитры, но потом вдруг осознала: полностью погрузилась в историю и перестала замечать текст внизу экрана. Это оказался не только отличный киноопыт, но и потрясающий способ учить язык! В этом смысле казахстанское кино может стать не только искусством, но и мощным инструментом популяризации государственного языка. Кстати, сам фильм – адаптация российского «Холопа», но, на мой взгляд, наша версия получилась куда глубже и культурнее. В ней нет той пошлой легковесности, которая местами была в оригинале. Зато казахстанская культура показана живо, с любовью и уважением. Смотреть было действительно интересно.
А учитель русского языка и литературы школы-лицея №17 Ольга Кравцова по этому поводу считает, что наше кино должно брать на себя и воспитательную функцию.
– Современным школьникам важно видеть в кино образы, близкие и понятные им, – говорит педагог. – Однако казахстанских фильмов со смысловой нагрузкой, отражающих нашу культуру, традиции и моральные ценности, сегодня крайне мало. А ведь через яркие образы, живые истории и национальный контекст дети лучше понимают себя, родину, семью. Именно поэтому важно поддерживать развитие казахстанского кино, особенно ориентированного на подростков. Нам нужны фильмы глубокие, формирующие ценности и воспитывающие любовь к своей культуре.

Полцарства за попкорн
Да, с каждым годом качество казахстанских фильмов растёт, и всё чаще можно услышать мнение, что они вызывают больше восторга, чем, например, российские. Однако у этого явления есть и обратная сторона: в Атырау всего два кинотеатра – «Арсенал» и «Киноплекс». Однако ни цены, ни репертуар давно не радуют. Сейчас один билет на сеанс стоит 2 800 тенге в понедельник, и когда идет акция во вторник – 1 500 (только в эти дни нужно еще умудриться успеть купить билет). А цены на еду сравнимы с ценой самого билета. В итоге простой поход в кино обходится минимум в 5 000 тенге на человека.
Как нам сообщила руководитель ОО «Защита прав потребителей и развитие конкуренции» Балжан Досмухамбетова, кинотеатры вправе самостоятельно устанавливать цены на свои услуги. Однако контроль возможен, если есть признаки нарушения антимонопольного – например, если цена необоснованно завышена, или имеет место сговор между участниками рынка. В таких случаях рассмотрением занимается территориальный департамент Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан, особенно после поступления официальных жалоб от потребителей или организаций.
Мы приводим таблицу с ценами в разных регионах страны. При этом стоит учитывать, что стоимость билетов может варьироваться в зависимости от конкретного кинотеатра, формата сеанса, а также времени показа. Для таблицы бралось среднее число.
Что интересно, разница между ценами на детские и взрослые билеты во всех городах примерно одинакова – от 600 до 1 500 тенге. А вот студенческие билеты, как правило, дешевле взрослого всего на 300-700 тенге, что делает поход в кино не таким уж выгодным для молодежи. И это при том, что именно подростки и студенты чаще всего становятся главной аудиторией кинотеатров. Дети редко идут в кино самостоятельно – их водят родители. А вот молодёжь часто устраивает киновечера с друзьями, ходит на премьеры, обсуждает новинки в соцсетях. Поэтому было бы разумно пересмотреть ценовую политику именно для студенческой категории. Более доступные билеты могли бы не только повысить посещаемость, но и способствовать формированию постоянной аудитории, которая будет активно поддерживать отечественное кино.
Альтернатива—то есть…
Есть кинорумы, где просмотр одного фильма на двоих стоит 5 000 тенге. Конечно, билет на одного выходит 2 500, но зато вы получаете полный комфорт. Нет людей, которые шумят вокруг, сидите на удобном диване вместо кресла.
Фильмы показывают и в анти-кафе, на литературных встречах, в арт-пространствах и даже на летних террасах. А дома можно устроить свой кинотеатр с помощью онлайн-сервисов, где цена подписки начинается от 2 500 тенге в месяц.
…Казахстанскому кинематографу есть куда расти – и по качеству, и по доступности. Но уже сейчас видно, что он ищет себя, находит отклик и начинает говорить с аудиторией на родном языке – и в буквальном, и в переносном смысле. А если кино будет не только стоить разумно, но и нести идею, которая остаётся с тобой после титров, его будущее точно будет большим.
Алёна СОЛОДОВНИКОВА