Новости

Системно изучать Урал предложил научный руководитель Института степи

Ряд российских городов, где протекает Урал, Западно-Казахстанская область переживают небывалые времена большой воды. Закончится ли период маловодья на Урале в связи с этим? Повторятся ли в будущем наводнения в городах, где протекает Урал и как минимизировать ущерб от предстоящего паводка?

Об этом «ПК» поговорила с российским географом, специалистом в области ландшафтной экологии и заповедного дела, доктором географических наук, академиком РАН, научным руководителем Института степи Уральского отделения РАН Александром ЧИБИЛЕВЫМ.

  • Александр Александрович, если говорить об обмелении реки Урал и Каспийского моря, то часть учёного сообщества придерживается теории цикличности. Означает ли столь масштабный паводок, который мы наблюдаем сегодня в Оренбурге, Орске, Уральске, что период маловодья закончился или заканчивается?
  • В настоящее время рано делать выводы о водности Урала за 2024 год. Мы можем лишь констатировать о кратковременной очень ранней и очень высокой (рекордной) волне весеннего половодья на реке Урал в створе городов Орска и Оренбурга. Катастрофические последствия связаны, в первую очередь, с антропогенными факторами (заселение и хозяйственное освоение поймы, разрушение защитных сооружений, практически аварийный рекордный сброс воды из Ириклинского водохранилища) в условиях быстрого таяния из-за высоких температур и повышенного поверхностного стока с промерзшей земли. Цикличный характер объема водного стока рек южного склона Европы никто не отменял. Многоводные и маловодные годы на Урале были и будут. Это характернейшая черта всех рек степной и лесостепной зон. Мы можем делать только предварительные выводы.
  • Вопрос, который адресовал мой коллега, один из авторов и реализаторов экологической экспедиции по реке Жайык в 2019-м «Ак Жайыкты аялайык!», корреспондент «АЖ» Лев Гузиков: паводок рано или поздно закончится. Какие меры нужно будет предпринимать на системной основе по всему бассейну реки Урал, как на территории России, так и на территории Казахстана, чтобы не допустить подобного в будущем?
  • Первое, нужно системно изучать нашу реку. В том числе учитывать условия каждого года. Второе, уходить из поймы с хозяйственной и селитебной инфраструктурой. Третье, нужны грамотные специалисты в регионах, в бассейне реки, а не в Москве или Алматы. Четвертое, пока существуют водохранилища и застройка поймы, всегда будет риск подобных катастроф. Прогнозировать их без тщательного учета многих природных и антропогенных факторов на основе каких-то календарей, примет или предсказаний нереально.
  • На извечный вопрос касаемо спасения реки «Что делать?», вы почти всегда отвечаете, «Я знаю, что не надо делать». И все же хочется спросить: как минимизировать ущерб от предстоящего паводка в низовьях реки, в частности в Атырауской области?
  • На вопрос «Что делать?» уже ответил. Добавлю, чтобы минимизировать ущерб, нужно уходить из поймы. Пойма – это «законное» пространство для реки. Это высокопродуктивные луга, зеленая лента пойменных лесов от Южного Урала до Северного Каспия. Это уникальные нерестилища для ценных видов рыб, если говорить о прошлом – это колыбель осетровых, наконец.
  • Во времена большого паводка и наибольшего разлива в низовьях, река расширялась весной, как отмечено Институтом степи, руководителем которого вы и являетесь, до 18-20 километров. Каков прогноз на этот раз?
  • Уже сейчас в среднем течении ширина затопленной поймы достигает 6-7 километров. На приграничном участке реки в районе Бурлина при впадении реки Утвы слева и Киндели с Иртеком справа водная гладь будет достигать ширины более 15 километров.
  • На местном уровне, чтобы уменьшить скорость потока и объем паводка предлагают пустить паводок в нескольких местах по старым каналам в сторону Нарынских песков. Как вам эта идея?
  • Затопление поймы Урала в пределах Атырауской области будет зависеть от двух факторов: сколько воды добавит в Урал река Сакмара, а она по водности в среднемноголетнем значении при слиянии в полтора раза больше Урала; сколько воды уйдет в Кушум, в систему Кушумских водохранилищ и каналов в Западно-Казахстанской области.
  • Не первый год идут разговоры о строительстве водохранилища в низовьях, в частности в городе Уральске. Насколько это целесообразно, если не брать во внимание хозяйственную необходимость?
  • Любые новые водохранилища на Урале, тем более в низовьях, нанесут огромный ущерб экосистеме реки.
  • Главный вопрос, возможно ли критическое наполнение Ириклинского водохранилища?
  • Ириклинское водохранилище в этом году достигло контрольной отметки 245 метров над уровнем моря и даже несколько выше. Дальнейшее его повышение недопустимо, потому что несет угрозу всему гидроузлу.
  • Как, на Ваш взгляд, нужно оптимизировать работу существующих водохранилищ с учётом сложившейся ситуации, чтобы она не повторялась в будущем?
  • Над этим вопросом в 2022-2023 годах работал Институт водных проблем РАН. Его предложения в настоящее время учитываются водно-ресурсными ведомствами.

Интервью записал Каршыга КУШЕКОВ

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button