Новости

Безопасность – в приоритете. Все остальные вопросы вторичны

«Мы, ветераны ликвидации Чернобыльской катастрофы, понимаем, что без дополнительного источника электроэнергии государство не сможет развиваться дальше. Уже сегодня, в эпоху энергодефицита, мы остро нуждаемся в надежных и экологически чистых источниках энергии», – так сказал в интервью «ПК» председатель центрального совета ассоциации ветеранов ЧАЭС Республики Казахстан Хусаин Мустафа.

whatsapp image 2024 09 13 at 15.46.59 1

Тема атомной энергетики в Казахстане обсуждается уже на протяжении 20 лет. И страна в этом деле не новичок: АЭС была построена на полуострове Мангышлак и функционировала с 1973 по 1999 годы. О строительстве новой в 1997-м заговорил  Владимир Школьник, занимавший тогда пост министра науки и президента ядерного общества. Однако память людей о Семипалатинском полигоне и катастрофе на Чернобыльской АЭС была еще свежа и не получила поддержки общества. И сегодня, вновь возвращаясь к этому вопросу, мы решили послушать мнение Хусаина Мустафы, который принимал участие в ликвидации катастрофы ЧАЭС и был свидетелем крупнейшей аварии в истории атомной энергетики.   

– В нынешнем Послании Президент Касым-Жомарт Токаев поручил обратить самое пристальное внимание на вопрос строительства АЭС в Казахстане. Развитие мирного атома способно в значительной степени удовлетворить быстро растущие потребности нашей экономики. Но важный фактор, препятствующий становлению атомной энергетики в Казахстане, – память о Семипалатинском полигоне, где много лет проводились ядерные испытания, нанёсшие огромный ущерб природе и здоровью людей, и Чернобыльская катастрофа. Негативное отношение общественности к ядерной отрасли было связано с закрытостью этих тем, не было достоверной информации, что сильно культивировало радиофобию.

Сегодня, чтобы  провести референдум, назначенный на 6 октября, создан республиканский штаб для поддержки проведения политического события по строительству  АЭС в Казахстане, куда я и вошел, – рассказывает Хусаин Мустафа. – Мы, ветераны ликвидации Чернобыльской катастрофы, понимаем, что без дополнительного источника электроэнергии государство не сможет развиваться дальше. Уже сегодня, в эпоху энергодефицита, мы остро нуждаемся в надежных и экологически чистых источниках энергии.

В 1986-м в Чернобыле наш герой был задействован в химическом среднеазиатском полку в качестве специалиста по радиации. Даже тогда, через полгода, когда над аварийным четвёртым энергоблоком был возведен саркофаг, после дезактивации и модернизации снова были запущены первый и второй блок, а потом и третий.

– То есть я хочу сказать, что даже при такой глобальной катастрофе работа АЭС не была прекращена. Без энергии жить нельзя, мы не можем вернуться к восковым свечкам и керосиновым лампадкам. Поэтому наша организация, а это 20 региональных ветеранских объединений, еще в феврале 2023 года провела республиканский съезд в Туркестане, где обсуждался вопрос строительства АЭС в нашей стране. Нам нужно было самим определить свою позицию по данной теме и сформировать свое отношение к этому вопросу. Таким образом, центральная ассоциация ветеранов Чернобыля полностью поддерживает проведение референдума по  строительству АЭС. 

Войдя в республиканский штаб, мы встречаемся с коллективами, жителями и видим большую заинтересованность людей в этом вопросе. Атомная энергетика касается всех, ее обсуждают как специалисты, так и люди, которые очень далеки от этой темы.

По мнению собеседника, сейчас многие казахстанцы не могут определиться – «за» или «против» возведения АЭС. Именно поэтому Глава государства решил провести референдум, тем самым вынося данный вопрос на общенациональное обсуждение.

–  Между тем в соседнем Узбекистане без голосования уже реализуется проект строительства первой атомной электростанции. Там приняли решение строить АЭС на границе с Шымкентом.  Также 10 АЭС строят россияне, 27 – в Китае. Словом, вокруг нас строят все. В настоящее время в 30 развитых и развивающихся государствах действуют около 200 АЭС. Почему? Потому что в тех странах понимают: развитие атомной энергетики – это дешевое электричество, заводы, предприятия, бизнес и многое другое. И если в прошлые годы больше людей было настроено «против» и не понимали, какое значение для страны имеет строительство атомной станции, то сейчас, думаю, общество созрело. Референдум покажет, насколько люди готовы принять решение.

Раньше ведь жили без АЭС…

–  Но простому обывателю понять это сложно. Ведь до сих пор наша страна обходилась без АЭС, – спрашиваем мы.

– Я  сам по специальности энергетик и понимаю, что это – сложная отрасль. Она действительно не понятна простому гражданину, не занимающемуся  атомной энергетикой, и без элементарных знаний не разобраться. Да и чтобы объяснять людям необходимость строительства столь стратегического объекта, давать вразумительные ответы, члены штаба тоже должны быть компетентными в этом вопросе. С этой целью мы, члены рабочей группы, куда вошли представители гражданского альянса, шесть партий, общественные организации, решили сначала изучить данный вопрос. В 20 километрах от Алматы есть закрытый объект – институт ядерной физики, где имеется реактор, не вырабатывающий электроэнергию, но принцип  работы такой же: ученые там готовят специалистов. И мы тоже прошли обучение:  для нас провели экскурсию, показали, что и как работает,  рассказали о безопасности, показали, как хранятся отходы ядерной энергетики. Чтобы разъяснять людям, мы сами должны знать весь процесс. Кстати, желающие вникнуть в эту тему глубже могут посетить этот институт – для этого даже упростили процедуру контроля режимного объекта. Также на встречу с населением мы приглашаем ученых, которые по полочкам могут разложить тему атомной энергетики.

Сколько будет стоить булка хлеба?

– Я, – продолжает Хусаин Мустафа, – в свою очередь внес предложение сделать наглядную сравнительную таблицу – сколько через 10 лет будет стоить булка хлеба? Сколько мы закупаем энергии сейчас у других стран? Есть ли гарантия, что соседи будут  продавать нам энергию через 10 лет?  Вот такие аргументы нужно приводить, чтобы люди понимали всю серьезность вопроса.

Мой отец, ветеран Великой Отечественной войны, дошедший до Австрии, всю жизнь проработал трактористом. И однажды мы ему сказали, чтобы он бросал рулить баранку старого трактора. А им вдруг в 1979 году выдают новый трактор Т-25 с кабиной. И отец остался. Он сказал, что еще в 1943 году ему приходилось водить такую же американскую машину. То есть это пример того, насколько мы отстали в развитии. Атомная энергетика – это мощный двигатель науки и технического прогресса, если этим правильно распоряжаться.      

– Хусаин Даутович, но вы сами, как никто другой, знаете, насколько АЭС может быть опасна.

– Если мы посмотрим на статистику, то скажите, сколько ежедневно гибнет людей на дорогах в автомобильных авариях?  Но никто же не отказывается от машин, не пересаживается на телеги. Нож тоже создали, чтобы резать хлеб, но им можно и убить. Поэтому мы сегодня говорим о применении мирного атома, а не о ядерном оружии. А что касается аварий, то за все годы существования атомных электростанций в мире произошли три крупные катастрофы: в США, Фукусиме и самая тяжелая – Чернобыль: там были человеческие жертвы. И потом, в то время были возведены первые поколения АЭС, и в Чернобыле был паровой взрыв, там перегрели реактор, нарушив технологии. Сегодня человечество извлекло из трагических событий прошлого главный урок – задача обеспечения безопасности. В атомной энергетике это является неоспоримым приоритетом, все остальные вопросы, в том числе экономические, вторичны.

И еще. Сегодня мы говорим о ядерном синтезе, нынешние современные технологии работают вообще по-другому. Многие страны ждали, когда технологии дойдут до того уровня, что смогут обеспечить практически стопроцентное предотвращение выбросов радиации в случае тяжелой аварии. И сегодня десятки государств заявили о намерениях развивать атомную энергетику. А Казахстан занимает первое место в мире по экспорту урана. Имея такой потенциал, думаю, страна должна прийти к атомной энергетике.

– Как известно, строительство АЭС у нас запланировано на площадке вблизи посёлка Улкен на Балхаше.

– У нас планируют построить два блока. Первый – в посёлке Улкен, который находится на берегу озера Балхаш. Он покроет прогнозируемый дефицит в южной зоне энергосистемы. Также в районе населённого пункта есть и развитые электрические сети, достаточные для выдачи мощности от АЭС. Второй – в Курчатове (Семипалатинск) – тоже назван перспективным, так как там сегодня тоже работают ядерщики. Почему два? Это на тот случай, если один остановится на плановый ремонт, техническое обслуживание и так далее.

И в завершение мне хочется добавить, что атомная энергетика – это источник надёжной, бесперебойной, относительно дешёвой и главное – прогнозируемо стабильной по себестоимости электроэнергии. Вот об этом сегодня мы и говорим населению.

Фото Х. Мустафы

Статьи по теме

Back to top button