На Всемирных играх кочевников Казахстан отлично продемонстрировал свои достижения в национальных видах спорта. И это всё – подготовка спортсменов. «ПК» поговорила с руководителем специализированного клуба Атырау Онербаем Жанбала.
Путь Онербая в национальные виды спорта начался в 2003 году, когда в этой сфере стали происходить важные перемены. Было больше скачек. Он тоже захотел внести свой вклад, видя, как развивается данное направление. И решил: надо поддерживать этнические игры с этими животными и заниматься разведением лошадей. Иначе со временем это наследие снова может угаснуть. В поисках лучших жеребцов Онербай Жанбала отправился в путешествие в Калмыкию, Кабардино-Балкарию, Северную Осетию и Чечню. Оттуда он привез четырёх отличных скакунов и заодно смог завоевать призовые места на соревнованиях по скачкам. Так Жанбала начал разводить коней.
Выкопаешь иголкой колодец и медали на горизонте
У Онербая уже была собственная база, более полусотни лошадей, оставалось только приобрести технику для тренировок. Сегодня клуб обучает нескольким национальным видам спорта, включая байге, кокпар, құсбегілік (соколиная охота), жамба ату, тенге ілу и аударыспақ. Одним из главных своих достижений наш герой считает тот факт, что спортсмены принимают участие в международных соревнованиях. В своей статье «От степей к пьедесталу» (см. «ПК» от 08.08.2024 г.) я писал про атырауского кокпариста Абылая Лукпанова и мастера спорта по құсбегілік Армана Кушкарова, оба являются участниками данного клуба. К сожалению, Абылай не смог принять участие во Всемирных играх кочевников, хотя тренировался два месяца. Не прошёл отбор.
– Это не умаляет его заслуг, он всё ещё один из сильнейших кокпартистов, – хвалит своего спортсмена директор. – Среди участвующих от нашего региона, помимо Армана, отправились победитель чемпионата Казахстана по алыш күресі Нуржан Сарсенгалиев и мастер спорта по традиционной стрельбе из лука Марат Бексултанулы. Эти игроки очень сильные, подтверждение тому, что они играют мировом уровне, да и не так просто это. Ловля птиц, которой занимается Кушкаров, очень сложная. Животные дикие, и приучить их – всё равно, что копать колодец иголками. Птицу нужно не просто тренировать, а относиться к ней как к верному товарищу, – подчеркнул сложность природы спорта Онербай Жанбала.
Процесс отбора участников в клуб национальных видов спорта начинается с объявлений. Обычно приглашаются юноши в возрасте от 15 лет и старше. После спортивной проверки они проходят учебно-тренировочные сборы, где готовятся вместе со своими лошадьми. Опытные тренеры, среди которых есть как местные специалисты, так и приглашенные из других регионов, курируют процесс подготовки. Они помогают развивать физические и тактические навыки участников, чтобы обеспечить максимальную готовность к соревнованиям.
– Тренировочные сборы могут длиться несколько недель, иногда команды выезжают в другие города для финальных подготовок перед соревнованиями, – отмечает собеседник.
Не всё коню масленица
Но есть и некоторые проблемы. Например, отсутствие специализированного центра.
– Для футбола, волейбола, хоккея, тенниса есть. А вот где развивались бы национальные виды спорта, такого места нет. В 2015 году были подготовлены документы, прошли экспертизу, но финансовый вопрос до сих пор не решён. Миновало девять лет, а дело так и стоит на месте. Сейчас вроде бы снова что-то планируется. Но если бы всё было построено раньше, это значительно помогло бы развитию. Ведь когда есть центр, можно проводить фестивали, чемпионаты Казахстана, турниры. А как сейчас играть на голой земле? Нужна нормальная инфраструктура. Во-первых, это престиж региона, а во-вторых, те же кони, которые участвуют в соревнованиях, стоят несколько тысяч долларов, и никто не хочет рисковать ими в плохих условиях, – подробно описывает проблемы основатель клуба. Часто развитие спорта нередко сталкивается с тем, что приоритет отдается более популярным дисциплинам.
– Все атлетические направления важны. Но как патриот считаю: мы должны развивать и собственные спортивные традиции. Вот корейцы, например, продвинули свой вид спорта — таэквондо до олимпийского уровня. Почему мы не можем сделать то же самое? Можно популяризировать в учебных заведениях, открывать больше спортивных школ. Так, дети постепенно с местного уровня дойдут до республиканских выступлений. Занятия должны включать и теорию, и практику, постепенно развивая интерес у ребят. Футбольным, баскетбольным, волейбольным клубам проще: у них есть поля, мячи, снаряжение – всё, что нужно для тренировок. А в нашем случае возникают сложности с оборудованием, сценами, местами для подготовки. Нужно больше усилий и ресурсов. Сено для лошадей, вода для мытья, конюшни и так далее. Сейчас и зарплаты у спортсменов низкие — около 100 тысяч тенге. С такими доходами тяжело содержать семью и полностью посвятить себя спорту, – объясняет хранитель традиционных видов спорта. Но все же он верит: все существующие трудности будут решены, и клуб сможет развиваться и дальше. Он отмечает, что честная работа и преданность делу помогут преодолеть любые препятствия. И с оптимизмом смотрит на предстоящие выступления своих спортсменов на Всемирных играх кочевников.
– Всемирные игры кочевников – это не просто соревнования, здесь спорт тесно переплетается с культурой и традициями кочевых народов, – вводит в курс основатель клуба. – Раньше люди такие навыки, как стрельба из лука, владение копьём и захваты, использовали в войнах. Со временем такая подготовка переросла в спортивные состязания, – рассказывает директор. – У нас это в крови. И хорошо, что всё это выходит в массы. Много стран, из разных уголков мира, участвуют в Играх: США, Япония, Южная Африка, Колумбия и так далее. Американцы уже принимали участие в Турции и Кыргызстане, и с каждым разом интерес других государств только растёт. Но популярность начала возрождаться не так давно. До начала прошлого века в аулах играло множество людей, но потом интерес постепенно угасал. А с приобретением независимости влечение вновь начало расти. И это радует, – отметил собеседник «ПК».
Георгий ШАПОШНИКОВ