Новости

С правами. Но без права на ошибку

Ребёнок выбегает за мячом на дорогу, а водитель не успевает затормозить… Скутер без номеров несётся между машинами. Автомобиль совершает непредусмотрительный манёвр, и это приводит к трагедии.

Всё это – не сцены из кино, а события, которые происходят в реальности. Об этом и вообще о правилах дорожного движения «ПК» поговорила за круглым столом с представителями полиции, общественниками и автомобилистами.

На обсуждение пришли старший инспектор областного надзора департамента полиции Антон Хороших, инспектор административной полиции Камилла Сердалина, депутат молодёжного маслихата Жалгас Халелов и автолюбитель Дархан Исакулов.

Начнём с самого уязвимого участника дорожного движения с ребёнка. Сегодня даже простая прогулка во дворе может обернуться бедой, если ктото из ребят выбежал на дорогу. Насколько сейчас школьники информированы о правилах?

Антон Хороших:            

– Работа с детьми – это не разовая акция. Мы регулярно проводим профилактические беседы в школах, объясняем, какие последствия могут быть у простого, казалось бы, невнимательного шага на дороге. Разговор идёт не только о нарушении ПДД, но и о более серьёзных вещах – уголовной ответственности. Дети должны понимать: шалость возле дороги может привести к трагедии. Но даже если ребёнок всё знает, никто не гарантирует, что он не отвлечётся в самый важный момент. Побежал за мячом, позвал друг – и несовершеннолетний уже на проезжей части. Такие вещи случаются часто. Поэтому родителям тоже нужно регулярно объяснять правила. Даже если поблизости есть пешеходный переход, ребёнок должен уметь сориентироваться и безопасно перейти его.

Жалгас Халелов:

– Недавно читал о трагедии, которая произошла в Алматы: мать встречала свою дочь через дорогу – ситуация, казалось бы, безопасная: горел зелёный свет для пешехода, девочка переходила по зебре. Но неожиданно перед ней проехал автобус, который сильно испугал. Сделав пару шагов назад, она оказалась в слепой зоне грузовика, и тот наехал на школьницу. Всё произошло буквально на глазах у матери… Ужасная история.

Дархан Исакулов:

– Да… А ещё был случай, тоже в Казахстане. Старшая сестра гуляла с младшими детьми, и одну из сестрёнок по невнимательности оставила на проезжей части. В это время с парковки выезжала соседка, не заметила малышку, и произошёл наезд. Обвинить водителя сложно: ребёнка действительно не было видно. Это один из тех трагичных моментов, когда невозможно однозначно сказать, кто виноват. Очень тяжёлая ситуация.

Всё же наша задача, как водителей, быть максимально внимательными. Не превышать скорость, не терять концентрацию, особенно в жилых зонах. И это, между прочим, не требует каких-то сверхусилий. Лично у меня, к счастью, не было случаев, когда кто-то выбегал на дорогу, и возникала реальная угроза наезда.

А.Х.:

– Здесь важно понимать: в каждом случае обстоятельства разные. Если взрослый отвечает за несовершеннолетнего во время прогулки, он обязан держать его в поле зрения. А водитель – убедиться в безопасности манёвра. Но оценку даёт суд. Мы можем только констатировать: и та, и другая стороны должны нести ответственность, каждый на своём уровне. Главное – не искать крайнего, а работать на предупреждение.

Ж.Х.:

– Напоминать о правилах дорожного движения нужно всем и постоянно. В прошлом году участники молодёжного крыла «Жастар рухы» вместе с полицейскими проводили акцию «Безопасный город» на кольцевой дороге у гостиницы «Акжайык», там особенно оживлённое движение в часы пик. Останавливали автомобили, призывали водителей быть внимательными, не отвлекаться на телефон. Напоминали о необходимости соблюдать скоростной режим во дворах, пропускать пешеходов на переходах, особенно если это школьники. Если в салоне были дети, и им давали несколько наставлений – всегда нужно быть пристегнутыми, не выбегать на проезжую часть. Простые на первый взгляд вещи, именно они способны предотвратить беду.

ПДД без скидок

Антон Валерьевич, какие нарушения чаще всего фиксируются в Атырау?

– За последние три месяца в регионе зарегистрировано более 85 тысяч нарушений ПДД. И около 66 процентов из них – это превышение скоростного режима. На втором месте – выезд на встречную полосу и на третьем – небезопасные манёвры: водитель не убедился в обстановке и при повороте или перестроении столкнулся с другим участником движения или объектом. Всё это касается как трасс, так и городской черты. Отмечу, особенно важно соблюдать скоростной режим вблизи школ. К сожалению, не все обращают внимание на знак ограничения до 40 км/ч и предупреждающие таблички «Осторожно, дети!». А ведь такие зоны нужно проезжать с особым вниманием.

Иногда бывает, что человек рассеян, он просто не заметил знак или переоценил тормозной путь своего авто, но это не оправдание. Надо помнить, что за превышение скорости предусмотрен штраф без предупреждения. Это 5 месячных расчётных показателей – 19 660 тенге.

К тому же, какой бы мощный не был автомобиль, если ограничение 60, значит, надо ехать 60. Контролировать скорость – это обязанность водителя. Никакие технические характеристики машины не освобождают от этого.

Ж.Х:

– У нас в городе тема скорости всегда была актуальна. Я, например, жил в районе Авангарда, возле парка Победы. Примерно 15 лет назад по дороге от парка до остановки «Мерей» по ночам устраивали настоящие гонки. Это происходило в 2-3 часа ночи, когда машин почти не было. Всё это, конечно, было неофициально, но мы, дети, слышали звук моторов и выходили смотреть. К счастью, тогда всё обходилось без происшествий.

Сейчас такие случаи фиксируются гораздо реже. На большинстве улиц работают камеры, а патрулирование ведётся круглосуточно – и днём, и ночью, без перерывов. Даже если кто-то и пытается лихачить, нарушение всё равно будет зафиксировано.

Д.И.:

– Надо понимать, что дорога – не место для экспериментов. Я в своё время пробовал заниматься дрифтом – это когда машину специально пускают в занос и учатся управлять ею в более экстремальных условиях. С 2018 года увлекался этим в Алматы, тренировались на специальных площадках. Дрифт – зрелищный, но затратный вид автоспорта, требующий и подготовки, и вложений. Во время тренировок бывало всякое – то в бордюр врежешься, то поцарапаешь бампер о столб. Не всегда всё проходит гладко.

А.Х.:

– Департамент полиции выступает против несанкционированных гонок в черте города. Это опасно и для самих водителей, и для других участников движения. Плюс идёт нагрузка на дорожное покрытие, риск выезда на встречную полосу, вероятность наезда на пешехода. Любой азарт на дороге должен оставаться в рамках закона.

И снова о… скутерах

Камилла Сердалина:

– Любое ДТП – это в первую очередь боль и последствия. Особенно, когда речь идёт о несовершеннолетних. Поэтому обязательная регистрация мопедов, техосмотр и наличие прав, всё это важные меры. Сейчас в Атырауской области действуют 27 автошкол, и уже есть программы обучения категории A1 с 16 лет. Это позволяет заранее готовить будущих водителей и не допускать к дороге тех, кто просто не готов.

Ж.Х.:

– Для меня скутер – большой стресс. Когда еду на машине и рядом выскакивает скутерист, особенно если их несколько, сразу напрягаюсь. Они часто ездят в мёртвой зоне, без шлемов. У моего знакомого был случай: в 18 лет ему подарили мопед. Конечно, он плохо знал ПДД и через некоторое время попал в аварию. Сейчас у него вторая группа инвалидности. Именно поэтому я считаю, что мототранспорт – источник серьёзной опасности. И возраст допуска к управлению можно было бы поднять хотя бы до 21 года.

Автоспорт для Атырау: мечта или реальность?

Сейчас активно обсуждают идею строительства автотрека. Как вы к этому относитесь? Нужна ли городу такая площадка?

Д.И.:

– Это, пожалуй, самая обсуждаемая новость последних месяцев. Её пересылают все подряд. Хотя, честно говоря, верится с трудом. Даже в Астане нет ни одного автоспортивного объекта такого уровня, в Алматы только, да и всё. Построить полноценную площадку для заездов – очень дорого. Но если в Атырау действительно появится такая локация, это будет прорыв. Можно было бы возродить местную федерацию автомотоспорта, приглашать участников из Уральска, Актобе, даже из России. Там автоспорт развит, даже используют переоборудованные взлётные полосы.

Ж.Х.:

– Официальной информации пока не было (хотя нам на сайте pricom.kz кое-что рассказывали меценаты проекта – см. «В Атырау в этом году начнётся строительство гоночной трассы» https://pricom.kz/novosti/v-atyrau-v-etom-godu-nachnyotsya-stroitelstvo-gonochnoj-trassy.html. Прим. ред.) Конечно, для водителей, которые увлекаются спортивными автозаездами, это стало бы глотком свежего воздуха. Но в комментариях к новостям люди делятся: кто-то «за», а кто «против» – пишет, мол, лучше бы дороги в городе отремонтировали. С госбюджетом будет много споров. Но, как я знаю, этот проект реализуются на частные инвестиции. Так что, почему бы и нет?

А если всётаки построят трассу, это поможет сократить количество нарушений? Люди ведь получат возможность гонять легально, в отведённом для этого месте.

А.Х.:

– Важно понимать: даже если в регионе появится современная площадка для автоспорта, всё равно многое зависит от самих водителей. Инфраструктура – это возможность провести весело время, а не гарантия безопасности.

Дальняя дорога

не прощает усталости

Вы все, уважаемые участники нашей встречи, как опытные водители, часто выезжаете на трассу. Насколько комфортно там себя чувствуете? Вот лично я пока не решаюсь слишком много слышу об авариях с тяжёлыми последствиями…

Д.Х.:

– Я езжу на дальние расстояния часто – в Алматы, Астану, за рубежом бываю – в России. Мне трасса даже больше нравится, чем город: меньше суеты, рваного трафика. Но только если ты выспался и готов. Потому что усталость – это главный враг. Был случай: лет шесть назад ехал без сна, думал, что успею доехать до населенного пункта. Но в какой-то момент глаза закрылись, а картинка перед глазами была такая, будто продолжаю держать путь. Хорошо, что вовремя очнулся, остановился, даже руки тряслись! С тех пор если чувствую хотя бы лёгкую усталость, останавливаюсь и сплю, прямо в машине. Не рискую. Это не игра: выехал на встречку – и всё.

К тому же, нужно всегда готовить машину к дальней поездке. На трассе каждый мелкий сбой может стать критичным. Был ещё один у меня случай: ночью обгоняю фуру, и вдруг замечаю, что навстречу несётся автомобиль… без фар. С большим трудом его заметил. Ехал он километров 100 в час. Такую легкомысленность я не понимаю.

А.Х.:

– Бывают разные водители, и безответственные тоже, к сожалению. На трассах полиция постоянно проводит профилактику. При выезде из города стоят патрули, инспекторы предупреждают: будь внимателен, не обгоняй наобум, пристегнись. Мы устанавливаем билборды с напоминаниями, где прямо показаны разбитые машины, чтобы человек задумался. Есть и муляжи животных, дабы напомнить о риске столкновения с домашним скотом. Кроме того, на участках за городом установлены необходимые знаки. Ограничение скорости для легковых автомобилей на трассах в Казахстане, как правило, составляет 110 км/ч. Стараемся изо всех сил предупреждать аварии – и на загруженных направлениях, и на менее оживлённых участках.

Разговор за столом показал: никакие правила не работают в одиночку. Водителям нужно быть внимательнее, родителям не перекладывать всё на инспекторов, подросткам понимать, что дорога ошибок не прощает.

Полную версию разговора можно посмотреть на YouTube-канале «Прикаспийской коммуны».

Круглый стол провёл Георгий ШАПОШНИКОВ

Георгий Шапошников

Корреспондент

Статьи по теме

Back to top button