Ритмы Гурьева

bez imeni 190 Новости

Есть в Атырау немало парков. Но кроме памятников вперемежку с арендой детских машинок, дешевых аттракционов и продажи кукурузы и сладкой ваты, там ничего культурного нет. А вот в городском парке культуры и отдыха – горпарке тогда еще Гурьева – любили резвиться не только дети, там отдыхали по молодости наши мамы и папы, бабушки и дедушки, тети и дяди. Это ведь они вечерами пропадали на танцплощадке парка! Какие там лились мелодии, какие песни звучали, а сколько людей познакомились и впоследствии создали семьи.

На тему отдыха навела публикация одной фотографии в соцсети, к которой последовало немало откликов наших горожан. Таких душевных и теплых, что мы решили рассказать в сегодняшнем выпуске о главной танцплощадке города того времени. Может, прочитав ее, властьимущие задумаются о культурном отдыхе нынешних атыраучан?

bez imeni 191

ОГНИ УРАЛА

Итак, на фотографии пользователя сети «Одноклассники» Магомеда Гаджи Алисултанова запечатлены семь красивых молодых людей. Подписан снимок коротко: «Город Гурьев. Ансамбль «Ритмы времени», горпарк». Мы решили узнать дальнейшую судьбу музыкантов, ведь горпарка давно нет. Между тем выяснилось, что эти «Ритмы времени» не играли все время в парке культуры и отдыха.

– Этот коллектив был штатным ансамблем областной филармонии. Постоянно находились на гастролях по Казахстану, а с 1982 по 1984 годы играли в ресторане «Шагала», который располагался на дебаркадере в районе санатория, – рассказывает один из музыкантов ансамбля областной филармонии «Атырау жайык» Жолдас Есембаев. – На данный момент из этой группы в Атырау остался Мурат Умбетов. Володя Зубов – барабанщик – в Алматы живет, Володя Баурин – солист – уехал к себе в Пензу, Сергей Яковлев в прошлом году умер, Сергей Неледов – в этом. Вот такие печальные воспоминания остались.

По словам Жолдаса Есембаева, в основном «Ритмы времени» исполняли популярные песни того времени, это была кавер-группа. Многие члены ансамбля разбежались после 1985-го: кто где работал. «Сергей Неледов здесь остался, потом одно время играл в Москве, в ресторане, затем вернулся в Атырау».

Как отмечает Есембаев, в горпарке выступало много коллективов, например, братья Тюрины. Также Сергей Неледов и Михаил Дубровин – жилгородская группа «Новинка», они играли с 1974 по 1976 годы.

– Из известных имен и ВИА в то время – Герман Ким, он был занят в ансамбле горпарка «Ноктюрн». Этот ансамбль возглавлял Виталий Костияйнен, и являлся чисто коллективом городского парка, – продолжает вспоминать Жолдас Есембаев. – В 1977-м мы перешли с группой из облфилармонии «Атырау жайык» – это я, Мухтар Файзуллин, Сергей Яковлев, Вячеслав Крючков – в городской отдел культуры. А танцплощадки как раз и относились к этому отделу. Если пройтись по названиям ансамблей, то в начале 1970-х очень знаменитыми являлись упомянутые братья Тюрины, ансамбль назывался «Сыны Урала». А вокально-инструментальный ансамбль, в котором играли мы уже в горпарке, именовался «Огни Урала». К слову, мы были в штате инструментальной группы ансамбля танца «Жайык кызы», – вспоминает Жолдас.

В общем, именно перечисленные парни задавали тон на танцах в Гурьеве, они исполняли и известные песни, и те, что только выходили на пластинках.

– Касательно репертуара, в те времена было очень строго. Мы могли исполнять песни только советских композиторов. Но это – на официальных концертах. А на танцплощадках немного отходили от этой линии, за что иногда прилетало от горкома партии, отдела идеологии. Кстати, – улыбается Жолдас Есембаев, – кажется, в 1976-м была статья в «Прикаспийке» про то, что мы в те времена исполняли песни запрещенных групп, в том числе «Машины времени»! Вот бы найти ее!

Обычно в Гурьеве, где выступали хорошие ансамбли, туда народ и ходил. Основные популярные танцплощадки города на тот момент – в ДК «АНПЗ», ДК нефтяников, в горпарке. «В клубе УЗКМН тоже имелась танцплощадка, там начинал играть Николай Кустодынчев, потом, в 1976-м, перешел в нашу группу «Огни Урала», – добавляет Жолдас Есембаев.

ВЫ ТАНЦУЕТЕ? А Я – ПОЮ

Итак, основная масса молодых гурьевчан устремлялась потанцевать в горпарк. Мы попросили вспомнить горожан – сколько стоил билет на танцы, ведь такие именитые ансамбли специально выступали для них! И удивились, потому что большинство (а интересовались мы, так уж получилось, у дам) говорили: за них платили парни! Лишь наша постоянная читательница Леонора Кузнецова припомнила, что в конце 1950-х билет на танцы можно было приобрести за 30 копеек. Эта цифра, конечно, современным жителям Атырау ни о чем не говорит. Поэтому попросили доступнее расшифровать ее.

– В то время нам с супругом хватало рубля, чтобы отправиться в горпарк: проезд в автобусе – 10 копеек, вход на танцплощадку горпарка – 30 копеек и еще на мороженое оставалось (стаканчик этого лакомства в те годы стоил порядка 10 копеек). Ну а домой – пешком, ничего, зато счастливые, – вспоминает старожил города.

Читательница Вероника призналась, что иной раз, чтобы попасть на танцы, перелезали через забор. А иногда и без билета протискивались: «Контролер и не заметит: народу – яблоку негде было упасть!» А вот что рассказала давняя читательница Калжан Мухамбетжанова:

– Слышала, что базаровские, как их раньше называли, ходили на танцы целой улицей. Кажется, танцплощадка в горпарке считалась более престижной, там всегда было много людей.  

К. Мухамбетжанова добавила, что в горпарк ходила «тройка» (маршрут автобуса). Но танцы заканчивались в 23.00, все выходили гурьбой и шли по домам пешком.

– Первоучастковские, стройконторские направлялись через главный мост, я часто рассказы об этом слышала, – добавила читательница. – Везло тем гурьевчанкам, у парней которых была машина (что по тем временам – редкость!) или мотоцикл. Их развозили. Многие девчонки старались знакомиться с теми, у кого машины. А вообще-то, в те годы говорили так: хорошая девушка на танцы не пойдет. Ну, время было такое – разгул алкоголиков. И, тем не менее, некоторые прилежные девушки умудрялись каким-то образом улизнуть из дома. Некоторых пускали на танцы только после окончания училища (колледжа), а вот после окончания института девушки уже считались старыми для танцев, – отметила Калжан.

К слову, о возрасте. Как припомнила Леонора Михайловна, танцплощадка в парке Орджоникидзе (ДК нефтяников) слыла самой возрастной – там собирались танцевать те, кому за 30.

– А вот школьницы бегали на танцы чуть ли не с седьмого класса. Время тогда было такое: всем хотелось быть взрослыми! Кто придет в компании со старшей сестрой или с братом. Со временем все опустело. На смену танцплощадкам пришли рестораны, бары, ночные клубы. А я сейчас вспоминаю: были случаи, когда молодежь знакомилась на танцах, а дальше – армия или марш Мендельсона.

Мы собрали самые яркие комментарии, рассказывающие о времени наших мам, пап и бабушек с дедушками. Комментарии и под тем самым фото, с которого мы начали наш сегодняшний рассказ о горпарке.

«Я помню, как мы бегали в горпарк на танцы, – пишет Мария Анатольевна. – Там ребята играли: живая музыка! «Девочка в автомате» пели, потом репертуар группы «Земляне». Хорошее время. Всегда было много народу. Многие танцевали и за пределами танцплощадки. Однажды нас не пустили. И мы устроили танцы за ограждением, многие поддержали. В выходные развлечения днем устраивались – детские мероприятия. А вечером – танцы».

«Нам, ребята, повезло: мы ходили на танцы под живую музыку, не то, что  сейчас слушают наши дети», – пишет Елена Круглова.

«Вроде недавно это было. Вспоминаешь с таким удовольствием. Сколько времени прошло, но как же было классно!» – говорит Елена Шерстянкина.

Надежда ШИЛЬМАН

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 2 из 5 )
Прикаспийская коммуна