Новости

Пропустить или проехать?

В ближайшее время пешеходов, возможно, ждет неожиданный сюрприз. МВД Республики Казахстан намерено внедрить новшество — поправку в правила дорожного движения, по которым при включении разрешающего, то есть зеленого сигнала светофора или регулировщика пешеход уступает дорогу транспортным средствам, завершающим ранее начатое движение через перекресток. Новые правила находятся на согласовании с госорганами и на публичном обсуждении. Если поправки одобрят, то они заработают уже совсем скоро. К каким последствиям может привести их принятие? Утвердят ли приоритет водителей при завершении маневра на перекрестке? Что думают по этому поводу как сами водители, так и пешеходы?

Будучи за рубежом, обратила внимание, как ведут себя автомобилисты — если загорелся красный свет, никто не сигналит пешеходу, который еще не успел перейти, спокойно ждут. А у нас? В Атырау нетерпеливые водители своими авто готовы наехать на пятки пешеходу. А сколько было случаев, когда автомашины буквально пролетали на запрещенный для них сигнал на светофоре? Впрочем, сами пешеходы подчас проявляют беспечность, не смотрят по сторонам, идут медленно.

В МВД РК настаивают на том, что пешеходы сами являются виновниками некоторых аварий, поэтому и нужно менять правила дорожного движения. Автомобиль заезжает на моргающий, и когда на середине перекрестка находится, загорается зеленый сигнал светофора. В это время пешеход должен убедиться, что действительно машина завершила маневр. При включении разрешающего сигнала светофора пешеход должен будет уступить дорогу транспортным средствам. Новые правила пока согласуются с госорганами и находятся на стадии публичного обсуждения.

ЧТО УГРОЖАЕТ

ПЕШЕХОДУ?

По мнению известного общественника Андрея Кораблева, в намечаемой трансформации есть несколько важных, на его взгляд, моментов.

— Первое – это то, что изменение в правилах движения для пешеходов поставит под угрозу жизнь их самих, — уверен Андрей Александрович.- Обыватель редко следит за изменениями в ПДД и может по привычке продолжать идти, уверенный в том, что закон на его стороне. Водитель же, напротив, будет поворачивать, не пропуская пешеходов, точно зная, что он прав, а это может привести к наезду на пешехода. Поэтому любое изменение действующих правил требует тщательного и обдуманного решения. Конечно, задумка МВД логичная, правильная и призвана разгрузить перекрёстки. Как водитель, я такую поправку мог бы поддержать. Но как тогда быть пешеходам? Мне кажется, что одним из вариантов решения вопроса должно стать увеличение времени разрешающего сигнала светофора, чтобы его хватало и водителям, и пешеходам. Кроме того, пешеходы, как полноценные участники движения, должны иметь свои специальные светофоры, которые будут взаимодействовать с основными, регулирующими движение и выдавать разрешающий или запрещающий сигнал, в зависимости от алгоритма движения. К примеру, время, выделенное для поворота автомобиля – 30 секунд, далее запрет движения авто и разрешение движения пешеходов – 15-20 секунд. Только запрет движения способен остановить как автомобиль, так и пешехода.

Андрей Кораблев привел действующий пример из своей практики.

— Выезжая на зелёный сигнал с улицы Муканова на проспект Ауэзова, при повороте я обязан пропустить пешеходов. Но там установлен ещё и пешеходный светофор, который на протяжении 10-15 секунд запрещает им движение. По истечении этого времени загорается зелёный свет, и водители, совершающие поворот, уже пропускают пешеходов по действующим правилам. Эту практику можно было бы адаптировать и использовать при организации движения при принятии новых поправок, по которым приоритет закрепляется за водителями автомашин. Ну и, конечно, в перспективе можно было бы управление потоками движения доверить автоматизированным системам, которые могут принять решение, исходя из действующей обстановки, — предлагает Андрей Александрович.

В свою очередь атырауский водитель Степан Пучинян также считает, что в МВД может быть принято неверное решение.

— Думаю, не стоит этого делать (менять правила – Прим. ред.), пешеходы будут пытаться проскочить между машинами, а водители – пролететь между ними, все печально закончится. Мне кажется, гораздо проще будет, если попытаться отрегулировать светофор по-новому. Например, касаясь большого перекрестка улиц Абая — Махамбета, оптимальный вариант был бы, если в какой-то момент во все направления для автомобилей горел красный свет, и люди спокойно могли переходить. При новых правилах не одного человека собьют, — уверен Степан Пучинян.

ДА БУДЕТ СВЕТ! ЗЕЛЁНЫЙ

Общественница Галина Чернова вообще категорически заявила о неприемлемости нововведения.

— Во-первых, подобные правила никуда не годятся. У людей выработалась устойчивая привычка перехода улицы на зелёный свет. Это норма и правило, — доказывает Галина Христофоровна. — МВД введением новых правил для пешеходов введёт путаницу и самое ужасное — беспредел и бардак на дорогах, когда пешеходы, да и автомобилисты знать не будут, когда и как им двигаться и переходить — закончил автомобилист манёвр или продолжает двигаться и маневрировать. Во-вторых, МВД хочет ввести новые правила исключительно для пешеходов, но в большинстве своём аварии происходят из-за автомобилистов. Тогда почему для водителей не ужесточить правила движения? Ну и, в-третьих, кто будет обучать пешеходов, включая стариков и детей, новому? Или спустят директиву в народ, создадут путаницу и неразбериху на дорогах, и дело с концом?

Юрист Салтанат Рахимова также не видит оснований для внесения изменений в правила дорожного движения.

— Внесение таких поправок может вызвать проблемы. Возникнет угроза безопасности людей — изменение правил создаст реальные риски для пешеходов, особенно при переходе дороги в момент начала движения транспортных средств. Могут возникать случаи наезда, водитель скажет, что он начатый маневр хотел закончить и т.п. Трудности для определенных групп. Краткие интервалы затруднят переход дороги для пожилых людей и детей, которым требуется больше времени. Более того, не очень мобильные люди, которые привыкли к действующим правилам, полагаясь на приоритетность пешеходов, могут быть сбиты неответственными водителями, — высказывается Салтанат Аскаровна.

Юрист считает, что необходимо сохранить приоритет для пешеходов и обеспечить им достаточно времени для безопасного перехода дороги. Вместо увеличения приоритета водителей нужно продлить время именно для пешеходов, например, установив интервал в 90 секунд.

— Вообще, остро стоит вопрос безопасности людей на дорогах. Был случай: сбили родственника на автомобильной дороге ночью, водителя не привлекли к ответственности, аргументируя тем, что пешеход переходил в неустановленном месте, а у водителя не было возможности предотвратить наезд. Недавно маленького ребенка на велосипеде сбила машина, водителя не привлекают, опять аргументируя тем, что мальчик выехал на дорогу. Не надо ухудшать положение пешеходов. Каких-либо необходимых оснований для введения новшеств о приоритете водителей при завершении маневра на перекрестке не вижу, — подытожила Салтанат Рахимова.

Мои попытки найти хотя бы одного водителя, который был бы обеими руками за предлагаемые МВД новые правила, не увенчались успехом. При этом обратила внимание на опубликованное на сайте Tengrinews.kz мнение на эту тему председателя Независимого автомобильного союза Эдуарда Эдокова. Несмотря на то, что он сам является автомобилистом и новые правила дадут водителям дополнительное преимущество, сам в большей степени на стороне пешеходов, так как регулярно видит на дорогах, как водители пытаются проскочить перекресток в последний момент, даже когда видят, что «зеленый» сигнал уже начинает мигать, и даже когда загорается «красный». По его мнению, если дать волю нашим автомобилистам, то они вообще не будут давать пешеходам переходить дорогу. Он сторонник того, чтобы оставить правила как они есть сейчас, то есть дать приоритет пешеходу на перекрестке. При повороте Э. Эдоков старается пропускать пешеходов, пока они спокойно не перейдут, и затем завершать маневр. В некоторых местах города светофоры всего по 20 секунд горят для пешеходов. И пока весь ряд машин, стоявших на перекрестке, завершит маневр, у пешехода и вовсе останется только 10 секунд или даже и того меньше, он просто не успеет перейти дорогу. Э. Эдоков обращает внимание, что на некоторых перекрестках, конечно, интервалы бывают и дольше, где-то и по 70 секунд разрешающий сигнал для пешеходов горит, и там можно было бы дать автомобилю завершить поворот, но ведь есть, где «зеленый» горит, совсем мало. Чтобы перейти широкую четырехполосную дорогу, этого времени просто не хватит, особенно для пожилых людей и детей. По мнению автоэксперта, на наших дорогах и так много преимуществ у автомобилистов, и нужно оставить все как есть. При этом также необходимо уделить больше внимания ответственности самих пешеходов за нарушение действующих правил ПДД. По его словам, нередки случаи, когда водитель едет с разрешенной скоростью 40 или 50 километров в час, и вдруг на дорогу выбегает пешеход, там, где это не положено. В такой ситуации избежать столкновения очень трудно, а ответственность в случае наезда на пешехода будет нести водитель. Некоторые граждане даже перебегают оживленные скоростные магистрали и становятся виновниками ДТП. Чтобы контролировать эту ситуацию и увеличить безопасность пешеходов и водителей, правоохранители, как считает Эдоков, должны чаще привлекать нарушителей к ответственности и дежурить на самых оживленных участках, где такое происходит регулярно.

Все должно строиться на взаимном уважении участников дорожного движения. Нельзя трактовать законы только в пользу водителей или пешеходов. Нельзя отдавать приоритет водителям при поворотах и проезде через пешеходные переходы. В час пик на переходах скапливаются целые колонны из машин, которые пытаются быстрее завершить поворот. Они просто будут поворачивать каждый раз, когда загорается «зеленый», и пешеход не сможет пройти. По словам автоэксперта, «нас еще с советского времени воспитывали через билборды, что нужно уважать пешеходов и пропускать их. Если взять мировой опыт, к примеру, страны Европы, то там водители зачастую уступают пешеходам, даже если они не правы и переходят дорогу в неположенном месте, или бабушка идет, ковыляя, и не успевает перейти на свой сигнал, но никто не будет гудеть ей или пытаться проехать».

УБИЙСТВЕННАЯ

СТАТИСТИКА

А о чем говорит статистика, связанная с ситуацией на дорогах региона с участием пешеходов? По информации заместителя начальника управления местной полицейской службы ДП Атырауской области полковника Нурболата Алекесова, в 2023 году произошло 118 дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, погибли 13 человек, 108 жителей получили различные телесные повреждения. В позапрошлом году было зарегистрировано 129 ДТП, в минувшем году — немного меньше, но ситуация по-прежнему остается непростой.

— Поэтому, в целях предупреждения несчастных случаев, просим водителей и участников дорожного движения соблюдать правила дорожного движения, быть осторожными на дороге. Родители должны постоянно напоминать своим детям быть внимательными, — подчеркнул Нурболат Алекесов.

Ну и как быть, согласиться с предлагаемым новшеством МВД или нет? Проехать или пропустить?

По данным пресс-службы департамента полиции Атырауской области, в городе Атырау 55 пешеходных переходов со светофором и 522 без светофора.

Светлана НОВАК

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button