От степей к пьедесталу
Всемирные игры кочевников, которые стартуют в Астане
8 сентября, обещают стать грандиозным событием. В столицу Казахстана съедутся лучшие спортсмены со всего мира. Соревнования пройдут в 21 виде спорта, но сегодня мы поговорим конкретно о двух — кокпаре и құсбегілік. Разобраться в тонкостях этих национальных видов спорта нам помогут атырауские жители — кокпарист Абылай Лукпанов и беркутчи Арман Кушкаров.
Кокпар
Это древняя игра, в которой кочевники веками закаляли свой дух и оттачивали навыки верховой езды и боевого мастерства. Сегодня она остается популярной среди народов Центральной Азии, включая казахов, кыргызов, таджиков, монголов, узбеков… Всемирные игры кочевников станут очередным этапом в сохранении и популяризации этого уникального вида спорта.
Правила игры в кокпар просты. Всадники делятся на две команды и сражаются за тушу козла. Раньше жители одного аула на полном скаку уносили приз в свой аул, отбиваясь от соперников. В современном варианте цель игроков – удержать тушу и забросить ее в свой «казандык» (ворота). В команде — по 12 человек, а на поле одновременно находятся по четыре игрока с каждой стороны, которые сменяют друг друга, так как даже несколько минут игры требуют значительных усилий как от наездника, так и от лошади.
Более подробно об этой национальной игре рассказал атырауский участник Всемирных игр кочевников Абылай Лукпанов. Для него это не просто соревнование, а возможность представить свою родину и показать мастерство, которое оттачивалось годами. Увлекаться игрой он начал ещё в детстве, так как много времени проводил на ферме своего дедушки, который держал несколько лошадей. Дед был страстным лошадником и увлек внука в мир конного спорта, научив его всем азам верховой езды. В восьмилетнем возрасте мальчик впервые сел на коня, и с тех пор его интерес к этому виду спорта только рос.
— Дедушка всегда поддерживал меня, устраивая мини-соревнования и обучая различной технике езды, — вспоминает Абылай.
Со временем Лукпанов начал понимать, что лошади — это не просто животные, а настоящие партнеры и друзья. Очень умные и красивые. Для него эта национальная игра стала не только способом поддержания физической активности, но и источником умиротворения.
Мы готовы!
Подготовка к Всемирным играм кочевников — это долгий процесс, требующий как физической, так и психологической подготовки.
— Нужно тренировать выносливость, силу и гибкость. Очень важно ментальное состояние, спортсмены учатся контролировать себя, развивают концентрацию внимания и стрессоустойчивость. Это очень важно в условиях соревнований, — говорит кокпарист.
Его команда старается готовиться к следующим играм через просмотр прошедших состязаний. Ведь анализ и разбор ошибок с игроками помогает не совершать их в будущем.
— Взаимопонимание между партнёрами тоже нужно отрабатывать, это очень важно. Как бы ты ни разбирал свои оплошности, если не поймешь и не рассчитаешь действия своего сокомандника во время игры, то выиграть не получится. Для себя отмечу, что нужно уважать культуру и традиции кочевничества, это тоже одно из составляющих победы.
Вижу цель – не вижу преград
А. Лукпанов — нападающий. Использует быстрый старт и маневры, чтобы первым достичь туши козла, таким образом, создавая преимущество для своей команды.
— Тактика «маневры и обходы» включает в себя быстрые повороты, изменение траектории и использование пространства на поле. Стараюсь отвлекать внимание соперников и избежать их захвата. Передачи и совместные атаки с командой помогают мне пробиться к цели.
Спортсмен также внимательно следит за слабыми местами обороны противника и использует их ошибки. Например, его направление атаки идёт в менее защищенную сторону соперника, он старается быстро реагировать на их изменения в тактике.
— Позиция нападающего требует не только хороших верховых навыков и физической выносливости, но и стратегического мышления, а также умения адаптироваться к изменяющимся условиям игры. Важно ещё, чтобы игроки поддерживали друг друга, оказывали помощь и обеспечивали защиту при необходимости. Только действуя слаженно, можно эффективно контролировать ход игры и предотвращать атаки противника, — говорит игрок.
Для Абылая кокпар — это не просто спортивная игра, а часть национальной культуры. Она олицетворяет многовековые традиции, связанные с верховой ездой, боевыми и охотничьими навыками.
— Здесь отражается дух единства, уважение к коням. Этот спорт объединяет поколения, передавая уникальные знания и умения, — говорит кокпарист.
Буря адреналина
В национальной игре есть моменты, которые захватывают зрителей и наполняют их эмоциями. Во время атаки, когда нападающий игрок стремится забрать тушу и отвести его к своему кольцу, рев болельщиков просто оглушает.
— Или когда нападающий смело и быстро приближается к козлу, уверенно маневрируя на лошади и избегая попыток захвата. Люди на трибунах в этот момент волнуются и поддерживают своих любимцев. В такие моменты становится приятно и появляется дополнительная мотивация. Стадион взрывается аплодисментами и криками зрителей, которые переживают за каждое движение на поле. Ведь им также передаётся адреналин и эмоциональное напряжение, — рассказывает спортсмен.
Может быть ещё лучше
По словам кокпариста, важно активно продвигать кокпар на международной арене. Это поможет привлечь больше участников и зрителей со всего мира. Использовать современные технологии для улучшения трансляций. Например, делать онлайн-эфиры, виртуальные туры по полю и улучшенные видеоэффекты, чтобы сделать просмотр более захватывающим и интерактивным.
— Создание современных спортивных комплексов и полей для игры, соответствующих международным стандартам, поможет улучшить условия для тренировок и соревнований, — объясняет Абылай. — Продвижение кокпара по всему миру, а это проведение международных чемпионатов и кубков, поспособствует обмену опытом между странами и развитию культурного диалога через спорт. Инвестиции в обучение и развитие молодежи помогут сделать игру еще более популярной и интересной. Нужно открывать новые возможности для развития этого уникального вида спорта и привлекать к нему больше внимания со стороны молодёжи.
Впереди у кокпара большие перспективы, и благодаря таким спортсменам, как Абылай, этот вид спорта будет развиваться и сохранять свои традиции для будущих поколений.
Құсбегілік
Құсбегілік — традиционная форма охоты с ловчими птицами, встречающаяся по всей Евразийской степи.
— Моя история как беркутчи началась с моего отца, который всю жизнь занимался соколиной охотой, — начинает Арман Кушкаров. — С шестого класса я стал учиться ухаживать за молодыми птицами, такими как соколы и ястребы. Когда подрос, папа подарил мне моего первого беркута. Обучение шло быстро, ведь я уже знал правильный подход к этим величественным птицам, — рассказывает участник. А теперь он будет представлять свою страну на Всемирных играх кочевников, где покажет всё своё мастерство, отточенное за эти годы. Но без подготовки не обходится ни один спортсмен.
— Скоро мы соберемся на сборы в Кокшетау, где будем на протяжении месяца тренировать птиц, а после сразу поедем в Астану на соревнования, — рассказывает беркутчи. Сейчас он находится в Алматы и продолжает заниматься со своей птицей, однако основная подготовка будет проходить в Акмолинской области. — К тому же там и прохладнее, — отмечает он, объясняя, почему выбрано именно это место для интенсивных тренировок.
В первую очередь — взаимопонимание
Его команда состоит из девяти человек, каждый из которых работает с тремя видами птиц: соколами, ястребами и беркутами. Все участники команды прошли отборочный турнир, что позволило им принять участие во Всемирных играх кочевников.
Для спортсмена важна не только физическая подготовка, но и установление правильных отношений с питомцами. В случае с беркутами это очень важно, так как они требуют особого подхода и внимания. Мы спросили у Армана, как он настраивает своих птиц на тренировочный процесс.
— Отношение с беркутом сильно отличается от отношений с котом или собакой. Их не ударишь, не прикрикнешь. Нужно ласкать, общаться, действовать тонко, постоянно доказывать, что ты его друг. Если как-то нужно наказать, то только давать меньше пищи, чем обычно. Во время тренировок беркут теряет лишний вес, так что частое подкармливание не мешает. Он так становится только сильнее, но заниматься надо не менее 3-4 часов ежедневно, — объясняет игрок.
А каковы правила?
По словам Армана, сейчас правила соревнований изменились. Раньше уделяли больше внимания тому, как птица поймает добычу, а теперь важнее, за какое время она это сделает. В данном виде состязаний участники испытывают своих беркутов в двух упражнениях: приглашение птицы на руку (қолға шақыру) и на приманку (шырға салу).
— Победитель определяется по количеству очков, заработанных в ходе двух состязаний. В первом упражнении беркута усаживают на расстоянии 500 метров от спортсмена. По сигналу судьи беркутчи начинает окликать свою птицу, держа в руках приманку. Здесь оценивается время прилета беркута к хозяину. По свистку рефери начинается отсчет времени. Если в течение двух минут животное не реагирует на голос, попытка не засчитывается. Каждому участнику разрешается окликать только один раз, стоя на земле или находясь верхом на коне. Второе упражнение предполагает запуск птицы в направлении муляжа, сделанного из шкуры лисицы, который на скаку тянет за собой наездник. Беркут должен долететь до движущейся «добычи» и схватить её. На пути полета устанавливаются два флажка, расстояние между которыми составляет 300 метров. Оцениваются время и скорость полета птицы между этими флажками. Здесь тоже дается только одна попытка, — объясняет Арман. Герой также отметил, что на данный момент у них проводится только чемпионат Азии.
— Мы надеемся, что құсбегілік в будущем будет только набирать популярность. На Всемирных играх кочевников будут участвовать страны Центральной Азии, Россия, Монголия и другие.
У него за плечами семь соревнований, в шести из которых он занял призовые места и получил приз «Золотой казан».
— Это всё-таки наша культура, которая передаётся из поколения в поколение. Здесь не просто выходишь охотиться с беркутом, нужно знать территорию, на которой охотишься, понимать, какая живность есть. И ты должен иметь цель, например, забрать шкуру. Убивать ради забавы запрещено, — подчёркивает он.