О датировках появления улуса Джучи…

o datirovkah poyavleniya ulusa dzhuchi... scaled e1635486069126 Новости

В рамках проведения международной научно-практической конференции «Ұлық Ұлыс — Алтын Орда» в панельном заседании на тему «Культурное наследие Золотой Орды в исторических данных» со своим докладом выступил главный научный сотрудник PhD Института истории государства Жаксылык Сабитов. Текст выступления известного историка «Прикаспийская коммуна» публикует в сокращенном варианте.

Вопрос о датировке появления Золотой Орды многоуровневый.

Во-первых, необходимо разделять вопросы появления Улуса Джучи и процессы его трансформации как территориально, так и в плане человеческих ресурсов.

Во-вторых, позиция по данному вопросу зависит от того, что мы подразумеваем под Золотой Ордой. Авторы первой половины ХХ века считали, что Улус Джучи состоял из двух крыльев: Белой и Синей Орд. Одна из них приписывалась Бату, а другая — Орда Эджену.

Так Б.Д. Греков и А.Ю. Якубовский считали, что Синяя Орда — это владения Бату, они также известны как Золотая Орда, в то время как Белая Орда была на востоке Улуса Джучи и принадлежала Орда Эджену.

Заочно дискутирующий с ними по поводу локализации Белой и Синей Орд Г.В. Вернадский считал, что «основы Золотой Орды как автономного государства внутри Монгольской империи заложил хан Бату после своего возвращения из венгерского похода в 1242 году». Причем, по его мнению, Белая Орда – это и есть Золотая Орда, в то время как Синяя Орда принадлежала Орда Эджену.

Здесь стоит отметить, что до сих пор в Казахстане бытует ошибочное мнение как о локализации Белой Орды, так и о самой ее сущности.

Авторы, писавшие об истории Улуса Джучи с 1960-х годов, немного по-другому видели его. Так, по мнению, М.Г. Сафаргалиева, улус был выделен Джучи в 1207-1208 годах после покорения лесных народов.

Эта точка зрения стала широко распространена. А мы отметим только часть работ, вышедших за последние 10 лет.

В.С. Елагин в своей монографии «Золотая Орда. XII век» отмечает, что поход 1207 года для Джучи имел одну цель: обеспечить себя территорией.

Б.Л. Хамидуллин писал, что первоначальный удел Джучи возник на покоренных землях енисейских кыргызов и лесных народов в 1207-1208 годах.

Р.Дж. Темиргалиев считает, что Джучи получил свой улус в 1207 году за «бескровные победы над лесными народами».

В коллективном труде «Краткая история Золотой Орды и татарских ханств» отмечается, что улус Джучи возник в 1207 году, и его ядром стали 9000 семей, которые были выданы Джучи для покорения лесных народов.

О.В. Лушников в своей статье «Джучи хан» также отмечает 1207 год как начальный год существования Улуса Джучи.

С этим тезисом полностью согласен Т.И. Султанов, который считает, что завоеванные Джучи земли в 1207-1208 годах были потом пожалованы Чингис ханом в качестве подарка своему сыну.

Датировки 1207 года как года образования Улуса Джучи придерживается и В.В. Трепавлов. Точка зрения отражена в главе «Образование Улуса Джучи» в монографии «Золотая Орда в мировой истории».

Таким образом, в историографии закрепились две схожие точки зрения, согласно которым улус был выделен после похода на кыргызов, либо в 1207 году, либо в 1208 году (в зависимости от того, когда считать поход законченным).

Еще существует вероятность того, что улусы могли быть выделены в 1206 году, после курултая, на котором был возведен на престол Чингис хан. Согласно Сокровенному сказанию монголов, во время курултая 1206 года было два действия:

«Потом сказал Чингис хан, обратясь к старцу Усуну: ‘Усун, Хунан, Коко-Цос и Дегай — из таких людей, которые не скрывают и не таят слышанного и виденного и говорят то, что думают. По Монгольской Правде существует у нас обычай возведения в нойонский сан — беки. В таковой возводятся потомки старшего сына Бодончара, Баарина. Сан беки идет у нас от самого старшего в роде. Пусть же примет сан беки — старец Усун. По возведении его в сан беки, пусть облачат его в белую шубу, посадят на белого коня и возведут затем на трон. Итак, пусть назначает и освещает нам годы и месяцы».

Старец Усун был возведен в княжеский титул – беки. Ранее он упоминался как старец Хорчи-Усун. В последующем он упоминался также как просто Хорчи. Согласно М-Х. Сулейманову, старец Усун (родственник Чингис хана и его главный советник) это и есть Уйсун — отец Майкы бия.

Во втором отрывке сказано следующее: «А потому ничего не предпринимайте, не посоветовавшись с Хунаном и Коко-Цосом!’ — сказал он и продолжал: ‘Чжочи — мой старший сын, а потому тебе, Хунан, надлежит, оставаясь во главе своих Генигесцев в должности нойона-темника, быть в непосредственном подчинении у Чжочи’. Так повелел он и сказал: ‘Эти четверо — Хунан с Коко-Цосом да Дегай с Усун-Евгеном — из таких людей они, которые виденного не скроют, слышанного не утаят›».

Из данного отрывка мы видим, что Джучи передали четыре тысячника, которых можно назвать карачи («смотрящие»), из них только старец Усун параллельно имел титул беки.

Все четверо тысячника отмечены в списке эмиров в 1206 году. Хорчи – 4, Хунан – 7, Дегай – 11, Коко-Цос под номером 29.

Здесь Хунан предводитель племени Кенегес. Дегай из рода Бесут. Старец Хорчи-Усун и Коко-Цос из рода Менен-Баарин. Как отмечалось в Сокровенном сказании монголов: «Из племени Бесуд пришли братья Дегай и Кучугур…  Кроме того, прибыли одним куренем и Бааринцы: старец Хорчи-Усун и Коко-Цос со своими Менен-Бааринцами… Пришли к Темучжину еще и следующие. Один курень Генигесцев — Хунан и прочие».

Впоследствии Коко-Цос был передан Чагатаю.

Также из этого отрывка четко видно, что Хунан нойон-темник со всем своим родом Кенегес был передан непосредственно под начало Джучи. Вполне возможно, воинские части Дегая, Усуна и Коко-Цоса были также переданы Джучи, по аналогии с Хунаном.

Исходя из данных Сокровенного сказания монголов, мы можем четко утверждать, что Улус Джучи впервые был выделен в 1206 году во время курултая. Джучи, судя по тексту, получил в управление целый тумен (10-тысячный отряд) во главе с Хунаном из рода Кенегес.

Также в Сокровенном сказании монголов упоминается раздача Чингис ханом уделов своим родственникам:

«Чингис хан продолжал: ‹Отдавая в удел матери с Отчигином 10000 юрт, я приставляю к ним четырех нойонов: Гучу, Кокочу, Чжунсая и Аргасуна. К Чжочию приставляю троих: Хунана, Мункеура и Кете. К Чаадаю — троих: Харачара, Мунке и Идохудая’. И еще говорил Чингис хан: ‘Чаадай 1 фут и скрытен характером. Пусть же Коко-Цос вместе с ним обсуждает задуманное, состоя при нем и навещая его и утром и вечером›. К Огодаю он приставил двоих: Илугея и Дегея. К Толую — Чжедая и Бала и к Алчидаю – Чаурхана».

Судя по всему, это не то же событие, что было в 1206 году, так как при этом событии Коко-Цос был передан Чагатаю. Также можно предположить, что Дегай, отданный Джучи в 1206 году, идентичен Дегею (Дегай-Дегей), который во время этого курултая был передан Угедею.

А у Джучи в этот период отмечены три нойона. Из них Хунан является тем нойоном, который был передан Джучи еще в 1206 году. В списке эмиров из Сокровенного сказания монголов Кете отмечен под номером 50, а Мункеур не упомянут вовсе.

Судя по всему, Мункеур идентичен Мунгуру из рода сиджиут, который упоминается у Рашид ад-Дина и в Муизз ал Ансаб, а Кете идентичен Кэтэ из рода Бесут, который также был передан Джучи, согласно Таварихи Гузидайи Нусрат-наме.

Учитывая то, что Майкы бий (тысячник Байку) вполне мог быть сыном Усуна, мы можем предположить, что Кете из рода Бесут был связан родственными связями с Дегаем из рода Бесут, например, он мог быть сыном Дегая.

Впоследствии мы видим, как потомок Мунгура по имени Черкес служит Тохта хану, потомку Бату, а сын Хунана (Кутана) по имени Хуран служил Коничи, потомку Орда Эджена.

Скорее всего, Хунан из Сокровенного сказания монголов и Кутан из сборника летописей Рашид ад-Дина — одно и то же лицо. В Алтан тобчи имя Хунан исказилось до неузнаваемости. В 1206 году он звучит как Гоа или Хун.

По нашему мнению, второе перераспределение улусов произошло в 1219 году (год Зайца). Согласно Рашид ад-Дину в этот год Чингис хан перед походом на Хорезмшах собрал большой курултай.

Согласно Сокровенному сказанию монголов:

«Порешив выделить уделы для матери, сыновей и младших братьев, Чингис хан произвел такое распределение. Он сказал: ‹Матушка больше всех потрудилась над созиданием государства. Чжочи — мой старший наследник, а Отигин — самый младший из отцовых братьев›. Ввиду этого он, выделяя уделы, дал 10000 юрт матери совместно с Отчигином. Мать обиделась, но смолчала. Чжочию выделил 9000 юрт, Чаадаю — 8000, Огодаю — 5000, Толую — 5000, Хасару — 4000, Алчидаю — 2000 и Бельгутаю — 1500 юрт».

Согласно Алтан тобчи и Сокровенному сказанию монголов это событие произошло после восстания туматов и смерти Борахула. Согласно Рашид ад-Дину Борахул умер в 1217 году.

Таким образом, второе распределение улусов (первое перераспределение улусов) произошло в 1219 году.

Очень интересным является вопрос о том, когда Джучи стал правителем Дешт-и-Кипчака.

По мнению Б.Д. Грекова и А.Ю. Якубовского, Джучи «не сыграл фактически никакой роли» в истории Улуса Джучи, при этом «воцарение» Бату (а значит и смерть Джучи) они датируют 1224 годом.

Р.Ю. Почекаев пишет, что Джучи управлял Дешт-и-Кипчаком в 1222-1227 годах. Р. Дж. Темиргалиев пишет о том, что Чингис хан оставил Джучи в степях Дешт-и-Кипчака в 1223 году, после курултая в Кулан-баши.

Датировки 1225 года как года переселения Улуса Джучи в Дешт-и-Кипчак придерживается В.В. Трепавлов на основе сведений Алтан тобчи. Причем Джучи и Чагатай получили свои новые улусы одновременно.

Также является дискуссионным вопрос о том, когда 8000 человек под руководством Куки и Мунгету киятов были переданы Джучи. Судя по их положению в тексте, Алтан тобчи сразу же после объявления о выделении улусов Джучи и Чагатаю 1225 года, их отправили в том же году.

Отдельные критики могут подвергнуть сомнению датировку 1225 года, но на данный момент эта единственная в источниках датировка. Также стоит отметить, что Алтан тобчи восходит к тому же источнику, что и Сокровенное сказание монголов, причем в отдельных частях он подробнее и шире Сокровенного сказания монголов. Поэтому игнорировать данное свидетельство не стоит.

Также стоит различать такие понятия, как де-юре, так и де-факто. Фактически Джучи уже после Хорезмской кампании управлял частью Дешт-и-Кипчака, но его юридический статус, подтвержденный отцом, мог прийти спустя несколько лет. Пока из всех источников мы имеем датировку 1225 года как года юридического перемещения Улуса Джучи на территорию Казахстана.

Подводя итоги статьи, стоит отметить, что при жизни Джучи его улус претерпел три серьезных трансформации:

1. В 1206 году ему был выделен улус размером в тумен войска во главе с Хунаном из рода Кенегес. В 1207 году к нему были присоединены территории кыргызов и «лесных племен».

2. В 1219 году накануне похода на Хорезмшах Чингис хан переформатирует свою империю, перераспределив улусы, нойонов и людей.

3. В 1225 году Чингис хан закрепил статус-кво юридически и передал Джучи территорию Дешт-и-Кипчака, от Каялыка до Саксина.

Жаксылык САБИТОВ,

главный научный сотрудник PhD Института истории государства

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Прикаспийская коммуна