На чай — в библиотеку…

На чай библиотеку Новости

  Очередные веселые «посиделки» состоялись в городской библиотеке №1. На этот раз — чайные.
Казалось бы, чем можно особенно удивить нас, стойких поклонников прекрасного напитка, который по выражению Ибн Сины «освежает тело, укрепляет дух, смягчает сердце, пробуждает мысль, прогоняет леность». И еще много метких пословиц и цитат в выставке-инсталляции, слайдах, видеоряде «Легенда о чае». В библиотеке традиционны встречи с интересными людьми, земляками, много сил отдающими развитию родного края, настоящими патриотами. И каждая встреча оставляет глубокий след в душе участников. Вот и сегодня находившиеся «В гостях у самовара», а это библиотекари всех 11 филиалов библиотеки, школ №3, №19, №16, №11, Балыкшинской городской библиотеки №2 со своими постоянными читателями, воспитатели детского сада санаторного типа №8 «Акбота», смогли убедиться, насколько тщательно готовились участники к этой встрече. Они дали нынче настоящий мастер-класс, цель которого: знакомство с разными национальными способами приготовления чая, способствовать приобщению к традициям и обычаям народной культуры. Много старинных обычаев было и есть, и один из самых замечательных – это чаепитие. Есть много хороших напитков: прохладительных, питательных, целебных. Каждый по-своему знаменит и ценен. Но с напитком по имени «чай» не может сравниться никакой другой: его пьют во всякое время года, днем и ночью, как лакомство и лекарство, за рабочим столом и за дружеской беседой.
Покой и полное физическое и душевное расслабление, наслаждение благоуханием чайного настоя — вот атмосфера, сопутствующая чаепитию. А если на столе окажутся соответствующие дополнения к чаю, то это будет настоящий праздник. «Пейте чай, мой друг старинный, забывая бег минут…» — так писал поэт Булат Окуджава. Действительно, за чашкой чая приятно побеседовать с друзьями. Обычай чаепития сохранился и до наших дней.
Ведущая Гульмира Пак, казалось, в своих поисках достала до самого дна источника народного творчества в отношении его величества Чая. Так и сыплет частушки, пословицы: «Устал — пей чай, жарко — пей чай, хочешь согреться – пей чай», «Выпей чайку — позабудешь тоску», «Свежий чай пьешь — это лекарство, старый пьешь — это яд». «Чай пить — не дрова рубить», «Если чай не пьешь — откуда силы возьмешь». А вот и загадки о чаепитии, и все присутствующие заинтересованно внимают, весело реагируют, дружно отгадывают. А какая страна является родиной чая? «Китай!» -скандирует зал.
Да, подтверждает ведущая, чай пришел к нам из Китая. По легендам его история имеет возраст более 5000 лет. Когда-то китайскому императору кипятили воду, в пиалу упало несколько листков с чайного куста, и вода потемнела, от нее исходил тонкий и приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие. По китайскому способу чай заваривают в специальной чашке с крышкой – чайване.
Европа узнала чай лишь в начале XVI века. И самой чайной страной является Англия. Англичане – одна из самых чаепотребляющих наций в мире. Чаем сопровождается первый английский завтрак (с VII до IX веков) и ланч (второй завтрак в 13.00). Строго соблюдается чаепитие между 17-18 часами, который называется Fife o,clok.
В VII веке чай проникает в Японию. Там существует много форм чайной церемонии. Однако строго установлено лишь несколько: ночной чай, чай с восходом солнца, вечерний чай, специальный чай, послеобеденный чай. Японцы считают, что чайная церемония воспитывает простоту, естественность.
У многих народов выработались свои национальные способы приготовления чая. Например, чай по-монгольски, по-тибетски, по-английски, по-китайски. В Японии пьют зеленый или желтый чай. В русской народной кухне чаем называют также и другие горячие напитки из цветов и листьев липы, малины и брусники.
Сегодня состоится презентация трех церемоний чаепития — казахской, русской, татарской. Сцена разбита на 3 мини-площадки, каждая из которых оформлена с учетом национальных особенностей. Ведущие «казахского дастархана» — библиотекари Омарова Дамеген и Суханова Жанылсын.
Чай, который снимает усталость, поднимает настроение, бодрит и утолит жажду, занимает особое место на казахском дастархане
У казахов чай наливают по обычаю девушки и невестки. Гости уже за чаем узнают о сноровке хозяек. Собравшиеся на свадьбу почтенные люди по традиции пьют чай из рук невестки. Бывает, что ей приходится обслуживать не один десяток гостей. Трудно мастерски разливать чай небольшими порциями, не оставляя на краях пиалы чаинок, и подавать каждому его пиалу, не перепутав их, когда за каждым движением следят много глаз. Существует такая традиция: чем меньше чая наливают в чашку, тем больше уважения оказывается гостю.
Утоливши жажду, гость по-своему дает это знать, невестка обязательно должна заметить это и предложить так называемый сый-аяқ – пиалу почета. Этот обычай – прямое свидетельство самобытного искусства приема и обслуживания гостей.
Чай заваривают в специальном фарфоровом чайнике – аккумане. И хранят его очень бережно, чтобы аромат чая не перебили другие запахи. Раньше у казахов существовали маленькие сундуки – шай сандық — деревянные, часто с петлей и замочком… Чай по-казахски пьют с небольшим количеством кипяченых сливок или молока. Чтобы чай стал ароматным, в аккуман кладут тару. Вот и сегодня на столе восточные сладости, фрукты, сахар колотый, масло сливочное, варенье, курага, изюм, а еще сделанные собственными руками бауырсаки, шелпек, иримшик, курт, тары, талкан со сметаной, бидай – бал, конфеты. Это очень вкусно, да еще под аккомпанимент музыки. Помощник бухгалтера Хисмеденова Гульжанат исполняет терме и песни на домбре. Они знакомы, особенно «Дастархан», и потому вместо соло звучит достаточно солидный хор.
«Русское застолье» открывает ветеран ЦБС, ныне пенсионер Людмила Другова.
Трудно представить те времена, когда русские люди жили без этого чудесного заморского напитка. В Россию чай пришел в 1638 году, когда посол Василий Старков привез царю Михаилу Федоровичу богатые дары от монгольского правителя Алтын–хана. Среди разнообразных вещей лежали 4 пуда аккуратных свертков сухого чая. Угощались диковиной сначала с опаской, но вскоре всеми было признано: «Питие доброе, и когда привыкнешь – гораздо вкусно!».
Церемония русского чаепития отличалась согласно сословиям. В дворянской среде чай подавали в сухом виде, заваривали непосредственно за столом, подавали в красивой фарфоровой посуде, часто с молоком. Потом появился обычай мужчинам наливать в стаканы из резного стекла, с серебряными подстаканниками. После эта манера забылась и возродилась уже в трактирном варианте, где, естественно, посуда была попроще, прочнее. Чай наливали в стаканы, причем по просьбе посетителей, пополнее, погорячее, также практиковалось смешивание чая с алкоголем, скажем, с ромом. Со временем чайный общепит еще трансформировался: чайники подавали парами – большой с кипятком, наверху, в специальном углублении — второй поменьше — заварной. Клиент сам заваривал себе чай нужной крепости. Купцы создали свою традицию — пить чай из блюдца. Самовар — в центре стола, вокруг варенье, мед, разнообразная выпечка — от сушек и бубликов до пирогов с разными начинками, блины. Пили по несколько стаканов, выступавший пот вытирали специально подаваемыми полотенцами. У мещан создалась своя манера чаепития — согласно их возможностям. Чай был дорогой, так что его заваривали пожиже, например, ложка из расчета на четыре человека. Так же, как и в дворянских, купеческих кругах чай сопровождался беседой, но у мещан еще обязательно была культурная программа — в виде исполнения песен под гитару. Считается, что так появился городской романс. Кстати, на этот раз гитары не было, но баянист Ержан Жулдызов (музыкант детской музыкальной школы из села «Атырау») прекрасно поддержал самодеятельных певиц и плясунов — слишком уж заводные, застольные русские песни. А озорные частушки, которые исполняли Светлана Чигрина, Лариса Проскура, Лидия Мозолева и Любовь Омелькова, также являющиеся ветеранами ЦБС, еще пуще подняли «температуру» зала.
И этот жар вполне в духе «татарского чаепития». Его ведущая — заместитель этнокультурного татаро-башкирского объединения «Татулык» Хатима Мустафина, как и все присутствующие здесь члены ЭКО «Татулык», в библиотеке уже, можно сказать, постоянные гости, так же, как и ученики воскресной детской школы. Не одно мероприятие вместе провели. И к сегодняшнему застолью все сами заготовили, вплоть до фигурок из татарского эпоса. И баба на самоваре — изумительно тонкой работы: мастерицы ходят в кружок рукоделия. И вот плоды их учебы. Чайный стол оформлен в полном соответствии с национальными традициями. А какие прекрасные костюмы, и так уже привычны они для хозяек татарского застолья, так ловко двигаются они в них. А уж хор их вообще стал притчей во языцех в городе, потому как ничуть не хуже победительниц «Евровидения» исполняют они татарские песни, а их задорные мелодии, кажется, самого серьезного больного поднимут и в пляс позовут.
В качестве угощения – национальная выпечка – кабартма, чак-чак, учпычмак, шикар-шуряк -песочное печенье, пярямяш — беляши, «хворост» — кыш тили-язык зимы, баурсаки, но в отличие от казахских, чаще в виде ромба, они кругленькие и поменьше. До чего же мы все-таки похожи и все же чуть-чуть отличаемся, и так интересно знакомиться с этими отличиями. Например, самовар стоит слева от хозяйки, у самовара — заварной чайник, чай подают со сливками, но не в пиалах, а в чашках с блюдцем, причем чашка должна стоять ручкой влево, а ложечку чайную кладут справа. Все угощения в центре стола, вазочки, розетки для варенья, десертные тарелки. И на тарелочках — салфетки. Это обязательный атрибут татарского застолья. Хозяюшки соревновались: у кого лучше узор вышивки, полотно тоньше.
Да, очень многое узнали гости и о правилах поведения за чайным столом, и как его заваривать, и чем порадовать вкусненьким.
Но программа была бы неполной, если бы в ней не было литературной викторины. В конце мероприятия директор ЦБС №1 Куралай Буркитова поблагодарила гостей праздника и вручила им памятные подарки.
Да и без этого вряд ли забудешь это прекрасное, веселое, душевное мероприятие, которое подготовили сотрудники библиотеки со своими помощниками.

Любовь МОНАСТЫРСКАЯ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна