«АИС-отходы»: строго по маршрутам

Спецавтобаза внедрила цифровую платформу о вывозе твердых бытовых отходов.
Как рассказал заместитель директора предприятия по финансам и развитию Есенжан Шауданов, до внедрения цифровой платформы предприятие сталкивалось с такими проблемами, как формирование путевого листа вручную на бланках, бумажная версия талонов (утери, отсутствие заказчика), подтверждение забора мусора со слов водителя, невозможность отслеживать маршрут мусоровоза. А еще – работа водителей на «стороне» или пресловутый «щипон», когда заработанное от вывоза мусора шло мимо кассы компании. Кроме того, длительный простой на обед, когда водители мусоровозов могли исчезнуть до 15.00 часов дня, позже приехать на работу. Все это осталось в прошлом.
Решение о внедрении программы «Автоматизированная информационная система «АИС-отходы» было принято в 2021 году. Ее разработчиком является компания «ТКО-Информ» (РФ). Процесс внедрения занял полгода. По словам Шауданова, цифровизация сняла все вышеописанные проблемы. Конечно, поначалу было сопротивление со стороны тех сотрудников, кто привык работать по старинке и не хотел новшеств. Доходило до того, что ломали новые электронные планшеты. Но таких работников наказывали, воспитывали или расставались с ними.
На электронной презентации было показано: на каждую машину-мусоровоз устанавливается GPS-трэкер или навигатор, всем водителям выдаются электронные планшеты. С утра в гаджеты вбивается путевой или маршрутный лист с указанием локации, откуда должны быть вывезены отходы на городскую свалку. В течение дня диспетчер по электронной карте отслеживает и видит, где и какая машина перемещается и работает на линии, где контейнерные площадки уже очищены. Улизнуть водителю с линии не получится, иначе придется объясняться, почему он оказался «вне зоны доступа». К тому же, экипаж мусоровоза составляет трое работников – водитель и двое рабочих, осуществляющих выгрузку и очистку контейнеров от отходов. Тут, как говорится, возрастает коллективная ответственность за общий успех команды, она ведь может лишиться премии и бонусов за хорошую работу.
Фиксируется сам процесс – показывается визуальное состояние мусорных контейнеров до вывоза мусора и после его забора. И так по каждому контейнеру. Далее эти фотоматериалы архивируются сроком на один месяц. В среднем каждый мусоровоз делает по 3-4 выезда на указанные маршруты. Летом количество выездов может увеличиваться.
Электронная программа отслеживает и уборку теплых остановок по городу (которых порядка 25), пяти уличных туалетов, вывоз строительных отходов. Этим занимаются рабочие, занятые на саночистке. Планшеты выдаются их бригадирам. Кстати, доступ к данной цифровой платформе имеет и областной департамент экологии.
В целом программа повлияла на КПД работы предприятия как по вывозу ТБО, так и по саночистке города, что отразилось на экономической эффективности. На наш вопрос по поводу обеспечения спецтехники, тех же мусоровозов и достаточного количества контейнеров/контейнерных площадок, директор спецавтобазы ответил: этим летом в планах компании приобрести шесть мусоровозов. С их закупкой потребности города в своевременном вывозе ТБО будут закрыты. А еще обновить весь парк мусоровозов новой техникой. Подана заявка в горакимат на приобретение 1 000 мусорных контейнеров – в Атырау сейчас имеется 6 000 контейнеров и порядка 900 контейнерных площадок. Нужно обустроить еще 100 площадок.
О ПЕРЕПОЛНЕННЫХ
КОНТЕЙНЕРАХ
На пресс-конференции у представителей общественности возник ряд вопросов.
– Цифровизация это, конечно, хорошо, но жители города жалуются на переполненные контейнеры. В чем причина? И как решить этот вопрос? – спросил общественник Нурлан Жунасов.
– Такого рода картину можно наблюдать с раннего утра до трех часов дня. Это когда мусоровозы поэтапно и согласно расписанному маршруту занимаются вывозом твердых бытовых отходов. И пока доходит до конечного маршрута, бывает, мусорные контейнеры переполняются. К тому же, в праздничные дни количество мусора увеличивается, – ответили спецавтобазовцы.
Как привел пример Алмас Изтелеуов, в дни Курбан айта пришлось даже ставить отдельные контейнеры.
– Переполнение контейнеров иногда может происходить из-за поломки спецтехники на линии. Но, несмотря на форс-мажоры, их стараются очищать своевременно, – заверил Изтелеуов.
По правилам вывоза ТБО есть нормы накопления на каждый контейнер, который установлен на жилой дом или группу домов.
– Мы исходим из того, что в городской квартире проживают в среднем три человека, но фактически – пять и более. А жители указывают, что проживают один или два человека. На примерное количество людей устанавливается число мусорных контейнеров. Естественно, если жителей больше, то и мусора соответственно больше. Из-за этого наблюдается переполнение контейнеров, – отметили представители спецавтобазы. Они же добавили: в городе есть масса точек малого бизнеса, и они тоже куда-то девают мусор. По крайней мере, их клиентура мусорит, если это уличные киоски по продаже донеров или самсы. А к еде прибавляются напитки. Считай за день накапливается приличное количество мусора. Тут вопрос и к органам санэпиднадзора, и к ЖКХ – как это все контролируется. В этой связи возникает более масштабный вопрос с раздельным сбором твердых бытовых отходов. Но это – тема для отдельного разговора.
Частный мусор в контейнерах многоэтажек также оставляют разного рода мини-грузовики, которые иной раз вылавливаются и штрафуются за несанкционированный вывоз ТБО.
На вопрос общественника Виктора Сутягина касательно нехватки контейнеров на мусорных площадках Алмас Изтелеуов признал: в городе идет рост числа жителей, и в ходе мониторинга выявляется необходимость в установке дополнительных мусорных контейнеров.
– В частности есть такой вопрос по новостройкам в мкр Береке. Однако его решение в компетенции местных исполнительных органов, которые выделяют средства на закупку мусорных контейнеров современного образца, и они определяют локации для их обустройства, – сказал Алмас Изтелеуов. – За счет собственных средств спецавтобаза, как правило, обустраивает до 50 контейнерных площадок в год по городу. Хотя это – прерогатива городского отдела ЖКХ, но предприятие вынуждено идти на такие затраты. Ведь на кону вопрос своевременного вывоза ТБО и санитарной очисткой города.
Тимур КАЗИЕВ