Новости мира

«Цугцванг» от КТК

В день празднования Наурыза, 22 марта т.г., когда в Казахстане жарили везде бауырсаки и варили наурыз-коже, пели и танцевали, экономике страны был преподнесен неожиданный «сюрприз» в виде аварии, произошедшей на морском терминале под Новороссийском, откуда на внешние рынки экспортируется казахстанская нефть. К чему это приведет? И какие последствия несет эта авария? Мы собрали рассуждения экспертного сообщества на просторах интернета.

Тимур КАЗИЕВ

ДОБЫЧА СКАТИТСЯ ВНИЗ

Даже рядовой гражданин, не имеющий ни малейшего представления о том, как функционирует сырьевая экономика Казахстана, примерно представляет себе, к чему это приведет. Как известно, основной объем казахстанской нефти с территории республики экспортируется по системе нефтепроводов Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). И как сообщает сайт Petrocouncil.kz, из-за аварии КТК на Тенгизе добычу нефти могут сократить в четыре раза, а на Кашагане — в пять раз. Это настоящий удар по дых для экономики страны, учитывая, что доходы зависят от экспорта сырья и в основном углеводородного. Акционеры Каспийского трубопроводного консорциума недовольны действиями руководства компании во время аварии, произошедшей на морском терминале под Новороссийском. Как стало известно Petrocouncil.kz, из-за остановки погрузки нефти на морском терминале в Новороссийске компания ТОО «Тенгизшевройл» может в четыре раза сократить производство нефти на Тенгизском месторождении — с 40 тыс. тонн до 25 тыс. тонн в сутки, пока не заполнит свои резервуары. И дальше, возможно снижение добычи нефти и до 10 тыс. тонн в сутки. Это максимальный объем, который оператор способен экспортировать в данный момент, используя альтернативные маршруты, в том числе трубопровод «Баку — Тбилиси — Джейхан». А ряд установок по добыче и подготовке нефти предприятию придется полностью остановить. Аналогичным образом вынуждена поступить и North Caspian Operating Company (НКОК), разрабатывающая морской Кашаган. Там суточная добыча на морском месторождении может быть снижена с текущего производства — 410 тыс. баррелей до 100 тыс. баррелей, которая является минимумом для поддержки производства консорциума. Что же касается «Карачаганак Петролиум Оперейтинг (КПО)», то эта компания для поддержки добычи будет добывать 4 тыс. тонн в сутки, идя на вынужденное снижение объемов производства нефти. При этом ряд акционеров КТК, таких как Chevron Caspian Pipeline Consortium, Mobil Caspian Pipeline, BG Overseas Holdings, Oryx Caspian Pipeline и ENI International, недовольны тем, что руководство предприятия не уведомило их вовремя о происходящих на терминале событиях.

ЧТО СТРЯСЛОСЬ-ТО В НОВОРОССИЙСКЕ?

В письме, адресованном генеральному директору АО «КТК» Николаю Горбаню, акционеры написали, что узнали о происшествии из сообщений информационных агентств. «Мы пытались найти подробные сведения об этом событии на интернет-портале КТК, но смогли найти информацию только по ссылке на интернет-журнал «Панорама КТК». Также хотели бы отметить, что данная информация была представлена только на русском языке», — заметили акционеры КТК.

Как отмечается, выход из строя выносного причального устройства (ВПУ) представляет собой значительный риск, поскольку любое дальнейшее снижение использования ВПУ может оказать негативное воздействие на способность КТК гарантированно осуществлять потребности грузоотправителей. Нефтедобывающие компании запросили от трубопроводного консорциума предоставить им подробную информацию об инциденте, с необходимыми техническими данными и предполагаемую дату возобновления эксплуатации поврежденного выносного причального устройства, а также состояние аналогичных других оборудований.

В свою очередь АО «КТК» ответило акционерам, что за период с 17 по 21 марта т.г. в порту г. Новороссийска произошло два штормовых предупреждения сопровождавшихся ветрами до 40 м/с и волнами высотой до 5 м. И только 21 марта, после отмены штормового предупреждения, был проведен внешний осмотр и водолазная инспекция оборудования ВПУ-3. По итогам обследования было выявлено повреждение рейлингового шланга внешнего рукава в виде смещения силового каркаса. Характер повреждения шланга не гарантирует безопасную эксплуатацию ВПУ. В результате специалисты морского терминала решили заменить поврежденные части ВПУ, из-за чего они были выведены из эксплуатации. Последний танкер, отгруженный на ВПУ-3, закончил погрузку вечером 18 марта. А вот 22 марта при обследовании оборудования ВПУ-2 было обнаружено повреждение плавучих шлангов, создающих опасность для дальнейшей эксплуатации. В этот же день оно было выведено из эксплуатации. Получается, что два из трех выносных причальных устройства были повреждены.

Пресс-служба консорциума АО «КТК» отметила, что в распоряжении КТК имеется аварийный комплект для замены необходимых шлангов. Однако не все так просто.

«Контрактование поставки запчастей ВПУ в текущей конъюнктуре рынка может вызвать значительные затруднения. В этой ситуации руководство консорциума вынуждено сообщить о возможном снижении объема транспортировки нефти втрое от заявок грузоотправителей на ближайшую перспективу. Проведение ремонтных работ, вероятно, займет продолжительный период времени в связи с неблагоприятным прогнозом погоды, а также ожиданием номинации танкеров для промывки», — проинформировал КТК.

Получается, что фактически на неопределенное время Казахстан не сможет экспортировать углеводороды в прежних объемах. Иностранные поставщики оборудования компании Imodco, Blue Water и Gall Thomson Environmental Ltd поставили в известность трубопроводный консорциум о том, что они отказываются от дальнейшего сотрудничества и отменяют все запланированные ранее поставки оборудования и запчастей, хотя консорциум осуществил предоплату в декабре 2021 г.

ЖДЕМ РЕМОНТА У МОРЯ

Интернет-портал lsm.kz задался вопросом: «Как авария на КТК отразится на экспорте казахстанской нефти?» и обратился за комментариями к одному из экспертов нефтегазовой отрасли Олжасу БАЙДИЛЬДИНОВУ.

По словам Байдильдинова, альтернатив прокачке через КТК у Казахстана практически нет, так как это основной маршрут. Около 80% казахстанского черного золота отгружается через данный трубопровод. Тем не менее, по мнению эксперта, на данный момент делать панические выводы еще рано, так как ситуация еще не до конца ясна.

– Говорится о повреждении части инфраструктуры, которую можно отремонтировать, но могут быть проблемы с поставкой оборудования. Вероятнее всего, в этом месяце мы увидим ограничения в отгрузке нефти с порта, однако российская нефть с трубопровода КТК и так сталкивается с затруднениями в продажах, – отметил Байдильдинов.

Говоря же об отгрузке казахстанской нефти, эксперт отметил, что судить трудно. «Все-таки у любого объекта нефтегазовой инфраструктуры тоже есть обязательства перед клиентами по прокачке/загрузке. В теории к КТК могут быть некоторые договорные претензии, хотя консорциум, скорее всего, сошлется на форс-мажор», – объяснил эксперт. Он добавил, что хоть небольшие объемы можно переориентировать в Китай и через Каспий, но иностранным акционерам КТК, которые добывают нефть в Казахстане, это вряд ли интересно.

По словам заместителя министра энергетики России Павла Сорокина, в случае подтверждения ущерба ремонт выносного причального устройства на терминале КТК может занять 1,5-2 месяца, что вызовет выпадение экспорта нефти в объеме около 1 млн баррелей в сутки.

Эх, причал, как же ты подкачал!

Сайт zonakz.net ссылается на оценку происходящего словами экономиста Галымжана Айтказина. «До 8 млн тонн нефти — столько, согласно нашим оценкам, могут составить минимальные потери экспорта казахстанского сырья, которое транспортируется по КТК, из-за случившихся неисправностей причальных устройств в Новороссийске», — пишет автор Телеграм-канала TENGENOMIKA Галымжан АЙТКАЗИН. По мнению экономиста, альтернативой от падения экспорта нефти по КТК может служить железнодорожный транспорт, но, увы, в Казахстане нет достаточных мощностей в виде железнодорожных цистерн для транспортировки подобного объема нефти. Да и поставлять ее, помимо Китая, куда уже устремились потоки санкционной российской нефти, некуда. Что ожидает Казахстан? 

 «Рост ВВП Казахстана, по нашим оценкам, в 2022 году может недосчитаться от 0,9 до 1,6 процентных пункта. Из этого получается, что в совокупности с реализованным обесценением курса тенге к USD в этом году мы увидим существенное сокращение и номинального ВВП Казахстана на душу населения, выраженного в долларах США», — полагает экономист.

ВЫВОД. Это все в итоге негативно скажется на экономике страны и благосостоянии граждан, реально это будет выражаться в росте безработицы, падении реальных доходов казахстанцев, замораживании социальных выплат и программ. Хорошо, если правительство сумеет и наконец-то решится на сокращение финансирования неприоритетных направлений в различных проектах.

Казахстан входит в число крупнейших экспортеров нефти в мире. Объем добычи в настоящее время достигает 85 млн тонн нефти в год. Между тем главным зарубежным потребителем казахстанской нефти является Италия – 17,9 млн тонн, затем следуют Нидерланды, Франция, Китай, Турция, Испания, Южная Корея, Румыния, Индия и другие страны.

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) — крупнейший международный нефтетранспортный проект с участием Казахстана и России. Две трети казахстанской нефти поставляется на экспорт через Каспийскую трубопроводную систему. Мощность трубопровода составляет 67 млн тонн нефти в год. К 2023 году планировалось довести ее до 80 млн тонн. В ноябре 2021 года КТК торжественно отметил свое 25-летие. С 2001 года по 9 января 2022 года включительно через международную нефтепроводную систему Тенгиз – Новороссийск на мировые рынки была поставлена 766 млн 973 тыс. 131 тонна нефти нетто. В том числе из Казахстана – 668 млн 967 тыс. 665 тонн, или 87,2% (включая месторождения Кашаган, Карачаганак, Тенгиз).

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button