Ум без сердца бесполезен

img 8825 На заметку

Во Дворце торжеств прошел круглый стол, посвященный гуманистическим идеям Абая Кунанбаева «Абай гуманистік ойларының бүгінгі қоғамдағы құндылығы». В нем приняли участие педагоги, общественные деятели, служители религии.

Основная мысль выступавших спикеров сводилась к тому, что молодое поколение должно воспитываться в духе гуманизма. И в этом вопросе богатое наследие Абая является ценнейшим пособием.

img 8826

Гость из Астаны, профессор, преподаватель кафедры философии Евразийского национального университета имени Л. Гумилева Айгуль Турсынбаева отметила, что все творчество Абая пронизано идеями гуманизма. 

— Сегодня в системе образования ценится уровень знаний студента, его компетенции в будущей профессии, но не существует оценки его духовного мира, таких человеческих качеств, как доброта, сердечность. Вопрос, какого человека выпускает учебное заведение, никого не интересует. Есть убеждение, что образованный человек знает 4-5 языков, на «ты» с техникой и технологиями. Но насколько это верно? Происходящие в обществе события показали, что образованность человека не гарантирует наличие в нем гуманистических черт. Времена меняются, но есть то, что остается неизменным, это вечные ценности – любовь и доброта. Для Абая главной ценностью являлась личность с человеческими качествами. Он говорил, что светлый ум и большая сила должны подчиняться сердцу. Отсюда три составляющие хорошего человека – сильный, умный и добрый! 

Президент Касым-Жомарт Токаев на Курултае отметил, что для достижения конечной цели недостаточно проведение политико-­экономических реформ. «Самое главное каждый человек должен духовно возродиться, люди должны изменить свое мировозрение и жизненные убеждения. Иначе все реформы бесполезны. Проще говоря, не поменяв мысли, мы ничего не изменим». 

А ведь об этом всегда писал Абай! Это очередное подтверждение ценности его великого наследия, — отметила профессор. 

Каждым своим словом Абай преследовал одну цель — поднять дух нации. В век глобализации есть опасность, что казахская молодежь пойдет на поводу чуждой культуры. Но у нас есть верное оружие против них — наследие Абая. Для его понимания и усвоения нужна подготовка и бесконечная работа мысли. Сегодня пришла острая необходимость заново познавать Абая. Духовный образ и имидж государства нужно пропагандировать через Абая. Как сказал по этому поводу Президент: «Наследие Абая – это сакральная ценность, способная сплотить нацию и стать источником процветания государства». Таким образом, Абай является гарантией единства и государственности. Абай писал: «Біріңді — қазақ, бірің — дос. Көрмесең істің бәрі бос». 

— Человек от рождения до своего ухода из этого мира проходит много стадии. Абай их поделил на три. По его мнению, для перехода от одной стадии до другой необходимы два условия – для самосовершенствования человеку нужно упорство и возможности. Первая стадия самая низкая – «жарым адам» (получеловек). Их жизнь проходит в ежедневных поисках источников для услады тела (поесть, поспать и т.д.), они находятся в полном подчинении своего эго. О них Абай написал в 38-ом Слове своих назиданий – не способные честно трудиться, без стремления что-то познать, бесполезные для окружающих, лгуны и сплетники, они мало отличаются от животных. Вторая стадия – это «адам», то есть человек, познавший свою природу, который может дать себе отчет, принимает критику, достигший своей высоты. Познавший себя человек по Абаю – это человек, узнавший свою духовную суть. Только такая личность способна жить по правилу «Человек человеку — друг». Люди, достигшие такого уровня развития, справедливы, честны, добры, заботливы. Если ребенок рождается и растет в духовной среде, то он быстро поднимается на самую высокую стадию духовного совершенствования. На каждой стадии человек находится на разных уровнях. Это сознание, характер, мысли-намерения, действия, жизненные цели. С каждым переходом на новую стадию растет его сознание, духовная чистота. В жизни визуально трудно определить уровень развития человека. В нем каждый день происходит бесконечная борьба между душой и телом, а сознание переходит из одной стадии в другую. Потому что иман (вера) человека то слабеет, то усиливается. Цель человека – побольше продержаться на высокой стадии сознания, — отметила профессор.

По ее словам, если систематизировать наследие Абая, то мы сможем увидеть стадии развития сознания человека. Абай показал, как можно подниматься от стадии «получеловек» на стадию «человек». Для этого нужно сделать первый шаг – это получать знания, быть в постоянном поиске и действовать. Если не будет первого шага, то не будет и второго, то есть если не будет знаний, то и роста сознания не получится. 

— Совсем не случайно, что поэззия и слова назидания Абая актуальны для современников XXI века. Наследие Абая остается лучшим инструментом воспитания молодого поколения. Простая и понятная модель развития человека Абая «Адамзаттың бәрін сүй, бауырым деп» может служить для всего человечества, — резюмировала гостья из Астаны.

Главный имам Атырауской области Алтынбек Утысханулы в своем выступлении отметил, что если бы молодежь знала и читала наследие Абая, то она никогда бы не ушла в чуждые казахам деструктивные течения. «Бог создал наш мир с любовью, и это чувство должно стать главным условием сосуществования людей на земле».

НУЖНО ОБЪЕДИНЯТЬСЯ

Интересным было выступление заведующего кафедрой Атырауского университета имени Х. Досмухамедова Умирбека Бекежана. Он отметил, что когда распался Союз, к жителям нового государства, которые в основе были атеистами, знания о религии стали прибывать через выпускников зарубежных вузов. Хотя тогда у нашего народа было огромное и ценное наследие об исламе от Абая, Шакарима и Машхур Жусипа. Эти великие философы пропагандировали любовь и человечность, призывали к получению знаний. Абай считал, что совершенное общество невозможно без совершенного человека. Он разделял идею средневековых философов, у которых человек является центром всей социальной системы. Абай видел, что в бездуховном обществе человек проявляет свои низменные и животные качества, являясь клеветником, 
льстецом, прислужником, он носит при этом маску приличия. Поэтому важное место в его философской концепции занимает идея раскрытия в человеке его природных нравственных качеств, возвращение человека к тому «божественному образу», по которому он был сотворен. А уже совершенный, высоконравственный человек, был убежден Абай, сумеет направить все свои творческие силы на построение справедливого общества. Знаменитое выражение Абая «Будь Человеком!» («Адам бол!») говорит именно об этом, о возвращении человека к его нравственному началу.

— Сегодня уже есть понимание, что обучившийся человек не всегда может служить примером человечности. Те же блестяще образованные молодые люди благодаря полученным знаниям создают финансовые пирмаиды, обирая народ или идут на преступление, становятся убийцами. Нас всего 15 миллионов казахов, это очень мало. Но, несмотря на это, мы сильно разобщены, делимся на шалаказахов, также перенявших арабскую или турецкую культуру, космополитов, людей с европейским мировоззрением и т.д. Особенно удручает, что основную часть проповедующих чуждые ценности составляет наша молодежь. Нас разделяет все – политика, религия, образование! В этом быстроменящемся мире нам нужно срочно найти источник объединения. И им может стать наследие Абая. Можно уверенно говорить, что в нем мы найдем и защиту, и опору. Потому что его главная идея – гуманизм, человеколюбие. К этому призывают все религии и конфессии, — отметил Умирбек Бекежан.

УЙТИ ОТ МРАКОБЕСИЯ

Также интересным было выступление теолога, изучающего историю ислама, Ернара Абзалулы.

— Сегодня в нашем обществе проповедники деструктивных течений ислама пропагандируют отказаться от образования, закрыться от общества. И наша молодежь, не имеющая никаких знаний об исламе, слепо верит и руководствуется их словами. Но чего они достигнут с таким пониманием жизни? Между тем истинный ислам всегда призывал к знаниям и наукам. Как бы мы жили, если бы не было всех изобретений? Когда мусульманские мракобесы впервые увидели поезд, они его сломали со словами «Это шайтан!». Эти же проповедники степи были против винтовок, и восставшие степняки защищали свои земли стрелами и мечами. Конечно, они оказались бессильны против пуль и пушек. А муллы говорили: «Всё от шайтана!». Абай совершил революцию в религиозной системе казахов! Он говорил, что нужно учиться и осваивать науку, критиковал консервативное мировоззрение мулл. К сожалению, в нашем обществе до сих пор нет идеологии, а наследие Абая отвечает всем требованиям сегодняшнего дня для сплочения народа. Абай мечтал о совершенном обществе, но был против революций. Он призывал изменить общество, изменив человека, раскрыв в каждом человеке его нравственное начало, его «божественный образ». Духовное развитие, совершенствование человека Абай считал смыслом жизни. В своих «Словах назидания» он говорит: «Качества духовные — вот что главное в человеческой жизни». Материальные ценности, по Абаю, не имеют смысла, если не подкрепляются духовными качествами их обладателя: «Живая душа и отзывчивое сердце должны вести человека, тогда и труд его, и достаток обретают смысл». Абай рассуждает о том, с чего начинается истинная вера. Он считает, что чистая совесть является одним из определяющих качеств для верующего человека. Здесь Абай цитирует главного для мусульман пророка. «Великий пророк Мухаммед, да благословит его Аллах и приветствует, писал: «У кого нет совести, у того нет и веры». И здесь мы еще раз убеждаемся, что настоящая вера достигается не простым воздаянием молитвы. Изнурять тело молитвами и постами, может быть, и необходимо, но истоками истинной веры, безусловно, являются сознательность, честность и сострадание», — писал Абай Кунанбаев.

Алма ТУРГАНОВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна