Никита Искаков. Жолдас, друг, земляк

Искаков. e1495121473548 Личность

В Астраханской области проживает крупнейшая в России община казахов. Поэтому когда наведываешься в этот соседний с нашим Атырау город, чувствуешь себя будто дома. Огромную роль в этом сыграл почетный председатель общества казахской культуры «Жолдастык» Никита Искаков.

Родные Никиты Искакова родились в нашем крае, сам Никита Сеитович проводил огромную работу по связи соотечественников с Казахстаном, тесно сотрудничал с атыраускими общественными деятелями.

К сожалению, 16 февраля его сердце перестало биться. В грядущее воскресенье исполнится сто дней, как Никиты Сеитовича нет с нами…

Общество «Жолдастык» образовалось в 1990 году. Через год Союз уже развалился, и бывшие республики приступили к созданию своих суверенных государств. Россия и Казахстан начали жить другой жизнью, с другими взглядами, приоритетами. Но оставались неизменными дружба, мир, единство. Именно поэтому очень ценным и своевременным оказалось создание общества «Жолдастык» Никитой Искаковым, дед и прадед которого были уроженцами Жылыойского района Гурь­евской области, прибывшими в начале прошлого столетия из-за раскулачивания в Астраханскую область.

Сегодня в каждом районе есть филиалы «Жолдастык». Оно и понятно: в Астраханской области проживают 149 415 казахов. В начале дея­тельности «Жолдастыка» Никита Искаков советуется со специалистами и решает ввести уроки казахского в начальных классах школ, где обучается наибольшее число казахов. Поначалу, рассказывает председатель Атырауского филиала Всемирной Ассоциации казахов Утепберген АЛИМГЕРЕЕВ, охват был огромный — казахский преподавался сразу в 94 школах. Сегодня, по последним данным, в 27 школах Астраханской области ведется изу­чение казахского.

— Под руководством Искакова был написан учебник «Казахский язык в начальных классах», — продолжает У. Алимгереев. — В России, к слову, исключительно казахские школы существуют в Барнауле, Новосибирске и в Саратовской области. В Астрахани ведутся уроки казахского языка в русских школах, а в последнее время — факультатив или кружки. Также «Жолдастыком» ведутся кружки, где учат игре на домбре, знакомят с казахскими национальными обрядами. С 1998 года астраханские казахи, благодаря начинанию Искакова, стали широко отмечать Наурыз. Потом этот праздник пришёл и в Саратов, и в Калмыкию. Но основоположником празднования Наурыза в РФ был Никита Сеитович. Он также участвовал в первом курултае Всемирной Ассоциации казахов. Награжден орденом «Достык» Республики Казахстан, орденом «Дружбы» Российской Федерации.

У. Алимгереев подмечает инициативу Искакова об открытии долгожданного в Астрахани центра дружбы — с музеем, музыкальной школой.

По-прежнему выпускается газета «Ақ арна», которая в Астрахани начала издаваться при поддержке Никиты Искакова — сначала только на казахском, затем на казахском и русском языках.

Наш собеседник подчеркивает, что «Жолдастык» успешно существует при Астраханской администрации, но, тем не менее, материальная, духовная поддержка есть и от атыраусцев, актюбинцев, жителей Мангистауской области, ЗКО. Например, мавзолей Курмангазы в с. Алтынжар был построен на средства Западно-Казахстанской области, культурный центр — тоже. К 450-летию города Астрахани был возведен памятник Курмангазы.

Об Искакове всегда хорошо отзывался Анатолий ГУЖВИН, губернатор Астраханской области в 1991-2004 годах, ныне покойный; он всегда поддерживал это общество: «Задачу свою и всей администрации я вижу прежде всего в том, чтобы решать экономические, социальные вопросы, не допуская их перехода в национальную плоскость, и тем самым сохранить стабильность в регионе и нормальный ритм жизни. Сотни лет проживают на территории Астраханской области казахи — значит, это их земля, их родина, которая никогда не предаст. Я сам — коренной астраханец, вырос среди казахов, татар, калмыков и очень бы хотел, чтобы все мои друзья чувствовали себя здесь хорошо».

Он «поднял» казахский среди астраханцев

— С Никитой Сеитовичем я знаком с 1966 года. А в «Жолдастыке» с ним с момента основания, — говорит в интервью «Прикаспийской коммуне» председатель Камызякского филиала Астраханского областного общества казахской культуры «Жолдастык» Омирзак БЕКМУХАНОВ. — Безусловно, заслуга Никиты Искакова в том, что он начал с первых дней своей работы в «Жолдастыке» «поднимать» казахский язык. Правда, в последнее время казахский преподается в виде факультатива, изучается и в кружках. И все же интерес у детей-казахов к родному языку есть!

В Астраханской области Никита Сеитович построил центр казахской культуры, в с. Алтынжар. Там всё о казахской культуре — есть музей, зал, проводятся фестивали «Әнші балапан» и пр.

О. Бекмуханов перечисляет проекты, инициатором и вдохновителем которых был Искаков: в Красноярском районе Астраханской области три года назад возвели мемориал Бокейхану, а в самом центре Астрахани, на улице Советской, красуется величавый бронзовый Курмангазы на коне. Всё это — благодаря неуемной энергии Искакова и помощи Атырауской, Мангистауской и Актюбинской областей.

— Никиты Сеитовича больше нет… — вздыхает Омирзак Кабулович. — Но он много сделал при жизни, и мы, астраханские казахи, за это ему очень признательны. На днях общественность села Семибугры, что в Камызякском районе, решила назвать именем Никиты Искакова среднюю школу. Кстати, которая долгое время была 9-леткой, но несколько лет назад, благодаря упорству Н. Искакова, стала полной общеобразовательной школой.

«Тоскую по «бабушке»…»

— За неделю до кончины Никиты Искакова мы были в Астрахани проездом, — вспоминает председатель Атырауского филиала Всемирной ассоциации казахов. — Хотели навестить его. Но сын Искакова сообщил: отец не может встретиться по определенной причине. Мы несколько расстроились. Но нынешний председатель «Жолдастыка» Нурлан КАНДЫКОВ нас немного успокоил, рассказав, что он с членами общества был на днях у Искакова, который сказал, как будто давая последнее бата своим соотечественникам, следующее: «Вы родились здесь (в Астрахани, в РФ), учились в школах с русским языком обучения, работаете на благо этой родины, вы почти русские. Но вы всегда помните, что у вас глаза — узкие, волосы — темные. Не забывайте, что вы — казахи. Продолжайте работу «Жолдастыка», не останавливайтесь. Не забывайте свою историческую родину, свою нацию».

…Этот человек душой всегда был со своей исторической родиной. Помню, на свое 70-летие Никита Сеитович заметил: «Я будто сейчас чувствую себя в объятиях своих родителей — России, но очень, очень тоскую по своей бабушке — Казахстану».

«Река времени» Никиты Сеитовича

Несколько лет назад Никита Искаков выпустил повесть «Река времени».  Вот что он рассказал о книге, о жизни в интервью коррес­пондентам астраханской газеты «Волга»:

— Повесть эта через судьбы моих родственников, их друзей и соседей, о характерах, выкованных нелегким временем двадцатого века. О стойкости и дружбе русских и казахов в маленьком селе Шарапское Камызякского района, о поддержке и чуткости, о том, как выстояли всем миром наперекор тяготам предвоенного и военного бытия. О том, как мы, дети того времени, должны быть благодарны поколению наших родителей и их беспримерному житейскому подвигу. Эта книга и задумывалась как дань уважения и благодарности не только моим родственникам, но и всем-всем, кто пострадал в то лихолетье…

Наша обедневшая казахская семья, оказавшаяся после раскулачивания, сгубившего столько судеб в те 30-е годы, в понизовом селе Шарапское, среди русских рыбаков, тоже сводивших концы с концами, не ждала манны небесной. С помощью соседей выстроили землянку. Очень помогала дружба. Люди в Шарапском открытые, доброжелательные, искренние. За работой дело не стало, а работать все в родне умели и хотели. Конечно же, и генетический код, что заложен в каждом роде, тоже ведет по жизни. И традиции, что передаются из поколения в поколение.

У нас, казахов, в сохранении рода очень важную роль по старшинству берет на себя женщина. Когда семья очутилась в Шарапском, а мужчины кто на войне, кто в Сибири, наша бабушка Акслу забрала к себе детей двух своих сыновей, воспитала их. Она была не только мудрой матерью и заботливой бабушкой. Она превратилась в предводителя рода, и на семейном совете, какие бы вопросы ни обсуждались, ее слово было главным. «Трудные времена наступили для нашей семьи, — говорила она. — Что всех вас ожидает впереди, какие испытания предстоит вам пройти, мне знать не дано, я не провидица. Но в одном я уверена, вы с честью из них выйдете, сохранив свое достоинство, не посрамив памяти наших предков и имя отца вашего Искака». Позже мама моя объединила вокруг себя нашу родню.

…Я видел, как трудно жилось маме, которая растила нас без отца, он вернулся с фронта раненым. Я очень хотел учиться и хорошо учился, хотя ходил в школу за три с половиной километра, поскольку в Шарапском ее не было. Но после пятого класса, когда мама заболела, пошел в 14 лет работать на парусные рыбницы, мы принимали у рыбаков рыбу и отвозили на плавзавод №5. Техники никакой, тяжелые носилки — все вручную. Позже помогли родственники, и я окончил семилетку с отличием. Мое решение поступить в мореходку было продиктовано тем, что там бесплатная одежда, бесплатное питание, есть общежитие. Сколько гордости было у мамы, когда я заявился в село в полной матросской форме. А когда вернулся из первого плавания на Южном Каспии, в мореходке получил профессию радиооператора, и заработал свои первые деньги, не только оделся сам, купил себе первые часы, но и обеспечил родных продуктами: два мешка муки — хорошее подспорье для семьи в селе. Потом еще два года плавал — вызывал маму в город, и с ней вместе покупали зимнюю одежду ей и детворе. Сам радовался, как и мама.

…Я благодарен судьбе, что в начале моего самостоятельного жизненного пути были мореходная школа и море. Оно дало мне возможность самообразования. Я много читал — и русскую классику, и периодику, журналы, все, что было в библиотеке на корабле. Тяга к книгам осталась на всю жизнь.

— Важно, чтобы человек, осваивая и владея новейшими достижениями, не забывал о том, что он — человек, и сохранял бы в себе лучшие человеческие качества — порядочность, доброту, чуткость, внимание и понимание того, что ты есть на этой земле, для чего рожден, какой след оставишь. Пушкин — поэзию, Кустодиев — картины, Догадин — картинную галерею, Курмангазы — свои кюи.

Я думаю, каждый в меру своих сил и способностей должен приносить пользу своему народу, стране. Задавать себе все тот же вопрос: «А иначе зачем на земле этой вечной живу?».

Источник: «Волга»
(печатается с сокращениями)

 

прямая линия

Павел Анисимов,
председатель Астраханского областного Представительного собрания:

— Компетентный, высококвалифицированный экономист, энергичный, авторитетный руководитель, умелый организатор, расчетливый финансист, человек разносторонних способностей и интересов.

Рахмет Башбаев,
главный редактор астраханской областной газеты «Ак арна»:

— Почти сто дней миновало, как рядом с нами нет Никиты Сеитовича Искакова, лидера в полном смысле этого слова, настоящего патриота своей страны, заслуженного экономиста России, талантливого писателя, выдающегося общественного деятеля, почетного председателя Астраханского областного общества казахской культуры «Жолдастык». Для нас, казахов Астраханской области, уход из жизни Никиты Искакова явился трагической вестью, которую мы восприняли как свою личную и глубокую утрату. Никита Сеитович основал общество «Жолдастык», с его именем связано возрождение и всестороннее развитие культуры, родного языка, традиций и обычаев казахского народа на территории Астраханской области, увековечивание памяти великого Курмангазы Сагырбаева. Он высоко и недосягаемо поднял знамя астраханских казахов.

Он был, безусловно, особой личностью, очень ярким и талантливым человеком, но самое главное — мягким и добрым, который ко всем относился с одинаковым уважением, независимо от титула и положения. Он всегда брал на себя ответственность и никогда не уходил от ответственности.

За что бы он ни брался, каким бы делом ни занимался, у него всё получалось. Рядом с ним всегда возникало ощущение надёжности, основательности. Он просто работал, работал успешно, эффективно. Он очень многому нас всех научил.

Мне не хватает Никиты Сеитовича. На протяжении 15 лет я работал с ним, он был моим наставником по жизни и, наверное, уже единственным, потому что такие люди встречаются в жизни всего один раз. И я глубоко горд, что работал с ним, перенял его богатый опыт и багаж знаний. И сейчас так не хватает простого общения с ним, его совета, его, казалось, неиссякаемой энергии. Он рано ушел…

Нам всем не хватает Никиты Сеитовича как умелого руководителя, мудрого наставника и надежного друга. И мы сохраним память о нём и в сердце, и в делах. Никита Сеитович являлся примером для нас всех. Примером служения своему делу, своим соотечественникам.

Өткен жанның топырағы торқа болсын, жаны жаннатта болғай, арты кайырлы болсын!

СПРАВКА «ПК»

16 февраля 2017 года на 80-ом году жизни скончался Искаков Никита Сеитович — почётный председатель Астраханской региональной общественной организации казахской культуры «Жолдастык», член этноконфессионального совета при губернаторе Астраханской области, член Общественной палаты Астраханской области.

Родился Никита Сеитович 6 декабря 1937 г. в селе Шараповское (Караульное) Камызякского района Астраханской области. За свою трудовую деятельность занимал должности в сфере народного хозяйства, управляющего районным трестом «Черноярводстрой», заместителя начальника главка «Астраханводстрой» по экономическим вопросам. Был председателем правления, президентом акционерного агроинвестиционного коммерческого банка «Агроинкомбанк».

С 1990 года в течение двадцати лет возглавлял совет и президиум Астраханской региональной общественной организации казахской культуры «Жолдастык» («Товарищество»).

Подготовила Надежда ШИЛЬМАН

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна