Забытая экспедиция…
Славная полувековая история знаменитой Южно—Эмбинской нефтеразведочной экспедиции в составе объединения «Атыраумунайгазгеология» таит в себе много знаменательных событий и помнит громкие имена геологоразведчиков. К сожалению, точка на деятельности объединения была поставлена 28 лет назад.
Экономика нашей страны, да что там говорить, благополучие всех казахстанцев во многом зависит от добычи нефти, а наша земля богата на этот природный ресурс. Но мало кто знает, что путь к нефти прокладывают нефтеразведчики. Так случилось, что в праздники о них не вспоминают. Между тем, основная доля нефтедобычи до сих пор осуществляется с тех месторождений, которые пробурили работники Южно-Эмбинской нефтеразведочной экспедиции.
Сегодня большинства тех, кто бурил и находил залежи углеводородного сырья уже нет, они уходят из жизни в безвестность. Тяжелый труд нефтеразведчиков в степи без самых что ни на есть минимальных условий жизни и труда трудно переоценить. Несмотря на сложности, они открывали месторождения Жылыойского, Исатайского, Макатского районов.
— Можно сказать, что я — потомственный буровик, мои отец и дед занимались этим делом. Поэтому могу описать жизнь буровиков из своего детства, насколько помню, — рассказывает ветеран Южно-Эмбинской нефтеразведочной экспедиции Сериккали Ержанов. — Экспедиция на определенном участке степи проводит бурение скважин. В стороне стоят жилища работников. Летом это шалашики из камыша, зимой — землянки, где живут их семьи. Когда происходит переезд на новый участок, то работники не вспоминают о своих семьях, как они, есть ли у них вода, еда. Они везут оборудование на новое место и озабочены установкой буровой вышки. Постоянные переезды для экспедиции – это норма. Я сам родился у какой-то очередной скважины, до сих пор даже не знаю название той местности. Детство мое проходило на разведке «Боранкул», сегодня она относится к Мангистауской области. До 10 лет жил там, учился в начальной школе. После завершения разведочных работ экспедиция переехала в местность «462 разъезд» Бейнеуского района, а ее небольшую часть отправили на Устюрт. На разъезде я проучился до 8 класса. Родители бурили скважины у моря, две скважины пробурили даже в горах. А потом все экспедиции были вызваны в Кульсаринскую контору, где наше объединение рассыпалось, как карточный домик.
Сериккали Ержанов и группа других ветеранов очень переживают, что история нефтеразведки остается без внимания, поэтому по совету одного мажилисмена два года назад было создано свое объединение «Барлау — бұрғылау ардагерлері».
— Наша цель, как последнего поколения буровиков Южно-Эмбинской нефтеразведочной экспедиции, оставить память о своих старших товарищах, которые в сложнейших условиях бурили скважины для нефтедобычи. Именно они были первопроходцами. Для этого мы готовим книгу с описанием важных событий и именами первопроходцев. На сегодня найдены данные на порядка ста человек из числа первых буровиков. Вторая наша задача заключается в открытии в Кульсары парка нефтеразведчиков. Чтобы люди помнили, — говорит мой собеседник.
Почему нефтеразведчики остались без внимания? Насколько я поняла, в период развала Союза они оказались на первой волне.
— Во времена Союза разведочные работы велись за счет бюджета. С остановкой финансирования все прекратилось. Потом — приватизация. Произошло всё буднично – приехали молодые люди из Алматы и объявили, что они выкупили нашу контору. Потом они попросили обеспечить их автомобилями и показать все объекты. На тот момент мы имели хорошую материальную базу. Но, увы, через некоторое время она стала массово распродаваться новыми хозяевами. Денег не было, и постепенно люди стали увольняться, ведь им надо было кормить семьи. Конечно, мы могли бы удержать хотя бы часть производства и основной костяк специалистов, но всё было проведено внезапно и быстро. Тем более наша вышестоящая компания «Атыраумунайгазгеология» также была ликвидирована. В тот момент не было даже примеров, как начать процедуру приватизации. Так мы в одночасье потеряли экспедицию, — рассказывает второй ветеран Дуйсенби Нурганов.
Первопроходцы степей
Сегодня мы расскажем о нескольких буровиках, которые внесли свой вклад в развитие нефтегазового сектора страны, а значит, в сегодняшнее благополучие казахстанцев.
Зинел Балгенжиев — нефтяник, бурильщик Южно-Эмбинской нефтеразведочной экспедиции управления «Казнефтегазразведка» Министерства геологии СССР. С 1948 по 1950 год работал помощником бурильщика, бурильщиком на газонефтяном месторождении «Кульсары». С 1954 по 1956 год служил в Советской Армии. С 1956 по 1991 год трудился бурильщиком в экспедиции глубокого бурения в отделе по разведке нефти и газа нефтеразведочной экспедиции управления «Казнефтегазразведка». В 1977 году удостоин звания Героя Социалистического Труда.
«Всё для фронта! Всё для Победы!»
Жумалы Жиеналиев (Тапай) родился в 1891 году в семье крестьянина. Трудовую деятельность начал с раннего возраста в нефтяной отрасли. Особенно ярко проявил себя в годы войны. Жумалы Жиеналиев вместе со своими товарищами взял на себя обязательство вместо 14 дней пробурить скважину №138 на Ескененском нефтяном месторождении за шесть дней. Собрав волю в кулак, мужчины приступили к работе и успели завершить бурение за четыре дня! Таким образом, бурильщики во главе с Жиеналиевым выполнили сверхзадачу. Про их самоотверженный труд было написано в номере районной газеты «Социалистическая Эмба» от 1 октября 1942 года. Она также была опубликована в газете «Правда» и стала известна всему Союзу. Жумалы Жиеналиев получил из рук Сталина грамоту, в 1944 году он был награждён орденом Ленина. В 1946 году представлен к медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Жумалы Жиеналиев — первооткрыватель Теренозека, ветеран, много работавший в Карашунгуле, внесший неоценимый вклад в освоение месторождений Доссор и Ескене. Его имя золотыми буквами вписано в историю казахской нефти.
Иба Садуовна Жалгасбаева родилась в 1921 году. В селе Комсомол она устроилась в нефтепромысел масловозом. С началом войны в 1941 году всех женщин отправили работать в сельское хозяйство. После войны Иба вернулась на промысел в Комсомол, где работала мотористом, помощником буровика, буровиком. В 1949 году она переехала в село Мунайлы и продолжила трудовую деятельность. В 1950 году с рождением детей завершила трудовой путь. Муж Шокат Жалгасбаев также трудился помощником бурильщика, бурильщиком. Супруги имели государственные награды.
— Мама вспоминала, что она выполняла мужскую работу. В те годы буровые станки изготавливались из дерева и были очень тяжелыми. Мама была крупного телосложения, имела недюжинную силу. Помню, как родственники поражались ее силе. Также мама рассказывала, как она таскала нефть ведрами. Мужчины ушли на фронт, а женщин отправили осваивать сельское хозяйство, но в 1945 году маму вновь позвали на нефтепромысел, — рассказала Кунсулу, дочь Ибы Жалгасбаевой.
Кулмухан Сейткалиев — 1931 года рождения. Выучился на буровика в Гурьеве. Трудовую деятельность начал в сентябре 1949 года на Коныспайской буровой площадке в местечке Асанкеткен. Там он работал помощником бурильщика. В 1951-1953 гг. трудился на участках Кок-Тобе, Сарыбулак, Улкентобе, в 1953-1965 гг. — в Каскырбулаке, Камсактыколе, Есекжале, Маткенде. В 1965 году перешел на знаменитое месторождение Биикжал, где была пробурена скважина глубиной 7 метров.
Много лет проработал бурильщиком в глубокой разведочно-буровой экспедиции, а затем в Южно-Эмбинской нефтяной разведочно-буровой экспедиции. В настоящее время ветерану труда 93 года, проживает с внуками в Актобе.
Коздибай Шнашев родился в 1929 году в селе Жаршик Жылыойского района. Трудовую деятельность начал в ноябре 1945 года слесарем 3-го разряда конторы «Южно-Эмбинская нефтяная Биикжалская сверхглубокая разведочно-буровая экспедиция». В апреле 1955 года он уже исполнял обязанности машиниста 7 разряда, в сентябре 1956 года работал механиком буровой установки.
Награжден медалями «За доблестный труд в честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда». Сейчас ему 95 лет.
Они делали историю
15 октября 1948 года была создана Кульсаринская бурильная контора. За десять лет деятельности были открыты и переданы для эксплуатации нефтедобывающим компаниям такие месторождения, как Мунайлы, Каратон, Теренозек, Кошкимбет, Тажигали, Толес, Алтыкол, Карсак, Караарна.
В 1958 году Кульсаринская бурильная компания в составе треста «Казахмунайбарлау» была передана в министерство геологии КазССР.
С 1958 по 1968 годы были открыты месторождения Прорва, Актобе, Карасор, Морская, Боранкул, Каменная, Арыстан, Мартыши, Камышитовый и созданы управления «Прорванефть» и «Жайыкнефть». На широких степных просторах Устюрта появился поселок Каменная, а на «родине» комарья Прорве – Сарыкамыс.
В 1964 году началось строительство поселка буровиков Биикжал, в том же году была создана экспедиция глубокой нефтеразведки. 1 июня 1967 года началось бурение скважины СГ-2 на проектной глубине 7000 метров на месторождении Биикжал. 31 июля 1973 года скважина СГ-2 достигла глубины 6028 метров, бурение было остановлено и начались испытательные работы.
Первым руководителем Кульсаринской буровой конторы был назначен Алексей Зыбницкий. Контора состояла из четырех буровых отделений. За десять лет контора пробурила десятки месторождений.
В 1956-1957 годы геологоразведчики жили в домах, собственноручно связанных из камыша. С 1959-1970 годы были пробурены такие площадки, как Улкентобе, Кырыкмерген, Сарыкум, Сарга и многие другие. В результате проведенных разведочных работ на площадках Боранкул, Прорва, Актобе и Арыстан забили фонтаны нефти.
В конце 1967 года из Кульсаринской разведочной экспедиции отделилась нефтеразведочная экспедиция Северный Устюрт, но в конце 1972 года они заново объединились в Южно-Эмбинскую нефтеразведочную экспедицию. Ее руководителем был назначен Береген Жоламанов.
В 1973-1975 годы были проведены буровые работы на 11 площадках, в результате началась добыча нефти на подсолевых отложениях площадок Тортай, Шолкара, Адай. Именно в этих местах были улучшены бытовые условия буровиков, для них начали строить специальные поселки. В 1973-м начальником экспедиции был назначен Болат Отебаев. Через три года основная деятельность разведочно-буровых работ была направлена на исследование глубоких подсолевых слоев месторождении. В 1976 году начальником экспедиции стал Юрий Артемьев. В тот год буровиков наградили государственными наградами. Буровик Зинел Балкенжиев стал Героем Социалистического труда. Геологоразведчик Бактыбай Калымбетов был награжден орденом Октябрьской революции, мастер буровик Женисбай Нуртилеуов удостоился ордена Трудового Красного Знамени.
1 июля 1977 года в состав Южно-Эмбинской нефтеразведочной экспедиции вошла Биикжалская буровая нефтеразведочная экспедиция глубокого бурения. Начальником стал Аккуан Кемелов, главным инженером Нури Баширов. В апреле 1984 года руководителем экспедиции назначается Зерип Жукатайулы. До 1989 года основные разведочные работы проводились на таких надсолевых участках, как Аралтобе — Есекжал, Толекара, Суишбек и на подсолевых участках Карашунгил, Маткент, Ушмола, Аккудык, Сарыкаска и др. В результате на подсолевых отложениях участков Маткент, Ортатау-Сарыбулак были извлечены метки нефти и газа.
5 июля 1987 года на участке Жосалысай на проектной глубине 6200 метров начались работы по бурению скважины «Эмба» параметра №1. В марте 1989 года экспедицию возглавил Жолдас Жумалиев. Под его руководством до 1991 года были проведены разведочные работы на восьми участках. Тогда же в промежутке глубин 4860-4990 метров на участке Карашунгил были обнаружены следы нефти и газа.
5 июля 1991 года начальником экспедиции был назначен Келтир Шаненов, а главным инженером Серик Кемелов. Новые руководители основное внимание уделили исследованию не только подсолевых, но и надсолевых слоев. 22 июля 1992 года на участке «Эмба» скважина достигла глубины 6203 метра, с уровня 5840-5850 метров были извлечены пробы газа, после чего начались работы специальным испытательным оборудованием. На участке «Южный Бухан №2» на глубине 1930-1960 метров в борном слое были взяты следы нефти и газа. Разведочные работы были продолжены. Дальнейшие разведочно-буровые работы начала финансировать совместная компания «Казахктуркмунай».
За долгие годы в экспедиции работали опытные геологоразведчики, которых не должны забывать. Это главные инженеры Жусип Бискалиев, Радус Латфуллин, Серик Досмухамбетов, Танат Отесинулы, главные геологи Мажит Рамазанов, Айтбай Алжанов, Омар Далбаев, их заместители Шакан Жоламанов, Койыс Шотыкбаев, главный механик Валерий Карамышев, мастера Бакытжан Шнашев, Базарбай Муканов, Шарип Капаров, Алдияр Калиев, Темирхан Байсырымов, буровики Бактыбай Калымбетов, Зинел Балкенжиев, Сагидолла Кулжанов, Бакыткали Куангалиев, Толепбай Коянбаев, Толеш Кулгелдиев, Ыбыраш Секербаев, Наси Сисеналиев, Куспан Кабдолов, Кайргали Досанов, Жемисбай Нуртилеуов, Абилгазим Махутов, Бипан Нурымов, Талас Куанышев и многие другие. А еще были водители Бейнеуба Кашкымбаев, Георгий Крайнов, Хасан Жанабилов, Бегим Нурмашев, Хамидолла Матениязов, мотористы Тажи Шатенов, токари Нина Силантьева, Александр Чапурин, Кабес Сейтмагамбетов, трактористы Бисен Тлекбаев, Кубай Буркитбаев, Сериккали Сисенгалиев, Мажен Турниязов.
Не должны забыться имена людей, пробуривших самые глубокие скважины, это: Сагаткали Шанканов, Молдагали Куангалиев, буровики Мынтурган Айтмагамбетов, Амангельды Айтуаров, Жылкелди Орынбаев, Сарсенбай Жанузаков.
Среди геологоразведчиков, работавших в экспедициях, немало тех, кто впоследствии занимал высокие посты. К примеру, Кубай Жангалиев был руководителем отдела плановой экономики министерства геологии Казахстана, Жанша Танкыбаев был заместителем председателя Совета министров РК, Балтабек Куандыков — первым заместителем компании «Казахкаспийшельф», Жусип Бискалиев — первым заместителем НК «Казмунайгаз», Малик Коптилеуов — начальником управления «Кульсарымунайгаз», Косан Таскынбаев — президентом фирмы «АРМакС» и др. Все они занимались наукой.
Исторические факты
Открытие месторождений Каратон, Тажигали, Кошкимбет, Теренозек проводилось в очень тяжелых условиях. Буровики жили в сырых и темных землянках. Воды не было, ее возили цистернами из Кульсары. Дороги не было, поэтому из райцентра в Каратон добирались по 8-9 часов. Из-за нехватки транспорта работников на месторождение доставляли на верблюдах. Не было никаких условий для жизни, и дети буровиков были распределены по школам-интернатам. Потом нефтеразведчики открыли участки Тонирекшын, Боранкул, Караарна, Жанасу. Они собственноручно строили себе жилища, занимаясь вязкой камыша. Для решения проблемы с обучением детей каждому дому Теренозека было поручено заготовить 100 саманных кирпичей. В итоге в 1950 году жители смогли пострить школу с четырехклассным обучением. В комнате располагались два класса. Ситуация с бытом буровиков улучшилась в 1958 году с переходом буровой конторы в состав министерства геологии СССР, она получила название «Кульсаринская разведочно-буровая экспедиция».
Затем на базе треста «Казахмунайбарлау» было создано главное управление Западного Казахстана, которое относилось к министерству геологии КазССР. Были построены камышитово-каркасные дома, куда работники были переселены из землянок. В период с 1960-1970 годы работы Кульсаринской разведочно-буровой экспедиции переместились на Северный Устюрт к реке Жайык. В результате в 1964-м было открыто месторождения Мартыши, в 1967 году – Камышитовый, в 1969 году — Жанаталап, в 1970 году — Гран мунай. На основе этих участков было создано управление нефтегазодобычи «Жайыкмунайгаз» и заложен фундамент поселка Аккистау.
Любое освоение недр начинается с бурения. После проведения геологоразведки, в ходе которой определяется месторождение черного золота, вся последующая работа ложится на плечи бурильщиков. Поэтому дань памяти первым буровикам – долг нынешнего поколения.
Алмаа ТУРГАН
Фото из семейного архива