Спред маслу не товарищ, или Верхние полки не предлагать!
В Атырау не во всех сетях супермаркетов соблюдаются требования законов и правил торговли, утвержденные соответствующим министерством торговли и интеграции. А владельцы придомовых продуктовых магазинов, похоже, вовсе не в курсе новостей. Таковы результаты визуального обзора корреспондента «ПК».
В декабре наш город посетила первый вице-министр торговли и интеграции Айжан Бижанова. На встрече с владельцами больших и малых торговых точек областного центра она рассказала о нововведениях в сфере торговли. Гостья отметила, что министерство занимается совершенствованием законодательства, разрабатывает стандарты, организовывает контрольные мероприятия и аналитические исследования. К примеру, в этом году в 20 городах страны провели масштабные исследования по представленности ряда социально значимых товаров казахстанского производства на полках. Результат довольно обнадеживающий: в торговых точках страны казахстанское молоко занимает 87 процентов полок, масло растительное — 63 процента, масло сливочное — 88, мясо кур – 80, мука — 95 процентов. То есть отечественная продукция в среднем представлена на полках в магазинах порядка 80 процентов заполняемости, но требует дальнейшей поддержки.
«Ну, где-то очень далеко…»
«ПК» решила проверить, как исполняются правила, направленные на поддержку отечественных производителей предпринимателями. Мы побывали в двух разных супермаркетах и придомовых магазинчиках густонаселенного жилого массива Авангард. В супермаркете «Лидер» на конечной остановке Авангарда было безлюдно, хотя в тот день объявили скидки на всё. Попытки найти среди полок знакомую голубую маркировку «Сделано в KZ» не увенчались успехом. Ни одной нет. Основное количество товаров в объекте торговли представлено соседними странами. Конечно, отечественные продукты тоже есть, но искать на мельчайших надписях страну-производителя смысла не было. Налицо факт того, что здесь правила министерства торговли не соблюдаются.
На конечной остановке Авангарда также находится супермаркет «Ярмарка». Сразу порадовало наличие тут и там маркировки «Сделано в KZ». Как и по всей стране, в данном супермаркете представлена отечественная продукция от известного бренда — масло, сыры, йогурты, сметана. Есть выбор пастеризованного молока, кисломолочных продуктов от производителей северных и южных областей. Оказалось, отечественный популярный сыр в небольших упаковках производится в Туркестане, о чем свидетельствовала надпись на упаковке. Также на полках — растительные масла от казахстанских заводов, широко представлена мука от всевозможных производителей, как и разнообразные макаронные изделия. Кроме того, есть большой выбор отечественного чая.
«Мы жили рядом по соседству»
Но в то же время были выявлены и нарушения правил. В морозильной витрине спред находился со сливочным маслом в соседстве. Тем временем в правилах для исключения потребительского обманаусилены требования к качеству и выкладке товара. Например, при размещении товаров необходимо руководствоваться принципами товарного соседства. То есть молоко не должно находиться рядом с молочным напитком, а сливочное масло не должно быть в соседстве со спредом.
В супермаркете «Лидер» между маслом и спредом размещена маргариновая продукция. Также стоит отметить, что в супермаркете «Ярмарка» требования о «выделении 30 процентов полочного пространства для отечественного продовольствия и их размещении в визуально и физически доступных местах» соблюдены не полностью.
«Правила? Не слышали…»
Поход в придомовые магазины поблизости показал, что их владельцы не столько против правил министерства торговли, сколько о них просто не слышали. Нагромождение полок продуктами иностранного производства из соседней Астраханской области красноречиво говорило об этом. Также посещение небольшого магазина, в названии которого есть слово «продукт», показало о нарушении правил торговли. В нем отечественная продукция была представлена лишь в виде молочных продуктов известного костанайского бренда и мяса кур Западно-Казахстанской области, но никаких обозначающих знаков не было. Между тем, владельцы этих торговых точек, являясь законопослушными предпринимателями, могли бы претендовать на получение существующих мер поддержки отечественных производителей.
Представитель сети супермаркетов «Ярмарка» Кайрат Карчигин сообщил, что участвовал на встрече с вице-министром торговли. Следом дополнительно получили документы от городского отдела предпринимательства. «Сейчас мы работаем над тем, чтобы соответствовать утвержденным правилам. Будем выполнять все требования», — заверил Карчигин в интервью «ПК».
Представитель городского отдела предпринимательства Алтынай Ерубаева подтвердила, что утвержденные правила должны выполняться всеми торговыми объектами.
Алмаа ТУРГАН