Новости

В интересах страны

Как известно, Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ или Middle Corridor, срединный коридор) – международный логистический коридор, который пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в Турцию и страны Европы и развивает международный проект «Пояс и путь», являющийся возрождением Великого шёлкового пути в современных реалиях.

Надо понимать, что Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) имеет для Казахстана огромное значение, как геополитическое, так и геоэкономическое. И Президент РК Касым-Жомарт Токаев призвал в полной мере использовать потенциал ТМТМ, который был открыт в 2017 году.

Запущено три контейнерных поезда: Шихези (Китай) — Кишлы (Азербайджан), Ляньюньган (Китай) — Стамбул (Турция), Ильичевск (Украина) — Достык (Казахстан). По этому маршруту транспортируются продукция нефтехимии, черные и цветные металлы, уголь, ферросплавы, продукция сельского хозяйства. Осуществляется контейнерная перевозка грузов. И если привести статистику транспортировки с 2017 по 2023 гг., то с 2022 года, после нарушения торговых маршрутов, вызванных российским вторжением в Украину, а позже нападениями хуситов в Красном море, показатели маршрута повысились.

В октябре 2023 года на площадке форума Silk Road в Тбилиси между Грузией, Казахстаном и Азербайджаном было подписано соглашение о создании единой совместной железнодорожной компании «Middle Corridor Multimodal Ltd», которое призвано повысить эффективность транзитных перевозок из Китая в Европу и Турцию. Совместная компания позволяет обслуживать клиентов по принципу «одного окна» и гарантировать сроки доставки грузов. В мае текущего года казахстанская KTZ Express и сингапурская Global DTC объявили о запуске проекта создания цифрового коридора на Транскаспийском маршруте, путём внедрения соответствующих систем. Система Tez Customs позволяет осуществлять таможенное оформление грузов в электронном виде, что не только ускоряет процесс перевозки и снижает возможные ошибки, но и снижает издержки компаний-отправителей. Мультимодальная цифровая платформа Digital Trade Corridor (DTC) предоставляет возможность отслеживать местонахождение груза в режиме реального времени, его таможенный статус и обновлять информацию о сопроводительных документах.

Во время неформального саммита Организации тюркских государств (ОТГ), который прошел в городе Шуша, Глава государства РК обозначил, что сегодня объем контейнерных перевозок по данному коридору по сравнению с 2023 годом увеличился вдвое.

В свете динамично меняющейся торгово-логистической конфигурации в регионе «Транскаспийский международный транспортный маршрут» (ТМТМ) все больше играет роль основного направления перевозки товаров из Китая в Европу, о чем свидетельствует резкий рост объема перевозок и спроса на услуги коридора крупными европейскими транспортно-логистическими компаниями. Наличие у Казахстана развитой сети трансграничных железнодорожных коммуникаций в совокупности с удобным рельефом местности позволяет предоставлять быстрое прохождение и планомерное наращивание объемов транзита грузов из Китая, что является неоспоримым конкурентным преимуществом для РК.

К тому же проходящий через Казахстан маршрут открывает доступ к огромному региональному рынку, насчитывающему около 680 млн потребителей. В частности, потребность западного Китая составляет 300 млн потребителей, ЕАЭС — 180 млн, стран Каспийского побережья — 150 млн и Центральной Азии — 50 млн. С учетом этого ТМТМ, известный как «Средний коридор», представляет собой стратегическую логистическую ось, соединяющую Китай с ЕС.

По планам развития транспортно-логистического потенциала Казахстана увеличение объема грузоперевозок к 2030 году через ТМТМ оценивается до 20 млн тонн. В этой связи данное направление можно считать одним из ключевых приоритетов развития для стран-участниц Специальной программы ООН для экономик Центральной Азии, которые прямо или косвенно участвуют в ее функционировании.

Отсутствие прямого железнодорожного сообщения у Узбекистана и Туркменистана с Китаем не позволяет Ташкенту и Ашгабаду увеличивать трансграничные перевозки по своей территории. С учетом данного фактора в долгосрочной перспективе статус главной транзитной территории в Центральной Азии будет сохраняться за Казахстаном, что позволяет сохранить необходимый потенциал ТМТМ, который необходимо использовать Азербайджану.

С учетом непосредственного участия азербайджанской стороны в функционировании ТМТМ организация работы по универсализации электронного оформления грузов (разрешительные документы для прохождения пограничного и таможенного контроля, перемещения товаров транзитом) и синхронизации цифровых решений со странами по направлениям основных транзитных маршрутов позволит расширить возможности данного маршрута, отслеживать грузопотоки по пути следования и сократить задержки на границах.

ТМТМ как одно из основных направлений доставки грузов из Китая в обход России становится перспективным объектом инвестиций для европейских логистических компаний, участие в котором позволит им создать необходимое преимущество перед своими конкурентами.

Таким образом, вызовы истории ставят перед народами необходимость поиска адекватных институциональных механизмов решения проблемы, то есть, объединение политических, экономических, культурных, гуманитарных сфер жизни. И в этом контексте на сегодняшний день развитие ТМТМ, перспективы сотрудничества прикаспийских государств являются актуальными.

Сайпулла САПАНОВ,
доктор исторических наук,
профессор,
НАО Атыруский университет имени Х. Досмухамедова

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button