Личность

Краевед  Амангельды Шамгонов

Сегодня известному историку-краеведу, неутомимому исследователю жизни батыра Исатая Тайманова и народно-освободительного восстания казахов Младшего жуза, ассоциированному профессору Атырауского университета имени Х. Досмухамедова, Отличнику просвещения РК, почетному гражданину Исатайского района и многих других званий и регалий Амангельды Шамгонову — 80 лет! Поздравляем!

Алма ТУРГАНОВА

Наш герой, несмотря на солидный возраст здоров и активен, продолжает свою деятельность в качестве научного сотрудника НИИ имени Хисмета Табылдиева при родном университете, где проработал 54 года.

ЖУМЕКЕН ИГРАЛ КЮИ

Амангельды родился в 1942 году в селе Кызылоба Дынгызылского сельсовета, на тот момент отец воевал уже пятый месяц с немецками захватчиками. Им не суждено было встретиться, отец  пропал без вести, как и многие на фронте. Но жизнь продолжается — пришло время учиться. В школе села Жаскайрат любимыми стали история и учительница Русия Суинова.

Когда учился в третьем классе, нашим пионервожатым стал шестиклассник Жумекен Нажимеденов. Помню, он учил нас подтягиваться на турнике, устраивал қазақша күрес между мальчиками. А я был бегуном, в этом виде спорта мне не было равных. Но больше всего он увлекал нас игрой на домбре. Мы все считали, что в будущем он станет виртуозным домбристом, знаменитым артистом. Он уже тогда принимал участие на всех праздничных концертах колхоза. Как он играл кюи «Серпер», «Қызыл қайың» Курмангазы, мы заслушивались! А он стал великим поэтом! Как говорят казахи: «Сегіз қырлы жігіт» — многогранный талант! Позже школе присвоили его имя, — вспоминает Амангельды ага.

Наш герой завершил школу на «отлично», но в те времена была обязательная двухгодичная отработка в колхозе, поэтому работал на сенокосе, на стрижке овец. На третий год поехал поступать в Алматы, но не добрал двух баллов по конкурсу.  Недолго думая, молодой человек устроился грузчиком на железнодорожном вокзале Алматы, потому что было общежитие. В следующий год был покорен исторический факультет КазГУ.

КРАСНЫЕ НОСКИ И КРАСНЫЙ ГАЛСТУК 

Студенческая пора — самое счастливое время для молодых! Все было в радость — и учеба, и экзамены, и даже сельхозработы. Как рассказывает Амангельды ага про последнее, самым тяжелым для студентов из западных регионов был сбор хлопка на юге, они никак не могли заполнить набедренные мешки хлопком, когда южане выполняли эту работу легко. А в Костанайской области студенты вручную складировали собранную комбайном пшеницу. В Актобе строили школу для села Акколь. На третьем курсе атырауского историка забрали в армию в тайгу Пермской области. Он до сих пор помнит вкус дикой малины и земляники — все три года лакомились лесными ягодами. Это был стройбат, поэтому так и не пришлось держать винтовку в руке, хотя и отслужил три года.

— Вспомните, какая тогда была молодежь в Алматы, интересно, как одевались, вы были франтом?

— Это было начало 60-х годов, а в моде были красные носки! Да-да, красные носки и красный галстук или, на худой конец, завязывали на воротник рубашки красную веревку. К вечеру парни направлялись в гости к девушкам ЖенПИ (Женский педагогический институт. — Прим. автора) при полном параде:  черные костюм и шляпа, белая рубашка, черные туфли, откуда обязательно выглядывали красные носки, хотя белые тоже можно было носить. А брюки сильно сужались, начиная от колен до шиколотки. Так одевались франты. Я хоть и получал повышенную стипендию за отличную учебу, но все деньги уходили на еду, в общем, приходилось отказывать в чем-то, чтобы не совсем отставать от тренда. Но красные носки не носил, потому что их красили, потом вся ступня становилась красной. После окончания университета меня направили на работу в тогда Гурьевский пединститут, где пришлось менять стиль брюк на более свободный, — со смехом вспоминает Амангельды ага.

НАУЧНАЯ РАБОТА

В июне 1968 года молодой историк приступает к работе в местном вузе, а вскоре он возит студентов на археологические раскопки в древние города Актобе-Лаэти, Сарайшык. Молодые девушки с удовольствием ездили в экспедиции, нисколько не боясь человечесикх останков, тяжелых условий и т.д. Через год Амангельды ага доверяют руководство научным кружком, где он учит студентов делать дипломные, курсовые работы, рефераты. Вскоре впервые в институте была успешна защищена дипломная работа под руководством Шамгонова, в ходе подготовки которой студентка Любовь Ким-Распопова направлялась им изучать материалы архивов Алматы, Уральска, Астрахани и т.д. Со временем краеведческий научный кружок получил название «Атамекен». Этот кружок стал отправной точкой для научной деятельности 20-ти докторов исторических наук, среди которых бывший ректор университета Асхат Имангалиев. Еще 35 кандидатов исторических, экономических и юридических наук. С образованием университета кружок стал краеведческим научным объединением. В 2020 году данное объединение отметило свой полувековой юбилей. За год до этого А. Шамгонов удостоился звания «Отличник краеведения РК».

– Главным достижением кружка является то, что наши студенты  ежегодно готовили дипломные работы, ездили выступать на республиканских студенческих конференциях. Мы выпускали бюллетень «Атамекен» для студентов института, создали общество охраны памятников истории и культуры, отправлялись со студентами в архивы соседних городов. Ведь краеведение – это знание своего села, района, города, области, это важная наука. Об истории научного кружка мною написана книга «Атамекен бірлестігі», — рассказывает историк.

В 1993 году Амангельды Шамгонову Московской высшей аттестационной комиссией присвоено ученое звание «доцент».

ИСАТАЕВЕД

Но самым важным вкладом в историю краеведения профессора я бы назвала исследование жизни героя народно-освободительного движения Исатая Тайманова. Как и когда началась эта работа?

В 1990 году отмечали 200-летие Исатая Тайманова, и тогда из Алматы приехали представители «Казахфильма» снимать фильм. Автором сценария был Анес Сарай, фильм назывался «Мінгені Исатайдың Ақтабан-ай!». А Шамгонова пригласили в качестве советника.

– В ходе съемок мы искали и нашли потомков Исатая, они вошли в фильм. Презентация фильма прошла в 1991 году в кинотеатре «Мир», зрители хорошо его приняли. С этого момента у меня появился интерес к истории восстания и его героям – Исатаю и Махамбету. Потом тогдашний секретарь обкома партии Анес Бисенов командировал меня в Исатайский район вместе с журналистом и фотографом. На музейной машине мы отправились по следам восстания Исатая. Помню, в каждом ауле нас встречали радушно, рассказывали, что знали и слышали. Хорошее было время! Все собранные документы, фотографии сдали в музей. С тех пор вот уже более 30-ти лет я занимаюсь исследованием истории батыра. Первая книга была издана в 2001 году о потомках Исатая. Вторую книгу (2008 г.) подготовил для учителей, это методический справочник по преподаванию в школах истории восстания под предводительством Исатая и Махамбета. Первый выпуск третьей книги вышла в 2018 году, она называется «Ұлы дала батыры – Тайманның ұлы Исатай». Второй выпуск был дополнен 408 страницами. Дело в том, что мы нашли потомков Исатая Тайманова, которые живут в Астраханской области. Я не знал об их существовании, и сами эти люди не знали о своем родстве с батыром. Моя последняя книга попадает в руки астраханца, который знакомит родных с ее содержанием. И тут бабушка заявляет, что в книге написано о ее деде из Мынтобе! Мы поехали в Астрахань, познакомились с потомками батыра, это была незабываемая встреча! И все новые сведения были внесены во второй выпуск книги, — сообщил историк.

Также Амангельды ага был активным участником возведения мавзолея Исатаю в местечке Шиетсай Кобдинской области Актюбинской области в 2014 году. В 2021 году на могиле Исатая построили восемь стелл с именами его батыров.

ОШИБКИ В УЧЕБНИКАХ…

Как известно, в школьных учебниках истории много ошибок. К примеру, в истории 2018 года написана, что Махамбет Утемисов погиб в Жылыойском районе на берегу реки Жем. На самом деле батыр погиб в местечке Караой Индерского района. Еще один пример касается жизни великого Курмангазы, в учебнике за 2018 год написано, что он родился в 1806 году, а скончался в 1879-м. Это грубейшая ошибка, в действительности он родился в 1823 году и совсем скоро будет отмечаться 200-летие Курмангазы Сагырбаева. В 1996 году в Астраханской области был построен величественный мавзолей великому кюйши, на открытие которого приезжал первый президент страны Нурсултан Назарбаев. Однако школьники до сих пор видят в учебнике ошибочные сведения. Между тем Амангельды Шамгонов подготовил правильную карту  народно-освободительного восстания 1836-1838 годов под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова для учебника «История Казахстана» 8 класса. Это его личный вклад. Об этом «ПК» писала в предыдущие годы.

— Сегодня собран достаточно большой материал о предводителях народно-освободительного восстания, где содержатся ценные сведения, поэтому я мечтаю об открытии при нашем университете краеведческого музея или музея Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова. Я краевед, а это батыры нашей земли, эти материалы важны для потомков. Моими учителями были профессор Зулхарнай Алдамжаров, Хисмет Табылдиев, Нигмет Гинаятулы, Уркенбай Кыдыралин и Баки Жиенбай. А я воспитал таких докторов исторических наук, как Абильсеит Мухтаров, Аккали Ахмет, Лескали Бердихожин, Сайполла Сапанов, — рассказывает историк.

— Вы в течение 30-ти лет изучали жизнь батыра Исатая, сможете рассказать, какой исторический факт для вас представил наибольший интерес? 

— Да, есть такой момент. Исатай переходит реку Жайык и приходит в западную часть территории Младшего жуза для объединения своих сил с силами султана Кайыпкали Есимова. Между тем Кайыпкали являлся ханом Мангистауской области. Султан – это потомок Шынгысхана, а Исатай был рядовым воином Младшего жуза. Почему стало возможным такое объединение? Потому что оба предводителя боролись за свободу своего народа против царского гнета. Для усиления им нужно было быть вместе. Тем временем до сегодняшнего дня казахстанские историки из-за разного статуса предводителей это объединение причисляют к реакционному движению, а не к освободительному. Я доказал, что это не так, в то время султаны и батыры объединялись ради общей цели, чтобы противостоять завоеванию казахских степей. Но, как известно из истории, Исатай погиб, не доведя дело до конца. Он попал в засаду царской армии с пушками и был убит со своими ополченцами. До сегодняшнего дня, этот факт преподносят по-другому. Так, они утверждают, что восстание под руководством Исатая и Махамбета в Букеевской Орде происходило в период 1936-1938  годов, но в 1938 году там не было никакого восстания. Восстание происходило на территории Младшего жуза. Несмотря на все мои попытки доказать очевидные факты, к сожалению, в учебниках до сих пор так и написано, — говорит краевед.

Он еще полон сил, и мы вправе ждать от него новых исследований, новых открытий. Живите долго, Амангельды ага, радуйте нас!

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button