Личность

ЧЕЛОВЕК, СМОТРЕВШИЙ ВПЕРЕД

(Продолжение. Начало в №129 от 14.11.2015 г., № 135 от 28.12.2015 г.)

ПАВЛОДАРСКИЙ НПЗ

Введена в эксплуатацию автоматизированная система учета электроэнергии;
Организовано производство автобензина марки А-80 вместо марки А-76;
Освоен выпуск дизельного топлива с температурой замерзания -30ºС;
Освоено производство пылесвязующей жидкости «Универсин».
Эти меры позволили практически исключить завоз нефтепродуктов из-за пределов Республики, за исключением авиакеросина, полностью покрыть потребности внутреннего рынка в автобензинах и дизельном топливе.
Большое внимание министр Н. Балгимбаев уделил газовому сектору и расширению газификации регионов. В 1995 году были построены и введены в эксплуатацию газопроводы Темир — Акжар — Шубаркудук и Октябрьск — Алга в Актюбинской области, распределительные газопроводы до центров Чапаевского, Тайпакского, Казталовского районов и центральной усадьбы совхоза им. Крупской Западно-Казахстанской области, поселка Косчагыл и центральной усадьбы совхоза «Казахстан» Атырауской области, заменен участок газопровода длиной в 26 км в Алматинской области.
Применена схема замещения объемов газа, когда взамен узбекского газа, поступающего в южные области и г. Алматы, стали отдаваться равные объемы газа с месторождения Карачаганак. За счет этого цену газа, поступающего на юг Республики, удалось снизить с 50 до 28 долларов за тысячу кубических метров.
Словом, 1995 год стал переломным в развитии отрасли. Пикирующие показатели остановились, выровнялись и показали тенденцию роста. Смежные предприятия и отрасли, экономика страны в целом почувствовали «крепкое плечо» нефтяной промышленности.

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Огромное внимание Нурлан Утепович уделял реализации государственной политики по привлечению иностранных инвестиций, указаний и поручений Главы государства.
Для привлечения внимания инвесторов Нурлан Утепович принял участие в ряде крупных международных форумов, как конференция по нефтяным проектам в Вене, Экономический форум в Давосе и других. Основной целью участия было доведение до потенциальных инвесторов масштаба наших проектов, а также условий работы в Казахстане. Вот цитата из его выступления в Вене:
«Казахстан может и должен рассматриваться мировым сообществом как будущий крупный производитель и экспортер нефти и газа, а значит, и как перспективный рынок вложения инвестиций. Заявляя об этом, мы понимаем, что для поощрения иностранных инвестиций в нефтегазовый сектор государство должно: 1) обеспечить защиту частных инвесторов от политического риска, 2) создать организационные условия как для успешной реализации проекта, так и для беспрепятственного экспорта нефти и газа, добытых на территории Казахстана. Эти условия для притока частного капитала требуют от нас четкого законодательства, ясной и стабильной организационной структуры, а также технических возможностей для транспортировки продукции».
Для расширения аудитории потенциальных инвесторов Нурлан Балгимбаев выступил в газете «Нью-Йорк Таймс» с ответами на наиболее часто задаваемые вопросы инвесторов. Весной 1995 года Н. Балгимбаев выступил на расширенном заседании коллегии Министерства иностранных дел, где присутствовали все казахстанские послы в зарубежных странах. И в выступлении, и в раздаточном материале министр дал полную информацию о перспективах развития отрасли, о ее ключевых проектах, о принципах работы с иностранными инвесторами.
Кроме публичных выступлений, в дополнение к ежегодной выставке и конференции KIOGE, проводимой в первых числах октября в Алматы, Нурлан Утепович организовал в 1995 году выставку казахстанских предприятий и проектов в калифорнийском городе Сан-Диего, крупном центре современной промышленности (биотехнологии, точное машиностроение, производство электроники и разработка программного обеспечения и др.), а также финансовых и бизнес-услуг. Общее число участников от предприятий составило около 150 человек. Для экономии средств был заказан чартерный рейс Алматы — Магадан — Сан-Диего и обратно. Эффект выставки был огромен. Если раньше внимание инвесторов привлекали только разведка и добыча нефти, то после данной выставки в нашем министерстве стали появляться представители сервисного сектора, ИТ-компаний, машиностроения, страховых компаний и других сфер.
Большое значение в политике привлечения инвестиций имело определение приоритетных проектов. Если в начале 90-х годов список перспективных проектов насчитывал около 60 названий, то в результате жесткого отбора в списке приоритетов осталось 7 проектов. Приоритетными проектами министерство определило следующие: в добыче нефти — Тенгизский, Карачаганакский, Узенский, в геологоразведке — Северо-Каспийский, в трубопроводном транспорте — маршруты «Тенгиз — Новороссийск», «Кенкияк — Кумколь», в нефтепереработке — Атырауский НПЗ, как самый старый и самый отсталый в технологическом плане. По каждому из них (как впрочем, и по остальным, не входящим в приоритеты) были закреплены ответственные работники, а по крупным — созданы рабочие группы. Были составлены планы реализации, которые министр регулярно контролировал.
В качестве примера последовательности и настойчивости Н. Балгимбаева по привлечению инвестиций можно привести проект модернизации Атырауского НПЗ. К его приходу в министерство по данному проекту имело безрезультативные контакты с дуэтом компаний «Ронар Сервисес» (Великобритания) и «Гидрокарбон Инжиниринг» (Франция).
В течение более чем двух лет эти компании предлагали различные схемы финансирования, суть которых сводилась к авансовым поставкам казахстанской нефти, причем стоимость модернизации была весьма высокой. Нефти же не хватало для собственных нужд страны. Видя бесперспективность этого пути, Н. Балгимбаев, получив одобрение «сверху», решил изучить возможности привлечения японского капитала. Поскольку нашего посольства в Японии еще не было, для выхода на государственные структуры Японии были использованы связи с деловыми кругами. Мы тогда покупали в Японии трубы нефтяного сортамента, без которых и сейчас эксплуатация месторождений Тенгиз, Карачаганак, Жанажол, Кашаган немыслима. Благодаря этим связям в конце 1995 года состоялся визит министра Н. Балгимбаева в Японию. За три дня у него состоялись встречи в Министерстве иностранных дел Японии, Министерстве международной торговли и промышленности, Экспортно-Импортном Банке Японии, Японской национальной нефтегазовой корпорации, Агентстве по страхованию инвестиций, крупнейших японских компаниях Сумитомо, Мицуи, Марубени. Встречи с японскими деловыми кругами и официальными лицами были и ранее, в ходе визитов японских делегаций в Казахстан. Но тогда мы, не зная специфики ведения бизнеса, вели речь о многих проектах. Японцы же всегда спрашивали: «А какой проект приоритетный?» Мы же в ответ давали список. В своей поездке в Японию Нурлан Утепович решил говорить только об одном, и в качестве такого проекта выбрал Атырауский НПЗ. Это стало решающим фактором в том, что японские инвестиции, наконец, пришли в Казахстан. Общая стратегия японских инвестиций, как потом мы поняли, заключалась в снижении странового риска (на одну развивающуюся страну — один проект), снижении риска компаний (в одной развивающейся стране не более одной компании). Практически вся японская промышленность сосредоточена под крылом 8-9 крупных компаний, которые, в свою очередь, внимательно придерживаются рекомендаций своих двух основных министерств — иностранных дел и международной торговли и промышленности. Плюс к этому государство страхует их инвестиции через специальные структуры. Пройдя по всем ключевым инстанциям в Японии, Н. Балгимбаев помог японской стороне сформировать стройное понимание сути казахстанских проектов, их связи с общей экономикой страны, в конечном счете, определиться по инвестированию в Казахстан.
Первыми результатами работы Н. Балгимбаева по привлечению инвестиций стало то, что к концу 1995 года в отрасли работало 18 совместных предприятий, иностранный капитал был привлечен в 26 крупных проектов, связанных с поисковыми работами, разработкой месторождений, реконструкцией перерабатывающих предприятий, транспортировкой нефти и газа. Совокупные прямые инвестиции в 1995 году составили 1 млрд. 880 млн. долларов США, из которых 265 млн. долларов поступили непосредственно в бюджет страны в виде бонусов и роялти, остальные были капитальными вложениями в проекты.
Отдельного описания заслуживают усилия министерства и лично министра по таким проектам, как нефтепровод «Тенгиз — Черное море» и восстановление добычи на месторождении Узень.

РЕАБИЛИТАЦИЯ МЕСТОРОЖДЕНИЯ УЗЕНЬ

Узеньское нефтяное месторождение является одним из уникальных месторождений мира по запасам нефти и к 1995 году по остаточным извлекаемым запасам занимало третье место в Республике Казахстан после Тенгиза и Карачаганака. Месторождение имеет исключительно сложное геологическое строение, нефть месторождения обладает аномальными свойствами, которые выражаются высоким содержанием парафина (до 29%) и асфальтно-смолистыми компонентами (до 20%), обуславливающими высокую температуру застывания.
Основными причинами стремительного падения добычи нефти явились:
усложнение общей экономической ситуации и ухудшение финансового положения предприятия «Узеньмунайгаз»;
старение нефтепромыслового оборудования из-за естественного износа и отсутствие возможности обновления.
В начале 1993 года Правительство Республики Казахстан обратилось во Всемирный Банк с просьбой об оказании помощи. Необходимость помощи диктовалась тяжелым положением на месторождении, которое без инвестиций в производство в течение 2-3 лет могло полностью остановиться. Как следствие, под угрозой было существование города Жанаозен, где к тому времени проживало более 60 тысяч человек.
Всемирный Банк откликнулся на обращение нашего Правительства и, принимая во внимание социальный аспект проекта, без предварительной подготовки разработал программу помощи в деле реабилитации Узеньского нефтяного месторождения.
Первоначальные исследования позволили установить, что конечная нефтеотдача оценивается в 35 процентов от начальных геологических запасов, а восстановление месторождения экономически оправдано. К сожалению, работа по проекту продвигалась вяло.
Нурлан Балгимбаев, став министром, активно подключился к проекту и контактам со Всемирным Банком. Прежде всего, он определил персонально ответственных в аппарате Министерства и в ПО «Узеньмунайгаз» за реализацию проекта. Во-вторых, составил перечень вопросов, решение которых зависело от республиканских организаций. Для их решения были организованы встречи представителей Всемирного Банка с заинтересованными министерствами, посещения Узеньского месторождения, приняты технические и организационные меры для соблюдения условия инвестирования. В итоге выработан проект Соглашения о займе в размере 109 млн. долларов США.
Проект восстановления Узеньского месторождения был представлен Совету директоров Всемирного Банка 2 июля 1996 года, где получил высокую оценку. Соглашение о Займе между Всемирным Банком и Республикой Казахстан было подписано 19 июля 1996 года. Это был первый крупный заем, полученный нашей страной от международной организации в конкретный проект. Уникальность займа была также в том, что это был, наверное, единственный случай в практике Банка, когда средства выделялись для развития нефтяного месторождения. Решающую роль сыграл социальный аспект.

СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Необходимо отметить, что работу предприятий отрасли сильно осложняло наличие огромной социальной сферы. Так, на балансе предприятий в начале 90-х годов находилась полностью социальная инфраструктура городов Жанаозен Мангистауской и Аксай Западно-Казахстанской областей, поселков Кульсары, Кенкияк — всего 23 поселка, а также двух сел, пяти вахтовых поселков. Кроме того, существовало значительное число объектов соцкультбыта и жилья в таких городах, как Атырау, Актау, Уральск, Актюбинск, Павлодар, Шымкент, Кзыл-Орда, Октябрьск.
Состояние этих объектов, а также удовлетворение потребностей растущего населения в этих населенных пунктах зависело от политики Министерства. Нурлан Балгимбаев, сам выросший в этой среде, повидавший все «прелести жизни» рабочих поселков, первостепенное внимание уделял быту людей, их здоровью.
Достаточно сказать, что наряду с производственной программой в 1995 году после нескольких лет забвения восстановилось непроизводственное строительство. На социальные нужды было направлено в том году чуть более 6 млрд. тенге. Были разработаны и утверждены перспективные планы развития. Так, по городу Жанаозен были запланированы застройка 5-го микрорайона, улицы Вокзальной, строительство школы в поселке Тенге, медицинско-оздоровительного комплекса на месторождении, гостиницы на 50 мест, зоны отдыха в местности Кендирли, капитальный ремонт родильного дома и Дома культуры «Нефтяник». По городу Атырау был предусмотрен капитальный ремонт домов культуры «Эмбамунайгаза» и Атырауского НПЗ, футбольного поля стадиона, строительство физкультурно-оздоровительного комплекса. По каждому поселку были предусмотрены мероприятия по улучшению условий труда и быта нефтяников, а по поселкам Каратон и позже Сарыкамыс — планы переселения жителей ввиду попадания этих насленных пунктов в санитарно-защитную зону Тенгизского месторождения. Надо отметить, что огромный вклад в систематизацию учета социальной сферы, оценку его состояния внес Марабаев Насибкалий Абугалиевич, работавший тогда советником министра, имевший богатейший профессиональный и государственный опыт, высокий личный авторитет как в трудовых коллективах нефтяников, так и в правительственных кругах. Проведя множество встреч на местах, он фактически провел инвентаризацию соцкультбыта отрасли. Без его внимания не остались ни один жилой дом, ни один клуб или больница, ни одна котельная или пекарня, построенные нефтяниками и для нужд нефтяников. Внесенный Н. Марабаевым план был рассмотрен министром вместе с генеральными директорами предприятий. Были очерчены первоочередные меры на 1995 год по спасению городов и поселков нефтяников, и несмотря на очень скудные ресурсы, на них направлены вышеуказанные 6 млрд. тенге, что было эквивалентно тогда 98 млн. долларов США. Позже, по мере укрепления финансового состояния предприятий, поддержка социальной сферы стала системной мерой и продолжается до сих пор национальной компанией.
Надо сказать, что наряду с материально-технической стороной соцкультбыта Нурлан Утепович большое значение придавал созданию коллективистских настроений, сам был инициатором многих дел по поощрению лучших работников. Так, когда он вернулся в «Казахойл» после работы в Правительстве, в числе первых мероприятий он предложил проведение конкурсов профессионального мастерства, спартакиады в трудовых коллективах, конкурсы художественной самодеятельности. На поощрение победителей финальных соревнований по рабочим специальностям в 2000 году было закуплено 10 автомобилей, в основном, «Лады», а для специалистов подземного ремонта скважин — «Волги». На следующий год, когда дела пошли лучше, в качестве призов вручались уже иномарки. Эти традиции продолжаются в АО «КазМунайГаз Разведка Добыча».
Необычной мерой поощрения было приглашение по предложению Нурлана Утеповича 100 лучших работников «Эмбамунайгаза», «Узеньмунайгаза», Атырауского НПЗ и других коллективов ННК «Казахойл» в Астану на празднование миллениума, причем вместе с супругами.
Многие начатые Балгимбаевым инициативы стали традицией. Так, к юбилеям предприятий, другим памятным датам стали составляться планы, где на первом месте стояли пункты по развитию социально-культурных объектов. Так, к 90-летию месторождения Доссор был восстановлен Дом культуры, построен физкультурно-оздоровительный комплекс в поселке Доссор, газифицирован сам поселок.
(Продолжение следует)

Галиаусат КЕШУБАЕВ,
зам. генерального директора
ТОО «Дирекция строящихся предприятий КМГ»

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button