Культура

«Я болею, если не пишу»

Пожалуй, самым уважаемым гостем на праздновании юбилея Исатая Тайманова был народный писатель, лауреат Государственной премии Республики Казахстан Анес Сарай.

Он долго искал себя. Поступил в морское училище, бороздил гладь морских просторов, изучал теорию относительности на физико-математическом факультете Гурьевского педагогического института (сейчас АГУ). Пока не понял для себя, что смысл его жизни – это творчество, литература. «Я болею, если не пишу», – говорит о себе Анес Сарай. И в свои 78 лет он вполне оптимистичен. Писатель посетил Атырау, чтобы встретиться со своими читателями.

Анеса Сарай можно назвать нашим земляком, хотя вся его сознательная жизнь прошла в Алматы. Родом он из Володарского района Астраханской области, а предки его из села Забурун Исатайского района Атырауской области. Писатель с гордостью говорит о том, что родной язык знал с раннего детства, хотя в русской школе российской глубинки казахский язык преподавали как дополнительный, просто был факультатив.

Как и многие писатели, Анес Сарай пришел в литературу из журналистики. И за очень короткое время, буквально после своей первой книги, стал членом Союза писателей Казахской ССР. Тогда многие завистники выражали негодование по этому поводу, считая это недопустимым. И в чем-то, возможно, были правы. Ведь чтобы войти в состав Союза, надо было написать как минимум две книги, а издать эти произведения было еще сложнее. Труды писателей проходили через «сито» редколлегии и заседаний, чтобы попасть в список издаваемых – на современном языке это можно назвать госзаказом. На защиту молодого творца тогда встал секретарь Союза Габит Мусрепов, убедительно сказав: «Я уже 50 лет в литературе, и впервые на моем веку казахский писатель, родившийся и выросший в России, так широко и подробно пишет об истории и жизни казахского народа». И кандидатура Анеса была утверждена единогласно.

Трудными путями исследователя писатель шел к своему глубокому роману «Еділ мен Жайық» о двух великих реках Волге и Урале, который был удостоен Государственной премии. Анес Сарай всегда призывает глубже изучать историю казахов.

Анеса Сарай с полным правом можно назвать настоящим патриотом своего народа. Ему удавалось писать о казахах настолько глубоко и подробно, насколько это было можно, и даже порой запрещалось при Союзе.

Анес наблюдал за жизнью, вынашивал образы своих героев. Например, материал только для одного из самых значимых его произведений «Исатай и Махамбет», опубликованного в 1997 году, собирался целых 25 лет. К другим трудам он, отложив их на время в сторону, возвращался снова и снова. Так, постепенно, созревали образы. Поэтому его труды, многие из которых посвящены истории казахского народа, – это большая исследовательская работа.

– Когда я уезжал в Алматы, наивно полагал, что никто не знает лучше и больше меня про Исатая и Махамбета. Но в столице я познакомился с исследователями Беркаиром Аманшиным и Кажымом Жумалиевым, которые знали о творчестве Махамбета куда больше меня. Тогда я понял, как много может дать история для литературы.

На праздновании юбилея Исатая Тайманова писатель Анес Сарай обратил внимание на тот факт, что сейчас до сих пор оспаривается место захоронения народного батыра.

— Вопрос места захоронения предводителя национально-освободительного движения 1836-1838 гг. в Букеевской орде и западной части Младшего жуза Исатая Тайманулы до сегодняшнего дня не дает покоя, — говорит в нашей беседе Анес Сарай. — И основная причина – отсутствие в архивных данных точных сведений о месте захоронения. Кто-то до сих пор придерживается версии, что Исатай похоронен в местечке Шолакмолда.

Но могилы такой – Шолакмолда — нет. Это просто название местности. Доподлинно известно, и этому были свидетели, что Исатай похоронен в Шейтсае Кобдинского района Актюбинской области. Об этом рассказал местный житель Кубаш, который даже смог точно показать место захоронения. И даже название говорит само за себя: шейт – гибель. Могила Исатая стоит обособленно от других могил. Батыра похоронили отдельно, потому что в то время не было возможности поставить отличительный знак. А в данном случае отдельное место захоронения и послужило знаком отличия.

Погибший в июле 1838 года сын Исатая Тайманулы Оспан был похоронен возле отца. Это присущая казахскому народу традиция.

Марина КУАНЫШЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button