«Я болею, если не пишу»
Пожалуй, самым уважаемым гостем на праздновании юбилея Исатая Тайманова был народный писатель, лауреат Государственной премии Республики Казахстан Анес Сарай.
Он долго искал себя. Поступил в морское училище, бороздил гладь морских просторов, изучал теорию относительности на физико-математическом факультете Гурьевского педагогического института (сейчас АГУ). Пока не понял для себя, что смысл его жизни – это творчество, литература. «Я болею, если не пишу», – говорит о себе Анес Сарай. И в свои 78 лет он вполне оптимистичен. Писатель посетил Атырау, чтобы встретиться со своими читателями.
Анеса Сарай можно назвать нашим земляком, хотя вся его сознательная жизнь прошла в Алматы. Родом он из Володарского района Астраханской области, а предки его из села Забурун Исатайского района Атырауской области. Писатель с гордостью говорит о том, что родной язык знал с раннего детства, хотя в русской школе российской глубинки казахский язык преподавали как дополнительный, просто был факультатив.
Как и многие писатели, Анес Сарай пришел в литературу из журналистики. И за очень короткое время, буквально после своей первой книги, стал членом Союза писателей Казахской ССР. Тогда многие завистники выражали негодование по этому поводу, считая это недопустимым. И в чем-то, возможно, были правы. Ведь чтобы войти в состав Союза, надо было написать как минимум две книги, а издать эти произведения было еще сложнее. Труды писателей проходили через «сито» редколлегии и заседаний, чтобы попасть в список издаваемых – на современном языке это можно назвать госзаказом. На защиту молодого творца тогда встал секретарь Союза Габит Мусрепов, убедительно сказав: «Я уже 50 лет в литературе, и впервые на моем веку казахский писатель, родившийся и выросший в России, так широко и подробно пишет об истории и жизни казахского народа». И кандидатура Анеса была утверждена единогласно.
Трудными путями исследователя писатель шел к своему глубокому роману «Еділ мен Жайық» о двух великих реках Волге и Урале, который был удостоен Государственной премии. Анес Сарай всегда призывает глубже изучать историю казахов.
Анеса Сарай с полным правом можно назвать настоящим патриотом своего народа. Ему удавалось писать о казахах настолько глубоко и подробно, насколько это было можно, и даже порой запрещалось при Союзе.
Анес наблюдал за жизнью, вынашивал образы своих героев. Например, материал только для одного из самых значимых его произведений «Исатай и Махамбет», опубликованного в 1997 году, собирался целых 25 лет. К другим трудам он, отложив их на время в сторону, возвращался снова и снова. Так, постепенно, созревали образы. Поэтому его труды, многие из которых посвящены истории казахского народа, – это большая исследовательская работа.
– Когда я уезжал в Алматы, наивно полагал, что никто не знает лучше и больше меня про Исатая и Махамбета. Но в столице я познакомился с исследователями Беркаиром Аманшиным и Кажымом Жумалиевым, которые знали о творчестве Махамбета куда больше меня. Тогда я понял, как много может дать история для литературы.
На праздновании юбилея Исатая Тайманова писатель Анес Сарай обратил внимание на тот факт, что сейчас до сих пор оспаривается место захоронения народного батыра.
— Вопрос места захоронения предводителя национально-освободительного движения 1836-1838 гг. в Букеевской орде и западной части Младшего жуза Исатая Тайманулы до сегодняшнего дня не дает покоя, — говорит в нашей беседе Анес Сарай. — И основная причина – отсутствие в архивных данных точных сведений о месте захоронения. Кто-то до сих пор придерживается версии, что Исатай похоронен в местечке Шолакмолда.
Но могилы такой – Шолакмолда — нет. Это просто название местности. Доподлинно известно, и этому были свидетели, что Исатай похоронен в Шейтсае Кобдинского района Актюбинской области. Об этом рассказал местный житель Кубаш, который даже смог точно показать место захоронения. И даже название говорит само за себя: шейт – гибель. Могила Исатая стоит обособленно от других могил. Батыра похоронили отдельно, потому что в то время не было возможности поставить отличительный знак. А в данном случае отдельное место захоронения и послужило знаком отличия.
Погибший в июле 1838 года сын Исатая Тайманулы Оспан был похоронен возле отца. Это присущая казахскому народу традиция.
Марина КУАНЫШЕВА