Культура

ЛЕТОПИСЦЫ ЭПОХИ

Одно из главных завоеваний Независимости — обретение исторической памяти. В сутолоке будней мы не до конца осознаем, как много удалось достичь в этой области. Меня радует, что стали издаваться труды несправедливо репрессированных казахских писателей: Шакарима Кудайбердиева, Ахмета Байтурсынова, Миржакыпа Дулатова, Магжана Жумабаева, Жусипбека Аймауытова и др. Это необходимая и кропотливая работа. Они трагически ушли от нас, но остались в нашей памяти. Полностью солидарна с великим русским поэтом А.С. Пушкиным, который писал: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».
Тема моего материала — жизнь и творчество двух исполинов казахской литературы Сакена Сейфуллина и Беймбета Майлина. Мне не хочется, чтобы новое поколение прошло мимо их творчества. Поэтому я надеюсь, что моя статья восполнит пробел и даст возможность по-новому оценить творчество таких ярких и самобытных писателей, как Сакен и Беймбет. Ведь классики литературы — это прежде всего великая школа мысли. Они пробуждают в человеке желание следовать высоким духовным идеалам, помогают развивать самостоятельное мышление.
Сакен Сейфуллин и Беймбет Майлин — органически близкие, родственные по самому духу своего творчества. Они близки друг другу по гражданскому темпераменту. Оба не склонили головы перед душителями свободы и инакомыслия. Оба своим творчеством, своими мыслями и чувствами выражали то, что являлось основой, самой сутью народной жизни. Но в то же время их творчество глубоко индивидуально по многим параметрам. Тема эта очень обширная и сегодня мы только прикоснемся к ней — поговорим об их лучших произведениях. Нельзя сказать, что их книгами сегодня зачитываются. В связи с этим я хочу поделиться следующими мыслями. Возможно ли, чтобы писатель сделался заложником своего предназначения — «летописец эпохи» для следующей эпохи стал неинтересным? Возможно ли, чтобы их творческий почерк перестал быть актуальным? Я уверена, что это не так. Ведь не перестали же в ХХI веке быть интересными Пастернак, Шолохов, Есенин и другие творческие личности. Поэтому я думаю, что и в наше время произведения казахских писателей-классиков, рассказывающих о своей эпохе и о своем народе с помощью художественного творчества, вызывают неизменный интерес у современных читателей. А от нас, библиотекарей, требуется одно — широкая пропаганда их литературного наследия. С. Сейфуллин и Б. Майлин обогатили нас, поделившись своим талантом, приобщили к миру своих героев. Их лучшие произведения стали предметом размышления о многих событиях в истории нашей страны, стали источником для выражения поэтических образов родной казахской земли. Отмечу, однако, что не все равноценно в творчестве, например, Сакена Сейфуллина. Время — суровый судья, который отметает все ненужное и наносное. Я думаю, что его некоторые поэтические творения, такие как «Ленин», «Октябрь мерекесінде», «Советстан», «Социалистан» уже не могут вызвать интерес у читателя. Но зато лирика Сакена, обнаруживающая ранимость и тонкость его души, вызывает искреннее восхищение. Его баллада «Аққудың айырылуы» — настоящий поэтический шедевр, воспевающий настоящую любовь и верность. Все есть в этом стихотворении: звучность, музыкальность, полнота чувств и эмоций, глубокое содержание и смысл. Читая их, я невольно вспомнила песню «Лебединая верность» в исполнении певицы Софии Ротару на стихи А. Деменьтьева. Содержание этой песни перекликается с балладой С. Сейфуллина. Вслушаемся в строки стихотворения:
Сыңқылдатып, жарып көлді,
Жұпар майын жағынып,
Жұбайына аққу келді
Алыс жерден сағынып.
Бөлек екен екі ғашық
Жайқынға кеп түйісті,
Сыпайы ойнап, сыңқылдасып,
Тәтті айқасып, сүйісті.
А его великолепное стихотворение «Сыр сандығы» — философско-лирическое — до сих пор волнует читателя. В этом удивительно звонком стихотворении поэт воспевает настоящую дружбу, делится мудрыми раздумьями. «Сыр сандығы» — это светлый духовный мир глубокой личности, мыслителя. Поэт раскрывает красоту человеческих отношений, придирчиво подбирая слова, составляя полные глубины строки:
Нағыз достар, бір-ақ қалып,
Шындап берік сүйіскен
Бір-біріне сыр ақтарып,
Сыр түйінін түйіскен.
Әр адамның ішкі сыры,
Берік қойма сақталған.
Сол қойманың бір түкпірін,
Достың досы-ақ ақтарған.
Кейде ашуға сол түкпірді,
Іздейді жан жақынын.
Шертеді жан сырлы жырды,
Сырлас жанын шақырған.
Пожалуй, золотое ядро творчества С. Сейфуллина — это воспетая им земля, родина, истоки. Например, поэма «Кокшетау» — это подлинно поэтическое творение, в котором поется гимн благородству народа, силе и чистоте любви, красоте природы. Он с большим вдохновением воспел Кокшетау — этот чудесный уголок казахской земли.
И все же меня, как читателя, больше привлекает проза писателя. С. Сейфуллин в ней отразил эпоху, став поневоле ее летописцем. Революционная борьба — вот болевая точка его многих произведений. Его знаменитый историко-мемуарный роман «Тернистый путь» точно передает атмосферу тех лет, новые веяния эпохи. Изменения общественного сознания нашли свое полное отражение в этом документе эпохи. 1916 год, Февральская революция, годы Советской власти — эти исторические события описываются сквозь призму изменений, произошедших в сознании людей. Поражает черезвычайно широкая эрудиция, блестящая память поэта. В книге собран богатейший исторический материал.
Меня Сакен Сейфуллин заинтересовал и своими необыкновенными человеческими качествами. Это был очень мужественный человек, сильный духом. Убеждаешься в этом, читая страницы книги, описывающей страшный и мучительный период его пребывания в течение десяти месяцев в тюрьмах и лагерях, этапах и адском вагоне смерти Анненкова. Его героическая стойкость, выдержка вызывают большое уважение. Конечно, время доказало его заблуждения в анализе исторических событий, жизнь внесла свои поправки в оценку политической деятельности той эпохи. Но это ни в коей мере не может снизить историческую ценность данного произведения.
Не могу не упомянуть также его замечательную повесть «Айша» и рассказ «Хамит в погоне за бандитом» («Бандыны қуған Хамит»).
Главная тема повести «Айша» — судьба казахской женщины. В ней живо, эмоционально и правдиво рассказывается о девушке Айше, которую родители продали за калым ненавистному старцу-вдовцу. Айша — не только красивая, но и умная, волевая девушка, которая может постоять за свою честь и достоинство. Не соглашаясь с выбором родителей, Айша с помощью своих братьев убегает на прииски к рабочим. Это очень зрелое и полновесное произведение.
«Хамит в погоне за бандитом» — рассказ, по которому впоследствии был снят художественный фильм с участием Д. Жолжаксынова. Рассказ привлекает интересным сюжетом, интригой, колоритными героями. Оба этих произведения будут интересны современному читателю.
Сакен (Садвокас) Сейфуллин родился в 1894 году в кочевом ауле Акмолинского уезда Акмолинской губернии (ныне территория Жана-аркинского района Карагандинской области) в семье крестьянина-скотовода. По свидетельству самого поэта, отец его Сейфулла занимался охотой, держал беркутов и гончих собак, обладал музыкальным слухом, был отличным домбристом. Мать Сакена Жамал была красивой женщиной, умела искусно рассказывать сказки и предания. К тому же аул Сакена отличался тем, что из него выходили талантливые акыны, здесь часто происходили айтысы. Вся эта атмосфера способствовала пробуждению в детской душе Сакена яркого поэтического дарования.
Грамоте (арабской) он научился в ауле у муллы. В 1906 году поступил в русско-казахскую школу, которую закончил в 1908 году. В том же году Сакен приезжает в Акмолинск и поступает в приходскую школу, затем в трехклассное училище. Здесь происходит рождение поэта. Окончив Акмолинское училище в 1913 году, Сейфуллин поступает в учительскую семинарию в Омске.
В первый же год пребывания в Омской семинарии юный Сейфуллин проявил незаурядный поэтический талант, и товарищи по организации «Бірлік» помогли ему издать в Казани первый сборник стихов, названный «Өткен күндер».
Этапным моментом в становлении мировоззрения С. Сейфуллина явилось национально-освободительное восстание 1916 года. Работая к тому времени аульным учителем, хотя и не принимал непосредственного участия в вооруженном восстании, но жил боевым духом протеста и возмущения народа, сочувствовал его борьбе против угнетателей.
После Октябрьской революции он принимает активное участие в революционной борьбе за установление советской власти в Казахстане. Один из организаторов совдепа в Акмолинске, член Компартии с 1918 года, С. Сейфуллин с первых же дней Октябрьской революции становится ее пламенном певцом. Как видный деятель советской власти в Акмолинске Сакен подвергается аресту со стороны контрреволюционеров, поэта заключили в вагон смерти атамана Анненкова. Только бегством удается С. Сейфуллину спастись от верной гибели.
Когда в 1920 году была организована Казахская Автономная Советская Республика, он избирается членом президиума ЦИК КАССР, а в 1922 году — заместителем народного комиссара просвещения, затем председателем Совета народных комиссаров КАССР и членом ВЦИК СССР. С 1925 по 1937 годы С. Сейфуллин работал сначала редактором республиканской партийной газеты «Еңбекші қазақ», потом свыше десяти лет — преподавателем Казахского педагогического института по истории казахской литиратуры, главным редактором литературного журнала «Әдебиет майданы». И все эти годы он был одним из руководителей писательской организации и КазАПП, и Союза писателей Казахстана.
В 1938 году С. Сейфуллин был арестован как «буржуазный националист» и расстрелян 28 февраля 1939 года в застенках Алма-Атинского НКВД.
Беймбет Майлин — один из основоположников казахской советской литературы, писатель, драматург. Он писал о народе и для народа, был в самой гуще народной жизни и пытался с помощью слова бороться с пороками, темнотой и невежеством. Он также, как и С. Сейфуллин, нес своему народу свет истины, разума, познания. Его творчество отличают простота, глубина, реализм.
Из его произведений я особенно отличаю повесть «Шұғаның белгісі» («Памятник Шуге»). Это небольшая повесть о светлой настоящей любви. Сюжет произведения драматичен: красивая и умная девушка Шуга не переносит, что ее любимого Абдрахмана сажают в тюрьму, и, тяжело заболев, умирает. Действие повести развивается быстро, динамично и сразу же захватывает читателя. Образ Шуги раскрыт устами рассказчика, повествующего об истории Шуги и Абдрахмана: «Красавица! Светлоликая, нежная, стройная, черноглазая. Как говорится, такая, что и съел бы ее. Говорила сдержанно, с достоинством, походка плавная, как у павы, и в каждом жесте, движении — благородство. Нынче такой во всей степи не найдешь».
Повесть задевает глубокие душевные струны. Отмечу ее поэтичность, сердечность, искренность. Трагическая судьба Шуги не может оставить равнодушным читателя, вызывая искреннее сострадание и сочувствие. Эта повесть вне времени и вне моды. «Памятник Шуге» написан двадцатилетним Б. Майлиным в 1915 году, затем произведение было переработано и вышло в свет в 1922 году.
Беймбет Майлин родился в 1894 году в Дамбарской волости Кустанайского уезда Тургайской области, в урочище Актюбе. Еще ребенком лишился родителей и рос у бабушки Бойдае. Трудолюбивая, острая на язык женщина знала множество стихов, сама их складывала и передала внуку свою любовь к поэзии. Ее заветной мечтой было, несмотря на бедность, дать образование мальчику. И бабушка исполнила свою мечту. Беймбет обучался вначале в медресе, затем в школе «Уазифа» в Троицке, а впоследствии страстное желание продолжать учение привело Майлина в Уфу в медресе «Галия», считавшееся высшим учебным заведением для служителей ислама. Из-за пошатнувшегося здоровья и нехватки средств на продолжение учебы Беймбет, оставив медресе, уехал лечиться в Троицк. Еще во время учебы он познакомился с передовыми представителями татарской и башкирской литературы, Галымджаном Ибрагимовым, Мажитом Гафури, Сайфи Кудалием. А в Троицке судьба свела Майлина с редактором журнала «Айқап». Встреча с профессиональными литераторами — Мухамеджаном Сералиным и журналистом, поэтом Султанмахмутом Торайгыровым еще больше усилила тяготение Беймбета к литературным занятиям.
Но было у него еще одно большое желание. Учить детей было в то время долгом и делом чести для представителей молодой казахской интеллигенции. И, вернувшись в родной аул, Беймбет Майлин стал учителем, осуществив давнюю мечту. А все свое свободное время он отдал творчеству. Наиболее известные его произведения — повести «Памятник Шуге», «Коммунистка Раушан», «Берен», роман «Азамат Азаматович», пьесы «Амангельды», «Невестка и свекровь», поэмы «Маржан», «Девушки Разия», цикл стихотворений «Мыркымбай».
Б. Майлин в 1923-1925 годах являлся сотрудником, редактором Кустанайской губернской газеты «Еңбекші қазақ», в 1932-1934 годах — заведующим отделом, редактором газеты «Социалистік Қазақстан», в 1934-1937 годах — редактором газеты «Қазақ әдебиеті».
В 1938 году жизнь Б. Майлина, полная литературных замыслов, самоотверженного труда, оборвалась на творческом взлете. Был произведен арест по обвинению в контрреволюционной, буржуазно-националистической, повстанческо-террористической деятельности, истязания на допросах и определение военной коллегии Верховного Суда СССР от 26 февраля, приговорившей Б. Майлина к расстрелу. Лишь в 1957 году определением Верховного Суда СССР от 16 апреля Б. Майлин был реабилитирован.

Гуляим БАЙМУРЗИНА, директор областной
детской библиотеки

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button