ЛЕТОПИСЦЫ ЭПОХИ
Одно из главных завоеваний Независимости — обретение исторической памяти. В сутолоке будней мы не до конца осознаем, как много удалось достичь в этой области. Меня радует, что стали издаваться труды несправедливо репрессированных казахских писателей: Шакарима Кудайбердиева, Ахмета Байтурсынова, Миржакыпа Дулатова, Магжана Жумабаева, Жусипбека Аймауытова и др. Это необходимая и кропотливая работа. Они трагически ушли от нас, но остались в нашей памяти. Полностью солидарна с великим русским поэтом А.С. Пушкиным, который писал: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».
Тема моего материала — жизнь и творчество двух исполинов казахской литературы Сакена Сейфуллина и Беймбета Майлина. Мне не хочется, чтобы новое поколение прошло мимо их творчества. Поэтому я надеюсь, что моя статья восполнит пробел и даст возможность по-новому оценить творчество таких ярких и самобытных писателей, как Сакен и Беймбет. Ведь классики литературы — это прежде всего великая школа мысли. Они пробуждают в человеке желание следовать высоким духовным идеалам, помогают развивать самостоятельное мышление.
Сакен Сейфуллин и Беймбет Майлин — органически близкие, родственные по самому духу своего творчества. Они близки друг другу по гражданскому темпераменту. Оба не склонили головы перед душителями свободы и инакомыслия. Оба своим творчеством, своими мыслями и чувствами выражали то, что являлось основой, самой сутью народной жизни. Но в то же время их творчество глубоко индивидуально по многим параметрам. Тема эта очень обширная и сегодня мы только прикоснемся к ней — поговорим об их лучших произведениях. Нельзя сказать, что их книгами сегодня зачитываются. В связи с этим я хочу поделиться следующими мыслями. Возможно ли, чтобы писатель сделался заложником своего предназначения — «летописец эпохи» для следующей эпохи стал неинтересным? Возможно ли, чтобы их творческий почерк перестал быть актуальным? Я уверена, что это не так. Ведь не перестали же в ХХI веке быть интересными Пастернак, Шолохов, Есенин и другие творческие личности. Поэтому я думаю, что и в наше время произведения казахских писателей-классиков, рассказывающих о своей эпохе и о своем народе с помощью художественного творчества, вызывают неизменный интерес у современных читателей. А от нас, библиотекарей, требуется одно — широкая пропаганда их литературного наследия. С. Сейфуллин и Б. Майлин обогатили нас, поделившись своим талантом, приобщили к миру своих героев. Их лучшие произведения стали предметом размышления о многих событиях в истории нашей страны, стали источником для выражения поэтических образов родной казахской земли. Отмечу, однако, что не все равноценно в творчестве, например, Сакена Сейфуллина. Время — суровый судья, который отметает все ненужное и наносное. Я думаю, что его некоторые поэтические творения, такие как «Ленин», «Октябрь мерекесінде», «Советстан», «Социалистан» уже не могут вызвать интерес у читателя. Но зато лирика Сакена, обнаруживающая ранимость и тонкость его души, вызывает искреннее восхищение. Его баллада «Аққудың айырылуы» — настоящий поэтический шедевр, воспевающий настоящую любовь и верность. Все есть в этом стихотворении: звучность, музыкальность, полнота чувств и эмоций, глубокое содержание и смысл. Читая их, я невольно вспомнила песню «Лебединая верность» в исполнении певицы Софии Ротару на стихи А. Деменьтьева. Содержание этой песни перекликается с балладой С. Сейфуллина. Вслушаемся в строки стихотворения:
Сыңқылдатып, жарып көлді,
Жұпар майын жағынып,
Жұбайына аққу келді
Алыс жерден сағынып.
Бөлек екен екі ғашық
Жайқынға кеп түйісті,
Сыпайы ойнап, сыңқылдасып,
Тәтті айқасып, сүйісті.
А его великолепное стихотворение «Сыр сандығы» — философско-лирическое — до сих пор волнует читателя. В этом удивительно звонком стихотворении поэт воспевает настоящую дружбу, делится мудрыми раздумьями. «Сыр сандығы» — это светлый духовный мир глубокой личности, мыслителя. Поэт раскрывает красоту человеческих отношений, придирчиво подбирая слова, составляя полные глубины строки:
Нағыз достар, бір-ақ қалып,
Шындап берік сүйіскен
Бір-біріне сыр ақтарып,
Сыр түйінін түйіскен.
Әр адамның ішкі сыры,
Берік қойма сақталған.
Сол қойманың бір түкпірін,
Достың досы-ақ ақтарған.
Кейде ашуға сол түкпірді,
Іздейді жан жақынын.
Шертеді жан сырлы жырды,
Сырлас жанын шақырған.
Пожалуй, золотое ядро творчества С. Сейфуллина — это воспетая им земля, родина, истоки. Например, поэма «Кокшетау» — это подлинно поэтическое творение, в котором поется гимн благородству народа, силе и чистоте любви, красоте природы. Он с большим вдохновением воспел Кокшетау — этот чудесный уголок казахской земли.
И все же меня, как читателя, больше привлекает проза писателя. С. Сейфуллин в ней отразил эпоху, став поневоле ее летописцем. Революционная борьба — вот болевая точка его многих произведений. Его знаменитый историко-мемуарный роман «Тернистый путь» точно передает атмосферу тех лет, новые веяния эпохи. Изменения общественного сознания нашли свое полное отражение в этом документе эпохи. 1916 год, Февральская революция, годы Советской власти — эти исторические события описываются сквозь призму изменений, произошедших в сознании людей. Поражает черезвычайно широкая эрудиция, блестящая память поэта. В книге собран богатейший исторический материал.
Меня Сакен Сейфуллин заинтересовал и своими необыкновенными человеческими качествами. Это был очень мужественный человек, сильный духом. Убеждаешься в этом, читая страницы книги, описывающей страшный и мучительный период его пребывания в течение десяти месяцев в тюрьмах и лагерях, этапах и адском вагоне смерти Анненкова. Его героическая стойкость, выдержка вызывают большое уважение. Конечно, время доказало его заблуждения в анализе исторических событий, жизнь внесла свои поправки в оценку политической деятельности той эпохи. Но это ни в коей мере не может снизить историческую ценность данного произведения.
Не могу не упомянуть также его замечательную повесть «Айша» и рассказ «Хамит в погоне за бандитом» («Бандыны қуған Хамит»).
Главная тема повести «Айша» — судьба казахской женщины. В ней живо, эмоционально и правдиво рассказывается о девушке Айше, которую родители продали за калым ненавистному старцу-вдовцу. Айша — не только красивая, но и умная, волевая девушка, которая может постоять за свою честь и достоинство. Не соглашаясь с выбором родителей, Айша с помощью своих братьев убегает на прииски к рабочим. Это очень зрелое и полновесное произведение.
«Хамит в погоне за бандитом» — рассказ, по которому впоследствии был снят художественный фильм с участием Д. Жолжаксынова. Рассказ привлекает интересным сюжетом, интригой, колоритными героями. Оба этих произведения будут интересны современному читателю.
Сакен (Садвокас) Сейфуллин родился в 1894 году в кочевом ауле Акмолинского уезда Акмолинской губернии (ныне территория Жана-аркинского района Карагандинской области) в семье крестьянина-скотовода. По свидетельству самого поэта, отец его Сейфулла занимался охотой, держал беркутов и гончих собак, обладал музыкальным слухом, был отличным домбристом. Мать Сакена Жамал была красивой женщиной, умела искусно рассказывать сказки и предания. К тому же аул Сакена отличался тем, что из него выходили талантливые акыны, здесь часто происходили айтысы. Вся эта атмосфера способствовала пробуждению в детской душе Сакена яркого поэтического дарования.
Грамоте (арабской) он научился в ауле у муллы. В 1906 году поступил в русско-казахскую школу, которую закончил в 1908 году. В том же году Сакен приезжает в Акмолинск и поступает в приходскую школу, затем в трехклассное училище. Здесь происходит рождение поэта. Окончив Акмолинское училище в 1913 году, Сейфуллин поступает в учительскую семинарию в Омске.
В первый же год пребывания в Омской семинарии юный Сейфуллин проявил незаурядный поэтический талант, и товарищи по организации «Бірлік» помогли ему издать в Казани первый сборник стихов, названный «Өткен күндер».
Этапным моментом в становлении мировоззрения С. Сейфуллина явилось национально-освободительное восстание 1916 года. Работая к тому времени аульным учителем, хотя и не принимал непосредственного участия в вооруженном восстании, но жил боевым духом протеста и возмущения народа, сочувствовал его борьбе против угнетателей.
После Октябрьской революции он принимает активное участие в революционной борьбе за установление советской власти в Казахстане. Один из организаторов совдепа в Акмолинске, член Компартии с 1918 года, С. Сейфуллин с первых же дней Октябрьской революции становится ее пламенном певцом. Как видный деятель советской власти в Акмолинске Сакен подвергается аресту со стороны контрреволюционеров, поэта заключили в вагон смерти атамана Анненкова. Только бегством удается С. Сейфуллину спастись от верной гибели.
Когда в 1920 году была организована Казахская Автономная Советская Республика, он избирается членом президиума ЦИК КАССР, а в 1922 году — заместителем народного комиссара просвещения, затем председателем Совета народных комиссаров КАССР и членом ВЦИК СССР. С 1925 по 1937 годы С. Сейфуллин работал сначала редактором республиканской партийной газеты «Еңбекші қазақ», потом свыше десяти лет — преподавателем Казахского педагогического института по истории казахской литиратуры, главным редактором литературного журнала «Әдебиет майданы». И все эти годы он был одним из руководителей писательской организации и КазАПП, и Союза писателей Казахстана.
В 1938 году С. Сейфуллин был арестован как «буржуазный националист» и расстрелян 28 февраля 1939 года в застенках Алма-Атинского НКВД.
Беймбет Майлин — один из основоположников казахской советской литературы, писатель, драматург. Он писал о народе и для народа, был в самой гуще народной жизни и пытался с помощью слова бороться с пороками, темнотой и невежеством. Он также, как и С. Сейфуллин, нес своему народу свет истины, разума, познания. Его творчество отличают простота, глубина, реализм.
Из его произведений я особенно отличаю повесть «Шұғаның белгісі» («Памятник Шуге»). Это небольшая повесть о светлой настоящей любви. Сюжет произведения драматичен: красивая и умная девушка Шуга не переносит, что ее любимого Абдрахмана сажают в тюрьму, и, тяжело заболев, умирает. Действие повести развивается быстро, динамично и сразу же захватывает читателя. Образ Шуги раскрыт устами рассказчика, повествующего об истории Шуги и Абдрахмана: «Красавица! Светлоликая, нежная, стройная, черноглазая. Как говорится, такая, что и съел бы ее. Говорила сдержанно, с достоинством, походка плавная, как у павы, и в каждом жесте, движении — благородство. Нынче такой во всей степи не найдешь».
Повесть задевает глубокие душевные струны. Отмечу ее поэтичность, сердечность, искренность. Трагическая судьба Шуги не может оставить равнодушным читателя, вызывая искреннее сострадание и сочувствие. Эта повесть вне времени и вне моды. «Памятник Шуге» написан двадцатилетним Б. Майлиным в 1915 году, затем произведение было переработано и вышло в свет в 1922 году.
Беймбет Майлин родился в 1894 году в Дамбарской волости Кустанайского уезда Тургайской области, в урочище Актюбе. Еще ребенком лишился родителей и рос у бабушки Бойдае. Трудолюбивая, острая на язык женщина знала множество стихов, сама их складывала и передала внуку свою любовь к поэзии. Ее заветной мечтой было, несмотря на бедность, дать образование мальчику. И бабушка исполнила свою мечту. Беймбет обучался вначале в медресе, затем в школе «Уазифа» в Троицке, а впоследствии страстное желание продолжать учение привело Майлина в Уфу в медресе «Галия», считавшееся высшим учебным заведением для служителей ислама. Из-за пошатнувшегося здоровья и нехватки средств на продолжение учебы Беймбет, оставив медресе, уехал лечиться в Троицк. Еще во время учебы он познакомился с передовыми представителями татарской и башкирской литературы, Галымджаном Ибрагимовым, Мажитом Гафури, Сайфи Кудалием. А в Троицке судьба свела Майлина с редактором журнала «Айқап». Встреча с профессиональными литераторами — Мухамеджаном Сералиным и журналистом, поэтом Султанмахмутом Торайгыровым еще больше усилила тяготение Беймбета к литературным занятиям.
Но было у него еще одно большое желание. Учить детей было в то время долгом и делом чести для представителей молодой казахской интеллигенции. И, вернувшись в родной аул, Беймбет Майлин стал учителем, осуществив давнюю мечту. А все свое свободное время он отдал творчеству. Наиболее известные его произведения — повести «Памятник Шуге», «Коммунистка Раушан», «Берен», роман «Азамат Азаматович», пьесы «Амангельды», «Невестка и свекровь», поэмы «Маржан», «Девушки Разия», цикл стихотворений «Мыркымбай».
Б. Майлин в 1923-1925 годах являлся сотрудником, редактором Кустанайской губернской газеты «Еңбекші қазақ», в 1932-1934 годах — заведующим отделом, редактором газеты «Социалистік Қазақстан», в 1934-1937 годах — редактором газеты «Қазақ әдебиеті».
В 1938 году жизнь Б. Майлина, полная литературных замыслов, самоотверженного труда, оборвалась на творческом взлете. Был произведен арест по обвинению в контрреволюционной, буржуазно-националистической, повстанческо-террористической деятельности, истязания на допросах и определение военной коллегии Верховного Суда СССР от 26 февраля, приговорившей Б. Майлина к расстрелу. Лишь в 1957 году определением Верховного Суда СССР от 16 апреля Б. Майлин был реабилитирован.
Гуляим БАЙМУРЗИНА, директор областной
детской библиотеки