Соло для Болата

Соло для Болата2 Культура

– Вы нас извините, нам сказали, что эта машина композитора-агая Болата Кохаманова. Не могли бы вы машину отогнать, тут техника не может на стройку проехать, – обратился то ли прораб, то ли бригадир. Как правило, строители редко церемонятся, а тут нескрываемое уважение. Затем несколько человек в спецовках будут очень внимательно направлять его, покрикивая на водителя застрявшего подъемного крана, чтобы ненароком не задел машину музыканта. Внушительный внедорожник без проблем выехал на дорогу.

– А хорошо быть известным? – был наш первый вопрос.

В ответ Болат Кохаманов лишь засмеялся.

Тридцатилетие творческой деятельности – серьезная дата. На вечере, посвященном юбилею, будут высокие гости, звезды эстрады, друзья со всей страны. Музыканту есть что сказать своему зрителю, и прекрасные песни, написанные им, тому подтверждение.

Начало

А все начиналось еще в детстве, в поселке Каратон. С детства слушали, как играл на домбре дед Лукпан.

– Мой дед Лукпан Кохаманов был известным домбристом. Мы звали его «ата», но на самом деле он являлся старшим братом моего отца. Мой отец Кайыргали осиротел в четыре года и был взят на воспитание старшим братом, который был старше его на 20 лет. Детей своих у него не было. И он с женой, которую мы звали «аже», воспитали моего отца как сына. Так вот, Лукпан ата был самородок, домбрист-левша. Когда играл кюи, был настолько самозабвенен, что от төра (самое почетное место в гостиной) мог оказаться у порога. Про таких говорят в народе «арқасы бар». У него был божественный дар! С нами занимался. Наиграет музыку и спрашивает, какой это кюй. Мы – старшая сестра, брат и я, младший – должны были угадать – «Серпер», «Байжұма»…

Музыкальными в доме были все. Любила петь мама Сагида, играл на домбре отец, сестра выучивала песни, звучавшие с пластинок. Их она пачками выписывала с Апрелевской базы посылторга.

– Целыми штабелями посылки приходили. Слушала их, заучивала и пела. Ну и я вместе с ней пел. Музыка была в доме всегда, – рассказывает о детстве музыкант.

И это не были какие-то специальные занятия музыкой, это было частью быта, такой же, как, например, вечерний просмотр телепередач. Так жила семья Кохамановых, так жили многие казахские семьи.

В доме был проигрыватель, мама ставила пластинки с различными произведениями. «Кобланды Батыр», например.

– Нам, детям, очень нравилось. Сядем после ужина и слушаем, – вспоминает Болат.

В школе мечтал стать спортсменом. Но в классе шестом мама привезла из Актау гитару. Возможно, что шестиструнка и стала определяющей в выборе профессии. По крайней мере, как вспоминают его школьные друзья, запомнили его поющим на школьной сцене песню «День Победы».

Соло для Болата3

Проба сцены

После окончания восьмого класса Болат поступил в музыкальное училище в Гурьеве. К слову, это было по тем временам очень сильное учебное заведение. Учились здесь студенты со всего Союза. Здесь и образовалась, так сказать, первая группа. Муслим Аубекеров играл на гитаре, Болат – клавишник. С группой играли где только возможно:

– Счастливые годы! Репетировали в клубах в СМП, в районе депо. Это такая даль! А мы, молодые, с инструментами, по грязи, пешком! Каждый вечер. Это были 80-е годы. Был у нас один «организатор», ох «жучара»! Возил на свадьбы, где мы выступали бесплатно. Только на 3-4 курсе стали нам платить, рублей 5 дадут. Иногда 10 рублей подкидывали. Это даже не группа была, так, с ребятами собирались и играли понравившуюся музыку. Даже названия не было. Я, Муслим и еще один парень Камок, Хамит то есть. Он потом музыку забросил.

А после окончания училища была служба в армии. И этот период жизни музыкант вспоминает с юмором:

– Служил я в Тбилиси, в «королевских войсках» – стройбате. Нас трое было, выпускников музыкального училища. И командир, узнав, видимо, в личном деле о нашем музыкальном образовании, направил нас на железобетон – самый сложный участок строительных работ. Видимо, не любил музыкантов, (смеется).

Большие возможности

Когда вернулся из армии, родители уже переехали в Гурьев. В армию ушел из Каратона, а приехал городским парнем. С теми же ребятами из училища играли в горпарке на летней площадке. Группу назвали «Эпизод». Почему именно так? В то время была популярна песня «Эпизод», Глызин пел. Казалось – очень круто!

Позже будет работа в ансамбле «Жайық қызы» в составе ВИА «Огни Урала», группа «Мерей».

– Серьезно о музыке стал задумываться чуть позже. Работал я тогда в отделе культуры. Мы уже делали серьезные аранжировки, были телевизионные сьемки, ездили в Алматы на передачу «Тамаша». Нас звали в ансамбль «Гүлдер», а мы отказались. Вот сейчас и не пойму, почему отказались. Семья, может, сыграла роль. Я же в семье самый младший, кенже (смеется), в детстве был ерке и жылаук (плакса) страшный! Мама отговаривала: «Зачем тебе куда-то ехать? Что ты там вдали будешь делать один?». Я всегда был рядом с мамой и решил – останусь.

Так трогательно звучат эти слова из уст солидного музыканта, профессионала. Может, кто-то воспримет такой поступок как невозможность воспользоваться подвернувшейся удачей. Но если посмотреть с другой стороны, то понимаешь, как повезло Атырау, что такой музыкант живет и работает в нашем городе!

Они могли в любое время запросто поехать и занять свою нишу на республиканской эстраде. Но что-то останавливало. И возраст тут не помеха. Пример тому опыт Лукпана Жолдасова, который попал на республиканскую сцену уже будучи человеком взрослым, за тридцать, и теперь это известный музыкант.

– Но зато отсюда направлял людей в столицу, – смеется композитор. Вспомнили, как уезжал солист группы «Мерей» Ренат Гайсин. Однажды собравшись и громко заявив о своем отъезде, Ренат не раз выражал желание вернуться в Атырау. Это был 1998 год. Ему всего 19 лет было. Женат, с ребенком. В Алматы они снимали квартиру, было трудно. Он звонил, спрашивал, как мы, что делаем, хотел вернуться. Но прошло время, и сейчас он глыба, маэстро, и с ним все считаются.

Друзья

Дружба в жизни Болата Кохаманова играет не самую последнюю роль. Говорят, что в творческой среде нет искренности. Но это утверждение никак не связано с Болатом. Есть в этом большом, скромном и обаятельном человеке нечто, внушающее уважение. Возможно, умение посмеяться над собой. И умение признать свои ошибки и недостатки. А еще природная деликатность, доброта и открытость. Казалось, он всегда был таким доступным для всех.

– Да нет, было время, когда и нас «зазвездило». Группа «Мерей» была очень популярна в Атырау. Я мог пройти и не поздороваться, как же – знаменитость! Дурость, конечно, но это было… Так получилось, что совсем перестал общаться со школьными друзьями. Но однажды, лет 17-18 назад, меня нашел один из них, его звали Кенжетай, сейчас его нет в живых, к сожалению. Пообщались, всю ночь проговорили, вспомнили детство. После он пригласил меня в Каратон на день рождения. Там я увиделся со своими одноклассниками, стали общаться. И до сих пор, благодаря Кенжетаю, поддерживаем связь друг с другом. Да, мы не говорим о музыке, но это те, с кем когда-то гоняли мяч на футбольном поле, играли. Это мое детство.

У Болата Кохаманова много друзей. В большинстве своем это друзья по цеху – музыканты разных уровней. Но не только. В числе друзей, оказывающих поддержку его таланта, и это не только поддержка материальная, скорее, духовная поддержка человека умного, знающего жизнь, особое место занимает Арыкпай Текеев, известный в городе человек, бизнесмен. Как со старшим братом общается с предпринимателем Нурбахытом Коныровым.

Момент творчества

К вопросу, как рождается музыка. И такая прекрасная музыка… Многие из нас, живя в окружении песен, мелодий, даже не задумываются, что их когда-то написал человек. Так живут песни Болата Кохаманова. Они звучат всегда, но даже поверить трудно, что автор этих прекрасных, незабываемых мелодий живет рядом, в одном городе с нами. Его музыка, которая не просто радует, но и стала частью, сопровождением событий в жизни. Вот как родилась песня, которая сначала значилась как «Выход невесты». В декабре 1994 года модный дом «Гүлмаржан сән үйі» представлял свою коллекцию национальной одежды, которая затем поехала в Алматы. Яркое представление, поставленное Мнаурой Тулегеновной Габдушевой, известным в области режиссером массовых мероприятий, хореографом, должно было иметь и соответствующее музыкальное оформление. Такую работу, по мнению Мнауры Тулегеновны, мог сделать только Болат Кохаманов, которого она знала еще с ученических времен.

– Это и был мой первый большой композиторский опыт. По сценарию был выход модели в костюме невесты. Нужна была очень мелодичная, нежная музыка, чуть печальная. Именно такая у меня была. Незадолго до этого в самолете – я летел в Актау по делам – вдруг в голове возникла мелодия. Я ее записал – блокнот на такой случай всегда со мной, в кармане – и благополучно про нее забыл. Доработав ее, показал режиссеру – подошла. Позже ее прослушала Акмарал Машимова, моя коллега, друг, прекрасная певица. Она сказала: «Это должна быть песня!». Слова к ней написала сама Фариза Онгарсынова. Так родилась песня «Өмір сен».

К слову, на стихи Фаризы Онгарсыновой Болат написал пять песен: «Өмір сен», «Айшабиби», «Жайыктың толқындары», «Жүрегім жүрегімде», «Ғашық сезім». История последней песни очень интересна.

В апреле 2011 года из Алматы композитору позвонила Фариза апай и попросила написать музыку к ее стихам, посвященным одной большой любви пожилого человека к молодой девушке.

– Прямо по телефону она надиктовала слова. Родилась мелодия, но вот некоторые строки не совсем подходили под текст. Вскоре Фариза Онгарсынова приехала в Атырау и заехала ко мне домой, где сходу – профессионал, что тут скажешь! – подправила слова. И песня зазвучала. На следующий день, выслушав песню, она сказала свое коронное: «Ничего, но не шедевр». Это всегда так. Сначала она сомневается, слушает, привыкает, а после уже признает. Это была моя последняя совместная с ней работа. В свое время она очень хорошо помогла мне. Тогда я, еще неженатый, жил с родителями и семьей старшего брата. Узнав о моей жилищной проблеме, она пообещала помочь. Так я получил свою квартиру. Очень ей благодарен, – признается Болат.

Соло для БолатаЛюбовь втроем

На просьбу рассказать коротко о семье, зная, как не любят говорить музыканты о личном, Болат Кохаманов ответил более чем неожиданно:

– Почему же коротко? Можно и подробно.

Как вспоминает музыкант, несмотря на мега-популярность, он очень стеснялся знакомиться с девушками. Так и проходил до тридцати шести лет холостяком. К этому времени он работал музыкальным оформителем в драмтеатре. Здесь он и увидел Актолкын.

– Это был 2000 год. А познакомил нас Талгат Байкенов (хореограф, шоумен). Я очень стеснялся. Поэтому сначала так втроем и встречались – я, Актолкын и Талгат. Через некоторое время Талгат нас оставил, видимо, решил, что за меня беспокоиться уже не стоит, – смеется Болат. – Через год мы поженились. У нас три дочери: Аружан, Баян и Сымбат.

О семье он говорит с большим трепетом и нескрываемой любовью. Дочери, как и он в детстве, любят петь, очень музыкальны.

Об алиментах и музыке для души

По своей сути неконфликтный человек, Болат все же стал участником большого скандала. Подробности судебного разбирательства с «Казахтелекомом» известны многим: речь о незаконном использовании песни Болата Кохаманова «Атырау – арман», ставшей гимном нашего города. Но не многие знают, что «Казахтелеком» обратно отсудил большую часть из 9 млн. тенге морального ущерба.

– К этому времени деньги были потрачены – это гонорар адвокату, разные расходы. И теперь я ежемесячно выплачиваю определенную сумму, прямо будто алименты плачу «Казахтелекому», – посмеивается композитор.

На вопрос, как он реагирует на свои песни, слушает ли он их, ответил:

– Нет, слушать специально – это как? Самолюбованием заниматься? Если только что-то можно доработать. Для души, для музыкального развития слушаю джаз, фьюжн, фанк. Современные, новые направления в музыке – хороший стимул для развития. Потом я отдаю их слушать молодым музыкантам, чтобы воспитывать в них хороший музыкальный вкус.

СамоДОСТАТОК

На первый взгляд может показаться, что этот могучий человек идет по жизни, ничего не принимая близко к сердцу. Смотришь на него, вроде всегда весел, готов пошутить.

– Наоборот, я очень за все переживаю, – признается музыкант, вдруг став очень серьезным. – Даже по мелочам каким-то.

Для музыканта материальные ценности важны, но Болат не делает из этого конечной цели. Свобода творчества важнее. Сейчас он доволен своей жизнью. Дети, жена одеты-обуты-сыты, сам при деле. Ему не раз советовали получить высшее образование – не может бухгалтерия театра выписать зарплату выше, образование музыканта среднее специальное.

– И только ради этого идти учиться? Это неправильно. Но я занят своим любимым делом. Знаете, когда композитор начинает ощущать настоящую свободу? Когда он больше не слушает заказчика, а сам диктует, как должна звучать мелодия. Раньше приходилось многое ломать в угоду кому-либо, сейчас я знаю, уверен в своем творчестве.

За три десятка лет творческой деятельности многое сделано. А о чем жалеет музыкант?

– Я доволен собой. Но иногда мимолетно мелькает в мозгу – а ведь можно было уехать тогда в Алматы, когда звали. Может, сложилось бы как-то по-другому. Но оглянешься – ничего менять и не хочется. Все хорошо.

 Марта ОРЫНБАСАРКЫЗЫ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Прикаспийская коммуна