Культура

Кисточку в руку и холст наготове

Каждый из нас в детстве любил рисовать или срисовывать, но часто мы делали это от простого детского интереса, когда нужно было чем-то занять себя. Малая часть решала развиваться в этом направлении, но наш сегодняшний герой не только профессионально увлёкся этим занятием, но и передаёт свой опыт будущим художникам. С самого детства он почувствовал особую связь с искусством, превратив свою детскую страсть в дело жизни.

Преподаватель живописи Малой академии искусств имени Н. Тлендиева (областной школы-гимназии) Наурызбай Жаленов до седьмого класса учился в средней общеобразовательной школе имени А. Джангельдина. А когда осознал, что хочет достичь вершин в искусстве, перешёл в МАИ. После её окончания, в период с 2017 по 2021 год, обучался в Алматы в Казахской национальной академии имени Т. Жургенова по специальности «Монументальная живопись». Завершив бакалавриат, Наурызбай решил продолжить свое образование в магистратуре.

В 2023 году он успешно сдал тест на знание преподавательских методик по предмету «Художественный труд для мальчиков и девочек», набрав проходные баллы. Это позволило ему устроиться на работу преподавателем в МАИ, где он уже проработал год.

«Главное, чтобы были искренность и правдивость в рисунках»

– Когда у вас началось увлечение творчеством?

– Интерес появился в детстве. Как-то раз я посмотрел фильм «Человек-Паук» с Тоби Магуайром. Там в одной из сцен он рисовал эскиз своего костюма и каждый раз был недоволен результатом – рвал и выбрасывал все листы. Это было показано так эффектно, что я пытался повторить свою версию Человека-Паука. Ещё на моё увлечение повлиял дедушка. Он всегда относился с теплотой ко мне и поддерживал во всём. Одним из самых первых моих рисунков был его портрет, когда он рыбачил. Кстати, эту работу я храню у себя до сих пор. Каждый, кто видел мои начальные рисунки, отзывался хорошо о них, это тоже сильно мотивировало.

– Какие стили искусства больше всего нравятся?

– В первую очередь реализм, когда изображение предметов переносится на холст так, как они выглядят в реальной жизни, и монументально-декоративное искусство, которое используется для украшения зданий и интерьеров, чтобы придать им важность и красоту. От граффити отличается тем, что оно часто создается на специально выделенных площадях или архитектурных объектах с разрешения властей или владельцев зданий. Ещё меня привлекают средневековые изображения. В них соблюдаются чёткие правила и порядок.

– Какие ваши работы наиболее значимы для вас?

– У меня нет определённых картин, которым я придаю большое значение. Важно, чтобы они отражали то, что я сам чувствую и переживаю. Мне близка тема обыденной жизни, и я часто вдохновляюсь тем, что происходит вокруг меня. В планах чего-то грандиозного также нет. Главное, чтобы были искренность и правдивость в картинах. Художник должен полностью погрузиться в работу со всеми эмоциями и чувствами.

«Поэтому надо двигаться постепенно, начинать с небольших работ»

– Какими материалами и техниками рисования вы пользуетесь?

– Для меня важно эффективно работать с любыми инструментами, поэтому особых предпочтений нет. А если из самого интересного, помимо карандашей да кисточек с красками, могу выделить уголь – один из старейших художественных материалов, создаваемый из обугленного дерева в виде палочек. И соус, состоящий из смеси красок и связующих веществ. Техник я перепробовал множество, но больше всего мне нравится графика: с её помощью, используя простые линии и штрихи, можно создать выразительные и детализированные изображения.

– Вы не выгораете на своей работе?

– Конечно, выгораю, как и все. Обычно это происходит, если не получается воплотить свои идеи. В такие моменты я делаю небольшую паузу, пытаясь понять, что со мной не так. Создание картин глубоко влияет на внутренние ощущения. Когда я достигаю поставленных целей, это приносит мне уверенность и удовлетворение.

– А помимо пауз, есть ещё способы выйти из творческого кризиса?

– Я преподаю детям в Малой академии искусств, они мне тоже помогают. Я вижу, что ученик не может нарисовать, не получается у него. Моя задача – поднять его настрой и дать толчок к работе. Пока я с ним беседую и разбираю, что у него не так, сам начинаю понемногу вдохновляться. Дети приходят в тупик иначе, они ставят перед собой большие цели и в процессе сталкиваются с трудностями. Поэтому надо двигаться постепенно, начинать с небольших работ. Более опытным ребятам я могу посоветовать свой метод. Делаешь паузу, изучаешь, как писали выдающиеся мастера, и начинаешь видеть свои ошибки.

«Нужно быть терпеливым»

– Как вы выбираете темы для своих произведений?

– Раньше вдохновение приходило спонтанно, сейчас я иду в ногу со своими подопечными. Они задают не по годам взрослые вопросы, и тогда мне приходится размышлять над ответами. Здесь-то и рождается новая идея для творчества. Такой способ заставляет меня лучше понимать основы и тонкости искусства. Ученики играют огромную роль в моём развитии как преподавателя. Каждый учитель учится вместе со своими воспитанниками. Когда разбираешь новую тему, то можешь подметить некоторые нюансы, которые не знал.

– Расскажите о вашей методике обучения?

– Я начинаю с основ изобразительного искусства и постепенно перехожу к более сложным заданиям. Ученики должны освоить базовые навыки и приёмы рисования. Учитель, в первую очередь, психолог. Он должен уметь найти индивидуальный подход к каждому ребёнку. У всех разный интерес, возможности, потребности и цели. Кто-то более талантлив, кто-то – менее. Уделяем много времени практическим упражнениям, изучаем работы великих мастеров и пытаемся применять знания на практике.

– Какие советы вы дали бы тем, кто хочет научиться хорошо рисовать?

– Начинающим художникам я бы посоветовал быть терпеливыми. Важно давать отчёт своим действиям и создать удобную программу тренировок. Это поможет каждому начинающему достичь больших успехов в искусстве.

– Обязательно ли учиться на художника в учебном заведении?

– Образование играет не последнюю роль в формировании творческой личности. Высококвалифицированные преподаватели в учебных заведениях, таких как МАИ, помогают студентам раскрыть их творческий потенциал, научиться основам искусства и найти свой уникальный стиль и выражение. Кроме того, учебные заведения предоставляют доступ к материалам и опыту, что может быть ценно для начинающего художника.

«Люди вправе выражать негатив в адрес работы художника»

– Можете ли поделиться впечатлениями о последних тенденциях в современном искусстве?

– Современное искусство уделяет большое внимание простоте передачи чувств. Меня особенно впечатляет способность художников вызывать разнообразные эмоции с помощью всего лишь одной линии. Многие современные художники работают в стиле минимализма или концептуального искусства, используя минимум средств для выразительности и достижения глубокого эмоционального воздействия.

– Как нужно подходить к критике?

– Я считаю, что понимание и принятие критики важны для развития любого человека, не только художника. Люди вправе выражать негатив в адрес наших работ, это естественно. Каждый человек индивидуален и имеет свою точку зрения. Важно рассматривать критику конструктивно – размышлять, какие аспекты можно улучшить. Обратная связь способствует профессиональному росту.

По словам Наурызбая, он ещё не добился достижений в мире искусства, и, в принципе, не стремится к этому. Для него гораздо важнее видеть успехи своих учеников, вдохновлять их и помогать раскрыть свой потенциал. Именно их будущие достижения он будет считать своим главным успехом. Художник верит, что искренность и правдивость в рисунках – это основа творчества, и он делится этой философией со своими подопечными, надеясь, что они смогут найти свой уникальный путь в мире искусства.

Георгий Шапошников

Корреспондент

Статьи по теме

Back to top button