Аккольские школьницы из Курмангазинского района на уроке труда перебирают шерсть, крутят веретено (жүн түту, ұршық иіру), ткут алаша и изготавливают текемет. Тонкостям изготовления национальных предметов домашнего обихода их учит вот уже на протяжении 27 лет преподаватель технологии труда Надя Жамелова. Со своими ученицами она неоднократно становилась призером международных и республиканских конкурсов.
Курмангазинская мастерица сейчас алаша делает редко, в основном для участия в конкурсах. А было время, студенткой на каникулах легко и быстро ткала алаша на заказ.
– Тогда я была молода и сильна, училась в Карагандинском индустриально-педагогическом техникуме. Перед каникулами я писала маме письмо, где сообщала, что еду на 40 дней, пусть отложит мне 4 заказа. Мама сама ткала, но не успевала, заказов было много. За 10 дней я ткала по одному алаша, за каникулы получалось 4 изделия. И люди довольны, и мне хорошо. К слову, еще я умею шить и вязать. Во время учебы обшивала сокурсниц-подруг, для чего брала в аренду швейную машинку в ателье. В Караганде тогда на каждой улице были швейные мастерские «Шейте сами». Во-первых, покупать –денег не было, во-вторых, у меня неплохо получалось. Эти способности у меня от мамы, у нее были золотые руки, она обшивала и обвязывала всех односельчан. Алаша и текемет также ее наука, переданная мне. Ее уважали. Помню, старшие рассказывали, когда она проходила по улице, все расступались перед ней в знак уважения, – рассказывает собеседница.
После замужества Надя забросила свое рукоделие надолго, но потом все сошлось для нее замечательно, она любила заниматься рукоделием, и это стало ее работой. В 1991 году она устроилась на работу в Аккольскую среднюю школу преподавателем урока технологии. Надя учила девочек с 5-го класса навыкам очистки шерсти, технологии изготовления из нее пряжи и т.д. В 2011 году она со своими ученицами попала на республиканский конкурс преподавателей технологии, где увидела самый примитивный образец маленького алаша.
– Я тогда сказала себе, я же могу сделать в сто раз лучше! Приехала домой и ввела в учебную программу технологию изготовления алаша. Дело в том, что Минобразования разрешает 30-процентное отклонение от основной программы. По моему проекту изготовили сборный станок, если вы увидите наш учебный кабинет, вы не захотите оттуда уйти (смеется)! С тех пор учу одиннадцатиклассниц ткать алаша, валять текемет. Маловероятно, что они будут заниматься этим на практике, но они будут иметь представление о национальных традициях, ремеслах и т.д., что очень важно для познания своих корней, формирования патриотизма, любви к Родине, – отмечает Надя.
В прошлом году ей позвонили из областного музея и предложили участвовать в республиканском конкурсе для отбора на «ЭКСПО 2017». Надю предупредили, что шансов мало, но попробовать стоит… Представленная конкурсная работа курмангазинки была отбрана на «ЭКСПО 2017».
– Мне все очень понравилось на выставке «ЭКСПО». Мы со своими работами расположились в этноауле. Здесь были представители из всех регионов Казахстана. Конкурентов у меня особых не было, только из Семея были маленькие алаша в 20 см без национального орнамента. Но семейчане обошли в другом, они мастера по изготовлению войлочных изделий по современным технологиям. Эх, я бы научила своих девочек работать с войлоком, но где взять это оборудование? Также меня очень порадовали представители из южных областей. Их работы были – одно загляденье! Это очень красивые изделия из дерева, кожи, металла и т.д. Кроме того, они шьют всесезонную обувь из натуральной кожи, предметы одежды из войлока. Видно, что там живет очень трудолюбивый народ. Одним словом, молодцы! – вспоминает собеседница.
– Изготовление алаша, текемет – очень трудоемкий процесс, сегодня легче и дешевле купить ковер или палас. Как вы думаете, народные ремесла не будут потеряны в будущем?
– Я так не думаю. Возможно, массового производства и не будет, но ценители национальных изделий ручной работы будут всегда. Алаша выгодно отличается от современных ковров – он легкий, теплый и долговечный. Но он стоит дорого. Сейчас я сама очень редко тку алаша, годы о себе дают знать. Но на мои изделия всегда есть спрос. На «ЭКСПО» многие просили изготовить алаша на заказ, взяли телефон. Все мои конкурсные работы раскупались там же. К примеру, маленький алаша размером 1х1,3 м у меня купили за 80 тысяч тенге. Мы не должны потерять национальные ценности, на своем рабочем месте я стараюсь передать их молодому поколению, – говорит Надя Жамелова.
Алма ТУРГАНОВА