Гуманитарный суверенитет

gumanitarnyj suverenitet История

Вопросы отечественной истории, в том числе и становления казахской государственности, историками обсуждаются до сих пор. И в связи с этим одним из наиболее примечательных событий прошлого года стала научно-практическая конференция, прошедшая в Атырау 27-28 октября. В данном историчес­ком мероприятии международного уровня приняли участие отечественные и зарубежные ученые: историки, этноархеологи, фольклористы, поэты и писатели, изучающие наследие Золотой Орды. И на одной из панельных сессий было представлено выступление эксперта Международной тюркской академии, известного политолога Тимура Козырева об этапах формирования нашей государственности и ордынском наследии в современной казахской культуре.

«Беловежская пуща» XIII века

Говоря о роли золотоордынского периода в истории Казахстана, его изучении, значении исторических знаний для современного человека,  эксперт Международной Тюркской академии, известный политолог Тимур Козырев поведал, что Улус Жошы (Золотая Орда) обрел полную независимость в результате Таласского курултая 1269 года.

«Исторический курултай был проведен в долине реки Талас, где-то на стыке современных Казахстана и Кыргызстана. Там властители улусов Жошы, Чагатая и Угедея, а именно Менгу Тимур, Борак и Хайду, признали друг друга суверенными правителями, заключив союз против великого хана Хубилая на тот случай, если он не признает их самостоятельность. Именно поэтому Таласский курултай 1269 года иногда называют «Беловежской пущей» XIII века: по его итогам прекратила свое существование единая империя Чингисхана. Именно тогда Джучиев улус (он же Улуг Улус – Великий Улус, он же Золотая Орда) окончательно стал независимым государством. И оно, без преувеличения, сыграло ключевую роль в истории Казахстана и всей Евразии.

Казахское ханство, 550-летие которого мы отметили в 2015 году, не образовалось на пустом месте, а вышло из единой «матрицы» Золотой Орды вместе с Казанским, Крымским, Астраханским, Сибирским ханствами и Ногайской ордой. Жанибек и Керей, основатели Казахского ханства, а также все последующие его правители, вплоть до последнего хана Кенесары, принадлежали к Урусидской ветви династии Чингизидов. Их предок – Урус-хан – один из золотоордынских правителей XIV века, которого некоторые казахские историки (например, Р. Темиргалиев) отождествляют с легендарным Алаша ханом. Однако дело не только в династической преемственности. По мнению ряда ведущих специалистов, этногенез казахского народа в основном состоялся как раз в золотоордынский период, и на момент распада Орды недоставало только современного названия «қазақ», которое появилось позже в связи с рядом политических обстоятельств. Однако уже тогда существовал практически единый кочевой народ Дешти-Кипчака, от которого напрямую происходят современные казахи, ногайцы и каракалпаки – три этноса, во всех отношениях чрезвычайно близкие друг другу. Волжские и крымские татары, башкиры также по праву считают себя наследниками Золотой Орды. Чокан Валиханов в свое время писал: «По преданиям своим киргизы (дореволюционное наименование казахов со стороны российской имперской администрации) почитают себя потомками татар Золотой Орды». Разумеется, термин «татары» у Чокана Валиханова также употреблен в его дореволюционном, расширительном значении».

Признаки наследия в современном Казахстане

По мнению политолога международной академии Т. Козырева, наследие Золотой Орды прослеживается в казахском фольклоре, во многом схожем с устным наследием казанских и крымских татар, башкир, ногайцев и каракалпаков. «Прежде всего, вспоминаются образы эмира Едиге и Асана Кайгы – советника Азь Жанибека, великого ордынского правителя, которого в русских летописях называли «добрый царь Джанибек». В первом казахском историческом труде казахского историка Кадыргали Жалаири, в книге «Жамиг ат-таварих», показана прямая связь Казахского ханства и Золотой Орды, которая дает внутренний взгляд на ее историю. Ярко отразилось влияние Золотой Орды на духовной культуре Казахстана – именно от Орды, от ханов Берке и Узбека, мы унаследовали наш традиционный ханафитский мазхаб суннизма с его рациональным подходом и толерантностью. На территории Казахстана имеется огромное количество письменных источников и культурных памятников, связанных с Золотой Ордой. Например, историкам хорошо известно, что Казахстан является своего рода «чемпионом» в Центральной Азии по количеству эпиграфических памятников (надгробных надписей) золотоордынской эпохи. Отдельно стоит упомянуть мавзолей Жошы хана в Улытау. Так «случайно», но весьма символически получилось, что он находится в самом географическом центре Казахстана. Кроме того, в Атырауской области находится городище Сарайшык – одна из столиц Золотой Орды, где были похоронены ордынские ханы Тохты и Азь Жанибек, а позже – казахские ханы Жанибек и Касым. Это, кстати, тоже весьма символично. И сам город Атырау местные жители еще в советское время называли не Гурьев, а Уйшик. Так назывался древний золотоордынский город неподалеку, из кирпичей которого яицкие казаки потом построили Гурьев. А еще название национальной валюты Казахстана –«тенге» – происходит от названия золотоордынской валюты «данг». Кстати, от него же происходит и русское «деньги». Даже дерзкая традиция строить прекрасные города посреди Степи, на ровном пустом пространстве, была в свое время заложена ордынскими ханами. И строительство Астаны в независимом Казахстане – это не просто смелое решение: оно опиралось на вековую традицию, изначально, по выражению Елбасы Нурсултана Назарбаева, впечатанную в наш «национальный код». И примеров на самом деле гораздо больше».

Печальный «секрет»

Однако, несмотря на ордынское наследие, с которым мы встречаемся повсюду, известный политолог посетовал, что казахстанское общество мало об этом знает.

«Причина кроется в том, что в СССР было официально запрещено исследование Золотой Орды. Тогда же был объявлен реакционным и запрещен золотоордынский историко-героический эпос «Едиге», общий для казахов, ногайцев, каракалпаков, татар и башкир. Целый ряд видных казахских историков в тот период подвергся преследованиям. Например, Алькей Маргулан и Каныш Сатпаев. То же самое происходило в Татарстане. Впоследствии ордынская тематика оставалась под полным запретом до 80-х годов, когда ордыноведение в Казахстане возродил Вениамин Юдин. Также в 80-е вышла трилогия Ильяса Есенберлина «Алтын Орда» – единственное в истории советского Казахстана литературное произведение об этой славной странице отечественной истории. Но все же в целом знание о подлинной роли Золотой Орды в истории Казахстана оставалось достоянием узкого круга специалистов. В школьных и вузовских учебниках продолжала господствовать советская версия истории, согласно которой Казахское ханство якобы не связано исторически с Золотой Ордой. Советскому руководству Золотая Орда «мешала» тем, что это было, в самом современном смысле слова, «государство-state», в котором существовала развитая городская культура и богатая письменная литература, которое имело широкие связи со всем миром и огромное влияние в масштабах континента. Согласитесь, на этом фоне казахов и другие народы – наследников Орды –  называть «младшими братьями» было бы как-то даже неприлично! А кроме того, самое «ужасное» – память о Золотой Орде объединяла несколько тюркских народов, давала им живое чувство единства своей общей истории. По этим причинам тогда было сделано все возможное, чтобы стереть Золотую Орду из памяти народа. Увы, эта тяжелая инерция сформированного тогда исторического «сознания» чувствуется до сих пор. Следует признать, что, например, в Татарстане пробуждение наступило существенно раньше, и с начала 1990-х годов казанскими учеными была проделана огромная работа по исследованию и популяризации наследия Золотой Орды.

Благо, в последние десятилетия в Казахстане тоже стали заниматься темой Золотой Орды. В этом направлении работал целый ряд ученых. Из востоковедов – А. Муминов, М. Абусеитова, Ж. Тулибаева. В Москве живет и работает А. Кадырбаев. Также следует назвать таких известных историков, как А. Кушкумбаев, Р. Темиргалиев, Ж. Сабитов. Эти специалисты сделали очень много для того, чтобы разбить стену забвения. Прошу прощения за патетику, но это на самом деле так и есть. Приходится признать, что историческое сознание казахов и других тюркских народов СССР в сталинский период подверглось вивисекции беспрецедентного масштаба. И тем более отрадно, что время выздоровления и прозрения, судя по всему, наконец, наступает…».

Кроме того, эксперт международной тюркской академии, рассказывая о преемственности династий, политической системы, символики, отраженности в фольклоре и многом другом, отметил, что в таком сложном вопросе о том, что именно Казахстан является наследником Золотой Орды, доказательства не могут быть столь же четкими, как в математике.

И привел пример.

– Между распадом империи Романовых в 1917 году и образованием СССР в 1922-м прошло всего пять лет. При этом различия между этими двумя государствами были не просто велики, они были огромны. Практически полный разрыв традиций. Но опять же, сегодня, с высоты ХХI века, отрицать очевидный факт преемственности между ними было бы просто глупо. Большую роль играет историческая память самого народа. Так, по свидетельствам Чокана Валиханова, еще в ХIХ столетии в среде казахов был широко известен старинный плач о разделении ногаев и казахов, исторгавший слезы у аксакалов.  Фактически это был плач по Золотой Орде, по единому великому государству, в котором предки нынешних казахов и ногайцев жили вместе, как один народ. Однако в современных условиях исторической памятью нередко манипулируют… Современные СМИ и система образования позволяют небывалые в прошлом манипуляции массовым сознанием. Весь ХХ век и начало ХХI – сплошное тому свидетельство. Хотя, как показывает неудача советского проекта, у любых манипуляций такого рода существует некий «естественный предел» допустимого. Если он перейден, конструкция рушится. Все-таки историческая правда – это не пустое понятие, рано или поздно она мстит за себя. Именно поэтому сейчас важно крайне ответственно подойти к созданию национальной истории Казахстана – не упустить возможности, но и не допустить перекосов, способных разрушить само здание, – высказывает мнение Т. Козырев.
Но факт остается фактом: при конструировании национальной истории во внимание принимается не только объективная реальность, ее просто-напросто не всегда возможно полностью восстановить применительно к историческому прошлому. Поэтому всегда учитываются и соображения сугубо прагматического плана, проще выражаясь, выгодно или невыгодно нам сегодня так считать? Или выгоднее считать иначе?

«Создание мифов и манипуляция историческими фактами в угоду сегодняшней политической конъюнктуре имеют место практически в любой государственной историографии, – считает политолог.

Более того, по мнению Т. Козырева, даже самый объективный и непредвзятый историк не может избавиться «от своего собственного присутствия», то есть от своих методологических и иных установок, это превратило бы исследователя в обыкновенного статиста. Но в том-то и дело, что история – это не просто наука о фактах прошлого, вопреки распространенному заблуждению. История – это наука о том, как осмыслять прошлое с тем, чтобы моделировать будущее.
А позиционирование Казахстана как наследника Золотой Орды, пусть даже не единственного, может раз и навсегда пресечь любые спекуляции на тему «да, Казахское ханство было, но оно не было государством «state» в точном смысле слова», считает Козырев.

Откуда появилось название «Золотая Орда»

«Как название государства термин «Золотая Орда» впервые появляется в русском историко-публицистическом сочинении «Казанская история», написанном в 1566 году, когда самой Орды уже не существовало. До того момента во всех русских источниках слово «орда» использовалось, но без прилагательного «золотая». Насколько известно, «алтын ордой» называлась ханская юрта-резиденция, позолоченная снаружи. На Руси понятие «Золотая орда» могло использоваться как эквивалент таких современных понятий, как «Кремль», «Белый дом», «Ак Орда».  Настоящее историческое название этого великого евразийского государства – Ұлық Ұлыс, Улуг Улус (Великий Улус). Именно так оно именуется во всех тюркских письменных источниках – как собственно ордынских, так и внешних. Я полностью согласен с мнением тех специалистов, которые считают, что у нас предпочтительно использовать именно это название – Улуг Улус (Великий Улус или Великое Государство). Во-первых, это соответствует исторической правде. Во-вторых, наименование «Золотая Орда» вызывает в сознании слишком много ассоциаций, идущих из советского прошлого».

«Ұлы сөздің ұяты жоқ»

Это выражение Козырев произнес, когда начал рассказывать о своей опубликованной книге «Независимый Казахстан: борьба за прошлое (Актуальные проблемы современной казахстанской историографии)». В ней идет речь о том, что Казахстан не только объективно является прямым наследником Золотой Орды, но более того: именно сейчас обращение к золотоордынскому наследию поможет нам решить целый ряд ключевых проблем в сфере идеологии и шире – строительства гражданской нации в современном Казахстане.

«Несмотря на все достигнутые Казахстаном впечатляющие успехи, у нас по сей день остается актуальным различие между понятиями «казахское» и «казахстанское». И на этом различии порой спекулируют нехорошие люди. В аспекте исторического сознания оно проявляется в том, что реально как «общая история для всех казахстанцев» по сей день воспринимается только советский период. Однако мы уже давно несоветские люди, и этого явно недостаточно. Казахское ханство – да, все признают и уважают, но эта тема интересна главным образом этническим казахам. И это по-своему тоже естественно. Но вот наследие Золотой Орды объективно является в той или иной степени общим практически для всех этносов Казахстана, причем как тюркских, так и славянских, особенно если посмотреть в ракурсе идей евразийства. Обращение к Золотой Орде в качестве «истока» и «колыбели» казахстанской государственности может раз и навсегда, причем легко и естественно, решить указанную проблему, «удревняя» общую историю всех казахстанцев, как минимум, до средневекового периода. Золотая Орда была полиэтничным и поликонфессиональным евразийским государством, которое было широко известно своей политикой толерантности по отношению к различным этносам и религиям. При желании здесь нужно усмотреть своего рода «исторический прототип» нашей казахстанской модели толерантности, и таким образом сделать эту модель не только «отдушиной» для всех этносов Казахстана, но и предметом искренней гордости для титульных казахов. Иначе говоря, обращение к золотоордынскому наследию будет способствовать дальнейшей интеграции этносов Казахстана в единую гражданскую нацию, консолидированную вокруг государствообразующего казахского народа. При этом казахское (этническое) и казахстанское (гражданское) начала смогут стать по-настоящему органичным единым целым, без какой-либо внутренней коллизии. Такой подход снимает все основные проблемы в сфере идеологии, над которыми уже без малого три десятилетия бьется казахстанское экспертное сообщество. И обращение к наследию Золотой Орды потенциально является ценнейшим стратегическим ресурсом для современного Казахстана.

Особо следует подчеркнуть, что возможность для современного Казахстана опереться на Золотую Орду – это тот редкий случай, когда желаемое и действительное счастливым образом совпадают. Здесь практически не нужно ничего искусственно «конструировать» – достаточно просто вернуть народу Казахстана историческую правду. Наконец, история Золотой Орды представляет собой наглядную иллюстрацию тезиса, высказанного в программной статье Елбасы «Семь граней Великой степи», согласно которому история Великой степи является общей историей всех этносов Казахстана».

Анжелика КИМ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна