Как обществу взаимодействовать с властью? Данная тема набирает все большую популярность, и в ее обсуждение включаются многие, в особенности в социальных сетях. Мнения полярные. Одни – изобличают власть. Другие – стремятся наладить диалог. Третьи – просто отмалчиваются. Тем не менее, со стороны государственной власти идет планомерное движение к усилению роли общественных институтов.
Кому это выгодно?
Как ни странно прозвучит для некоторых, но могу смело утверждать, что в первую очередь самой же власти. Несмотря на огромный поток информации, по ключевым вопросам иногда происходит разрыв, и он настолько серьезен, что порой до населения не доходят усилия государства в решении тех или иных вопросов. Для чего? Для преодоления отчужденности населения от власти, снятия очагов социальной напряженности. Основным рычагом является самоорганизация общества в достижении общественно значимых результатов. Вот здесь важную роль играет фактор зрелости самого общества. Скажите, как мы участвуем в выборах? Насколько мы активны? В обсуждении поправок в Конституцию в этом году приняли участие всего полмиллиона казахстанцев. Это говорит о нашей степени зрелости и ответственности. А мы ведь получили рычаги влияния на власть через новую структуру – общественные советы, которые были созданы повсеместно.
Немного истории. 2 ноября 2015 года был принят Закон РК «Об общественных советах», в декабре этого же года были приняты типовые правила. По положению две трети членов совета должны формироваться населением, одна треть – госорганами. Полномочия членов совета истекают через полтора года, его решения носят рекомендательный характер, именно поэтому многие называют общественные советы силой без власти.
Алматы: под лупой
общественности
О работе общественного совета города Алматы рассказала в ходе учебно-методического семинара, прошедшего в Актау, руководитель общественного фонда «Информационно-ресурсный центр г. Алматы» Алтынай Кобеева. Она отметила, что выборы в общественный совет были бурными, рассмотрено 182 заявки. В результате голосования в его состав вошли узнаваемые, то есть медийные люди.
– Поскольку работа общественного совета не финансируется, возникла проблема со зданием. Мы сознательно отказались от расположения в маслихате или в акимате, решив, что совет должен работать автономно. Поэтому мы просто скинулись и арендуем помещение в центре города. Высший орган – заседание, потом президиум. Создали 7 комиссий, названия такие же, как в маслихатах, – поделилась Алтынай Кобеева.
По ее словам, общественный совет обсуждает наиболее «горячие» вопросы. Например, актуальную для Алматы проблему платных автопарковок, закупа лекарственных средств, который осуществлялся по завышенным ценам и без альтернативы.
– Очень тщательно мы рассматривали предложение природоохранного управления о срубе 3000 деревьев в городе, которые разрушают фундамент зданий. Так, у нас на рассмотрение этого вопроса пришли представители движения зеленых, НПО, просто жители. Мы пригласили известных экологов, в том числе Мэлса Елеусизова. Общественность призвала изучить каждое дерево, которое должно было подвергнуться срубу. Оказалось, что из 3000 деревьев только половина разрушает фундамент. Остальные общественность сохранила, – отметила спикер, не забыв подчеркнуть, что «у нас аким города отчитался перед общественным советом».
Кроме того, алматинские общественники «ввели индивидуальные отчеты членов ОС, чтобы они не просто отсиживались, а работали. Их отчеты размещаем на сайте».
А как у нас?
– спросили мы у Жибек Бисеновой, председателя общественного фонда «Болашак», которая является членом общественного совета Атырау.
— Как оказалось, мы используем не в полной мере все инструменты, данные нам по Закону «Об общественных советах». И это – инструменты по взаимодействию с госорганами не только на этапе заслушивания отчетов, а на этапе предварительном – планирование и исполнение. У нас не определены индикаторы эффективности работы общественных советов – качественные и количественные. У нас только количественные соблюдены, а по качественным отстаем.
… Мы даже не знали о правах членов общественных советов. Оказывается, мы имеем право присутствовать на любых заседаниях госорганов, если они вызывают наш интерес. И действительно, качество работы членов совета надо оценивать по индивидуальным отчетам, – отметила Жибек Бисенова.
… Добавим, что институт общественных советов, как эффективный посредник между властью и народом, вполне жизнеспособен. Остается только работать, чтобы доказать свою «профпригодность».
Атырау-Актау-Атырау