БизнесГородНовостиОбщество

Умом наш фьюжен не понять

Посетив на днях Ретропарк, был приятно удивлён его стильностью и архитектурной композицией. Как же всё-таки иностранцы щепетильны и изысканны в вопросах внешнего облика и эстетики зданий и архитектурных форм, рука ТШО чувствуется во всём. Парковый комплекс оформлен в стиле неоклассицизма 50-х годов прошлого столетия, скорее, в виде водно-зелёного бульвара вдоль побережья Урала. И возникла идея узнать ­– а чем же богат на архитектурные стили наш город?

«Стильная» куча-мала

Интересная на первый взгляд идея – найти в Атырау разнообразие архитектурных стилей в градостроительном облике города – вызвала противоречивые ощущения, хотя весь понятийный багаж по архитектуре опирался на мало-мальские знания в области культурологии и истории зодчества, полученные эдак 20 лет назад в вузе. На мой непрофессиональный архитектурный взгляд, внешняя эстетика города наполнена противоречивостью и неопределённостью, это с одной стороны небогатый набор форм и композиций, а с другой – полный винегрет вырванных из контекста и намешанных друг на друга стилей и композиций. В принципе, в современных городах это стало в порядке вещей, но там, по крайней мере, есть целые кварталы, улицы, садово-парковые комплексы, оформленные в едином архитектурно-планировочном ансамбле. И к тому же в Атырау прибавляется своя специ-фика – огромная масса неприглядных частных домов, теснота улиц и узость тротуаров, острая нехватка автопарковок, особенно в многоэтажном секторе, скудность зелёных насаждений. И у адекватного гомо сапиенса появляется стойкое желание спрятать свои глаза от этого безо-бразия и убожества или, по крайней мере, не замечать его. Особенно удивляет позиция городских властей, допустивших медленное исчезновение исторического центра старого города, тогда как его можно было бы сохранить и облагородить, создав особый неповторимый колорит гурьевских купеческих домов и зданий, с описанием истории каждого. Чем не повод для развития туризма в регионе? И в тесной связке со зданиями, построенными в стиле неомодерн, дать какой-то законченный облик старой правобережной части города.

Индивидуалы зажигают

Вездесущие Википедия и Гугл дают описание более 38 архитектурный стилей. Конечно, нет смысла описывать всё это многообразие зодческой красоты, любопытный читатель сам найдёт то, что ему по душе. В целом в архитектурном облике Атырау можно, наверное, выделить максимум 4 или 5 стилей, определяющих его внешний облик. В то же время приятно удивляет хоть какое-то разнообразие и смешение стилей в индивидуальном жилищном секторе, где люди либо соревнуются на право самого красивого жилья, либо горят желанием подчеркнуть статусность его обитателей-хозяев. Довольно часто встречаются домостроения, выстроенные в стиле средневековой готики с её грозными и мрачноватыми башенками со шпилями и конусообразными крышами, с зауженными окнами и маленькими двориками в тевтонском облике. Есть масса частных домов, возведённых в стиле обычного классицизма, без особой вычурности, со строгой прямоугольной формой, безукоризненной симметрией, чёткостью и простотой, где-то они декорированы лепниной (это рельефные украшения на фасадах и в интерьерах зданий) на фасаде и под карнизами, но чаще зажиточные дома ограждены от людского взора огромными каменными оградами, мешающими оценить внешнюю эстетику жилища. А те граждане, что побогаче, желая выделиться, строят свои хоромы в стиле модерна, на языке зодчих это «чувственный, роскошный, изысканный стиль». Рельефные украшения и лепнина на фасаде и в интерьере, огромные витражи на лестничных маршах здания. Изогнутые линии, имитирующие морскую волну или женские локоны, воплощены в облике фасадов, начиная от кованых решёток лестничных проёмов и окон и кончая дизайном входных дверей. Всё стильно и безу-пречно. Прямо-таки версальская роскошь французской аристократии, как говорится, красиво жить не запретишь. Кстати, многие элементы модерна были созданы благодаря новым строительным технологиям. Именно эти атырауские виллы и особняки сооте-чественников могли бы удостоиться внимания каких-то международных симпозиумов в области градостроения и дизайна.

А вот так называемый средний нефтяной класс из числа работников иностранных и совместных предприятий, менеджеров и частных предпринимателей средней руки обзавелись в тучные «нулёвые» годы коттеджами поскромнее в стиле минимализма и функционализма, его ещё называют голландским. А также люди с таким уровнем доходов охотно строят дома мансардного типа на манер европейских, а в последнее время среди них стали популярны домостроения в стиле американских ранчо и хай-тека. Широкие и низковатые ранчо – это воплощение семейственности и стабильности, тогда как жилище хай-тек нафаршировано и напичкано смелыми решениями, включая его дизайн, с применением «причиндалов» в виде автоматики, «зелёных» технологий, новых стройматериалов.

«Сталинки» держат марку

Ну в целом областной центр не может похвастаться особым неповторимым внешним обликом, если исключить индивидуальный жилой сектор. Из массы городов на постсоветском пространстве он ничем особо не выделяется. Разве что местами проспекты Азаттык и Сатпаева, Жилгородок и набережная Урала, застроенные эклектично современными офисами, жилыми комплексами и гостиницами. Да плюс ещё распадающийся исторический центр старого города хоть немного придают ему чуточку колорита. В остальном это масса безвкусных пятиэтажных хрущёвок и прямоугольных административных зданий. Конечно, Атырау никогда не станет Питером, Казанью, Алматы, Парижем или Лондоном. Но городу как бы к лицу иметь только присущее ему архитектурное лицо. Но имеем то, что имеем. Словом, сплошной загадочный фьюжен (помесь стилей) местного разлива.

У нас имеются «сталинки», так называют дома сталинского периода, которые чуть-чуть, но всё же отличаются своим изыском и помпезностью, привлекая внимание. Их можно пересчитать по пальцам двух рук, почти все расположены вдоль проспекта Азаттык. Как правило, их активно возводили в период правления «отца народов» и продолжали возводить после его кончины, но мода на эти дома и здания до сих пор имеет место быть из-за своей надёжности. В советское время это жильё считалось элитным из-за планировки, хорошего расположения и высокого качества. Внешний вид «сталинок» привлекателен вследствие имперского стиля ампир со специальными архитектурными элементами – колоннами, арками, лепниной. А самое главное то, что при «сталинках», как правило, располагались большие просторные дворы, где можно сделать и обустроить отличные скверики и парковку. В основном такие квартиры давались номенклатурным работникам, инженерам и ученым, элите культурных учреждений. К «сталинкам» у нас можно отнести здания бывшей БСМП (ныне Кардиоцентр), гостиницу «Атырау», поликлинику №2, дома геофизиков, бывший Дом пионеров рядом с гостиницей Ак Жайык, здания областного музея искусств и областного историко-краеведческого музея, жилые дома по проспекту №5, 21, 22, 23, 24, по ул. Абая, 6.

«Хрущевки» – лучше меньше, чем ничего

Пожалуй, самым массовым архитектурным достоянием Атырау и всех постсоветских городов являются пятиэтажные «хрущёвки». Генсек КПСС Никита Хрущёв 31 июля 1955 года постановлением Совмина СССР «О развитии жилищного строительства в СССР» в привычной ему манере рубанул «кузькину мать», разрешив вопрос массового недостатка жилых площадей строительством неприхотливого жилья для трудового советского народа. И с тех пор по проекту хрущёвского архитектора В.П. Лагутенко по Союзу пошёл процесс массового строительства панельных или кирпичных 4-5-этажных домов. Темпы возведения были колоссальные, что отразилось на качестве возводимого жилья. Их строили для того, чтобы побыстрее переселить людей из бараков, подвалов и коммуналок в отдельные квартиры. В итоге получили безликие здания из железобетона. Срок эксплуатации таких домов – 35-40 лет. Кстати, в Европе в тот период тоже царил стиль рациональной архитектуры, но в Союзе с рациональностью палку явно перегнули, решив одну-единственную задачу, переселив людей в более-менее сносные жилищные условия. Термомодернизация по-казахстански и побелка фасадов как-то облагородили облик серых пятиэтажек и продлили им жизнь. А в Москве, кстати, их начали активно сносить. Широко обсуждаемый ныне в России проект реновации жилья как раз предполагает снос многих советских пятиэтажек.

«Брежневки» –

вариаций больше

В 60-х вместе с «хрущёвками»-пятиэтажками стали строить многоэтажные дома, а  также пятиэтажки улучшенной планировки.  А так как строились они в период дорогого Леонида Ильича Брежнева, то их прозвали «брежневками». В 70-80-е годы эти дома возвысились в крупных городах до 12-16 этажей со значительно более удобной планировкой, а в городах меньше поднялись до 7-9-этажек. «Брежневки» 70-х фактически являются прототипами современных типовых новостроек. В Атырау их строили в разные годы разные строительные организации, и именовали то чимкентско-алматинскими, в основном в 4 микрорайоне Авангарда, то днепропетровскими проектами, последние дома железнодорожников в СМП-136, СМП-169, по ул. Срыма Датова, 11 (знаменитый Пентагон), 12, 13, 15. Две девятиэтажки на бульваре Смагулова, торговый центр «Агила» и соседние кирпичные пятиэтажки – типичные «брежневки» улучшенной планировки. Как и «хрущевки», «брежневки» – типичные прямоугольные «коробки» в стиле функционализма.

В заключение о новостройках. Впрочем, новострой – что в Алмагуле, что в Нурсае – тоже не блещет оригинальностью, не считая ряда коммерческих жилых домов, построенных по индивидуальным проектам. Бюджетные варианты домов, как правило, очень скромные на вид и рассчитаны на минимум удобств. К преимуществам можно отнести разве что более просторные дворы, наличие ещё не поломанных детских игровых площадок и меньшую загазованность. Степные ветры –­ здесь постоянные гости, время от времени поющие протяжные заунывные песни.

Тимур КАЗИЕВ

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button