Сарайшык: тайное и явное
Древний Сарайшык хранит в себе еще много неразгаданных тайн, которые предстоит раскрыть и изучить. О том, чем занимались, какие открытия сделали ученые РГКП «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Сарайшык» Министерства культуры и информации РК, рассказали во время медиа-тура для СМИ, организованного совместно с областным управлением внутренней политики.
ОДИН ИЗ ПЯТИ
Эта поездка как некий итог проводимой масштабной работы на уникальном историко-культурном объекте области – памятнике средневекового города Сарайшык, находящемся под республиканской охраной. В начале мая текущего года в рамках рабочего визита прежнего министра культуры и спорта Асхата Оралова в регион на территории музея-заповедника «Сарайшык» состоялось открытие визит-центра рядом с древним городищем. Это было запоминающееся и знаковое культурное событие в календаре мероприятий не только в Атырауской области, но и в республике в целом. На торжестве профильный министр указал на важность изучения истории и развития сферы туризма не только в масштабе нашего региона, но и в масштабе всей страны.
– Открытие долгожданного визит-центра важно не только для Атырауского региона, но и для всей Республики Казахстан. Древний Сарайшык, как вы все знаете, является для нас одним из исторических корней. Не ошибусь, если скажу, что наряду с его историческим значением он должен стать одним из центров туризма, к чему мы обязаны приложить свои усилия, – отметил А. Оралов.
Напоминаем, что строительство визит-центра стартовало в октябре 2021 года, а завершилось в марте текущего года. Заказчик – областное управление строительства, подрядчик – ТОО «АС Курылыс», на строительство объекта было выделено 780 млн тенге.
На этот раз по прибытии в Сарайшык директор музея, доктор исторических наук, профессор Абильсеит Мухтар сказал, что главная миссия визит-центра на территории музея-заповедника «Сарайшык» – создание максимально благоприятных условий для посещения его туристами, желающими ознакомиться с историей древнего городища, Золотой и Ногайской Орды и Казахского ханства.
— Визит-центр «Сарайшык» является пятым по счету. Главная его особенность в том, что в период проектирования и строительства мы поставили условие, чтобы он по возможности соответствовал средневековому стилю. Это было поддержано руководством области, подрядной строительной компанией, ныне покойным акимом Махамбетского района Ренатом Джанглишевым. Наряду с этим, министерством были выделены средства на оформление и оснащение музея. Эти два направления в работе выполнялись нами параллельно. И на сегодня можно сказать, что поставленные задачи и работы успешно выполнены, – отметил Абильсеит Капизович.
Общая площадь визит-центра составляет 2 га, и состоит он из 9 залов. Уже в этом году музей-заповедник принял 18 820 посетителей. В прошлом году количество посетителей составило 18 586, а в 2021 году – 12 848.
По словам А. Мухтара, в среднем сюда ежедневно прибывает от 60 до 100 посетителей, а в выходные дни — и до 200. Это свидетельствует о росте интереса жителей региона, республики, зарубежных гостей к истории средневекового Сарайшыка. В здании центра, предназначенного для туристов и гостей, находится музей-заповедник «Сарайшык», где открыты шесть экспозиционных тематических залов и отдельный выставочный зал, которые расположены на первом этаже. Площадь прежнего небольшого здания музея едва составляла 90 кв. м, а в новом здании под экспозиции отведено 500 кв. м. В них можно ознакомиться с богатейшей историей средневекового города. Здесь имеются мультимедийные экспозиции, нажимая на эти электронные табло, гости могут самостоятельно ознакомиться с исторической информацией на трех языках – казахском, русском и английском. Кстати, как подчеркнул А. Мухтар, гиды музея могут провести экскурсии на казахском, русском, английском и турецком языках. Это выпускники алматинских и атырауских высших учебных заведений.
В визит-центре мы увидели уникальный макет города в золотоордынский период, воссозданый историками-учеными. В период средневекового расцвета (XIII-XVI вв.) г. Сарайшык, говоря современным языком, являлся одним из самых важных и влиятельных социально-экономических и культурно-политических центров развития, который стоял на Великом шелковом пути, соединявшем Восток и Запад. В городе было развито образование, наука, различные ремесла и шла бойкая торговля. Он также был одним из духовных центров, так как через него распространялся ислам. Арабский путешественник Ибн Батута в 1334 году в своей книге «Путешествие по Дешт-и-Кыпчаку» писал: «Я объездил весь мир. Оказывается, Сарайшык — самый крупный город после Багдада. В нем расположена ханская ставка, блистают своей красотой четыре мечети и множество гостиниц. Но меня удивило не это, а система водопроводов. В Сарайшыке вода сама приходит в каждый дом. Увидев это, я был несказанно удивлен». После распада улуса Джучи город был некоторое время столицей Ногайской Орды, а позже — Казахского ханства».
Для научных работников в музее есть условия для работы, отдельные кабинеты и лаборатория. В настоящее время в нем работают восемь научных сотрудников, четыре экскурсовода, реставратор, главный хранитель музейного фонда, смотритель музея, хранители музея. После посещения экспозиционных залов состоялось посещение мастерской, которую воглавляет художник-реставратор Сарайшыкского музея-заповедника, живописец, деятель и отличник культуры РК, член Союза художников РК, академик Национальной академии дизайнеров, Член-корреспондент художественной академии РК Отарбай Кендир. Именно в этой мастерской выполняется трудоемкая черновая работа по восстановлению найденных фрагментов керамики, посуды, других предметов, найденных в ходе раскопок. Художник-реставратор вместе со своими учениками также создает образцы керамической посуды на гончарном круге с применением разных инструментов. Специально для этого глину привозят из другого региона республики.
ТАК СКОЛЬКО ЖЕ ТЕБЕ ЛЕТ, САРАЙШЫК?
Во время визита директор музея познакомил представителей СМИ с прибывшим из г. Алматы ученым-археологом, профессором кафедры археологии, этнологии и музеологии КазНУ им. аль-Фараби, доктором исторических наук Мадияром Елеуовым, учеником именитого ученого-археолога, академика Алкея Маргулана. И как пояснил Абильсеит Мухтар, на сегодня титул патриарха казахской археологии по праву перешел к Мадияру Елеуову, который специализуется как раз на средневековой золотоордынской истории, истории Великого шелкового пути, является автором многих научных трудов и монографий.
В интервью журналистам М. Елеуов сказал: «Городище изучается уже длительное время. И в то же время есть много вопросов. Один из них — это определение территории городища. Его территорию до сих пор не определили, потому что там большая часть занята новыми кладбищами, современными захоронениями. Учеными до сих пор не установлен возраст этого городища. Мы знаем его золотоордынский период, но не знаем, когда оно зародилось. Не на пустом же месте образовался город. Из этого вытекает следующий вопрос, и он касается определения возраста городища. Я думаю, что, возможно, в IX-X вв. на этом месте зародился древний город. А затем в период Золотой Орды его уровень значительно вырос. И это очень важный вопрос, и даже политически важный. Затем актуальным остается вопрос сохранения раскопанных объектов. В основном здания и сооружения были построены из сырцового кирпича, но есть из обожженного кирпича. Но, к сожалению, местность очень влажная, поэтому они очень быстро портятся. Так что сохранить эти объекты и показать их потомкам — для нас это архиважная проблема».
Мы задали вопрос относительно воссоздания некоторых объектов, по примеру древнего Туркестана, которому 1500 лет.
– Знаете, вы задали очень интересный вопрос и с другой стороны очень трудный, – отвечает ученый-археолог Елеуов.
– Потому что возраст этого городища, как я говорил выше, до конца не определен. Что воссоздавать и как? Есть в городище несколько мест, как, например, место цитадели. И думаю, что город образовался сначала там. Так как считается, что это самое укрепленное место в городище. Но сейчас там вести раскопки очень трудно из-за того, что местные жители возражают против этого, потому как тут похоронены их родственники. А с другой стороны искать первоначальное ядро городища в ином месте невозможно. Сохранение объектов тоже является проблемой. Восстанавливать же все подряд нет смысла.
ГОСТИНИЦА ПОКА ПУСТУЕТ,
А ЗАПАДНЫЕ ВОРОТА УСТАНОВЛЕНЫ
Далее администрация музея провела нас на второй этаж, где находятся административные помещения. Для туристов же, пожелавших подольше остаться в центре, предусмотрена гостиница на двенадцать номеров, два из них VIP- номера и имеется столовая. Эти гостиничные номера находятся в другом здании, соединенные пролетом со зданием музея. Пока вопрос работы гостиницы и столовой до конца не решен. Он находится, как мы поняли, в компетенции министерства.
Вслед за этим директор музея-заповедника Абильсеит Мухтар собрал нас всех в отдельном выставочном зале, где нашему взору были продемонстрированы артефакты, найденные в ходе недавних раскопок, копии средневековых карт, в том числе зарубежных, которые свидетельствуют о том, что городище Сарайшык действительно существовало и функционировало. Есть тут и образец карты топографа А. Алексеева. План Сарайшыка, составленный этим исследователем в 1861 году, был обнаружен несколько лет назад в московском архиве. Уникальный документ содержит размеры городища, а также некое укрепление (цитадель), которое фактически является крепостью внутри города. Опираясь на карту Алексеева, археологи обозначили примерное местонахождение цитадели. Так вот, внутри цитадели есть склеп из жженого кирпича и изразцы, ее называют ханской могилой. Археологи музея нашли там останки скелетов людей, предположительно принадлежавших ханской семье. Эти останки осенью прошлого года были отправлены в специальную лабораторию в Германию, чтобы определить на генном уровне, являлись ли усопшие представителями элиты, ханствующей династии. В скором времени немцы предоставят результаты.
НАУКА, КУРУЛТАЙ И КАСЫМ ХАН
Абильсеит Капизович не уставал говорить: «Только наука и научные изыскания могут подтвердить и возраст этого городища, и его реальные размеры, и много-многое другое об его истории. Мы должны отдать приоритет науке. В окрестностях Сарайшыка достаточно средневековых событий, которые могут внести значимые новшества в историю страны. Ученые способны доказать это. Именно поэтому мы работаем совместно с зарубежными учеными, чтобы сделать Сарайшык известным всему миру».
Что ж, остается только согласиться с этим. По ходу, чтобы не зацикливаться только на городище Сарайшык, ученые музея-заповедника совместно с коллегами-археологами, историками ищут и находят другие пункты караванного Великого шелкового пути, пролегавшего через Сарайшык. Это расширяет горизонты познания того, как он связывал торговые пути в Западном Казахстане, шедшие в сторону Нижнего Поволжья. Это небольшой пункт Ащысай размером 300 на 700 м и пункт Карагайлы размером 1000 на 1000 м юго-западнее Сарайшыка, в сторону Астрахани. А также караван-сарай Кульш в Махамбетском районе, в сторону Ургенча. Были показаны фотоснимки этих «пятен», выполненные с помощью специального оборудования (германский феррозондовый магнитометр – градиентометр Foerster Ferex и швейцарский электронный тахеометр Leica TRC 407).
После посещения визит-центра нашу группу повезли собственно на само «поле» — место археологических раскопок. Нас, конечно же, в первую очередь поразили вновь построенные каменные ворота в городище, в средневековом стиле, с глазницами, лестницами, смотровой площадкой, построенные в 2023 году для туристов, чтобы они имели представление о примерных размерах городища, его архитектуре. Это так называемые западные ворота, в 2024 году здесь планируют построить еще южные и северные ворота, как пояснил нам археолог, сотрудник музея Айбек
Турарулы. Холодный пронизывающий октябрьский ветер не дал остыть нашему горячему желанию разузнать о проводимых раскопках.
Раскопки проводятся, и в немалых объемах. В этом году сотрудники сарайшыкского музея раскопали фрагмент средневековой бани с полами подогрева и канализацией. Также в текущем году областным историко-краеведческим музеем были проведены раскопки на площади 3 тыс. кв. м из запланированных 4 тыс. кв. м. Еще нам показали построенный образец то ли жилого дома, то ли мастерской. А основанием ему как раз послужили стены обнаруженного и раскопанного средневекового помещения. Смотрится очень даже неплохо, на манер тех жилищ, которые я видел в этноауле во время поездки в город Туркестан. Все это делается также в рамках подготовки к проведению очередного национального курултая в г. Атырау, который намечается провести в следующем году. Учитывая это, руководство историко-культурного музея-заповедника «Сарайшык» планирует провести массу подготовительных мероприятий для приема почетных гостей, включая прокладку асфальтовой дороги до городища, благоустройство самого городища с укладкой пешеходных дорожек, указателей, уличных информационных стендов и баннеров, наладки освещения, разбивки небольшого парка рядом со зданием Визит-центра для отдыха гостей.
Ну и самое главное, планируется установить даже памятник Касым хану у развилки дороги, ведущей в сторону с. Сарайшык. По преданиям, Касым хан в числе других известных людей и мусульманских проповедников был погребен в окрестностях городища Сарайшык. Касым хан – это четвертый правитель Казахского ханства в начале XVI века. В период его правления Казахское государство достигло наибольшего могущества и значительно расширило свои земли, в частности, установило контроль за обширными территориями Восточного Дешт-и-Кипчака.
Касым хан родился приблизительно в 1445 г., он был сыном одного из основателей Казахского ханства Жанибек хана, потомком Чингиз хана.
Касым хан слыл как прогрессивный реформатор, упразднивший старые законы и который ввел новые, отвечающие текущим жизненным условиям. Его свод правовых норм назывался «Касым ханнын каска жолы» («Чистая дорога Касым хана»), включавшая в себя имущественное и уголовное право, положения о воинской и дипломатической службе, проведении общественных мероприятий. Законы отражали народную мудрость и традиции. В летописях средневековый историк Мухаммад Хайдар сообщает, что Касым хан скончался в 1518 г., а по другим данным, он умер в 1521 г. в возрасте 76 лет в Сарайшыке. После его смерти Казахское ханство ослабело из-за распрей между джучидами. Такова история.
Тимур КАЗИЕВ
Фото Ануара АБИЛГАЗИЕВА