Это интересноНовости

Курьер на двух колёсах

Наступило лето, учебный год подошёл к концу, и у подростков появилось много свободного времени. Некоторые отправятся на поиски сезонной подработки, одной из популярных становится велокурьерство. Журналист «ПК»  попробовал на себе эту роль и заодно выяснил: где работать выгоднее?

На помощь к нам пришел 23-летний житель города Максим Руденко, он предоставил свои аккаунты в самых популярных приложениях для этого рода деятельности и провел в мир доставки.

По его словам, процедура регистрации сильно зависит от платформы, например, в приложениях для такси (где есть и разделы доставки) она максимально простая: достаточно загрузить фото удостоверения и селфи, заполнить пару полей и подождать сутки. После одобрения выбираешь партнёра-посредника, через которого будешь работать. Они различаются по условиям: процент комиссии, скорость вывода средств и прочее. География роли не играет, главное, чтобы парк был зарегистрирован в пределах одной страны.

– Сам таксопарк тоже может помочь с регистрацией: достаточно написать им напрямую. Часто они сами активируют ваш термокороб – это специальная сумка, которая помогает поддерживать нужную температуру еды. С активированным коробом комиссия за доставку ниже, а прибыль выше.

В сервисах, которые полностью специализируются на доставке еды, процесс регистрации заметно сложнее. Там без специального термокороба вообще не допустят к работе, а в небольших городах официальная регистрация зачастую возможна только при наличии статуса индивидуального предпринимателя, – объясняет Максим. Многие новички покупают термокороб у более опытных коллег – раньше их выдавали официальные партнёры, теперь проще найти через сайты объявлений вроде OLX. Теоретически короб можно получить и через парк, но на практике это удаётся не всем – в последнее время наблюдаются перебои с поставками.

Велодоставка изнутри

Работа курьера на первый взгляд кажется простой, но на деле полна неожиданностей. Самая частая проблема – технические неисправности. Велосипед или самокат может сломаться прямо по пути с заказом. Если ресторан не доложил позиции в заказ, а упаковка без пломбы, клиент может предъявить претензию курьеру. В крупных сетях общепита такие ситуации решаются проще – ответственность несёт кафе. Но важно помнить: если курьер вскрыл упаковку, ответственность уже будет на нём.

– Ещё одна распространённая ошибка новичков – забыть попросить у клиента код подтверждения при передаче посылки. Без этого заказ не будет считаться завершённым, и придётся искать получателя заново, – поясняет Максим.

Особенно непросто работать велокурьером. Езда вдоль дороги требует внимательности и навыков – на обочинах часто ямы и кочки, а трафик может быть очень плотным. Велосипед обязательно должен быть оснащён светоотражателями. И важно иметь достаточный опыт езды, чтобы не выехать случайно на середину дороги. Подробнее об это писал мой коллега Георгий Шапошников (в номере от 19.06.2025 г. «На обочине»).

Водитель с пятилетнем стажем, житель города Ербол Ермуханов не доволен нынешнем поведением велокурьеров:

– В последнее время, особенно на фоне дорожных ремонтов, поведение велокурьеров на дороге вызывает смешанные чувства. Раньше они старались держаться ближе к обочине и особо не мешали потоку машин, но сейчас всё чаще выезжают на центр проезжей части, даже когда по дороге едет автомобиль. Иногда они совсем не прижимаются, и водителю становится некомфортно: приходится от них отодвигаться, а это уже может быть небезопасно. Особенно пугают такие ситуации, когда велосипедисты явно слышат приближающуюся машину, но не уступают, хотя это взрослые люди, а не дети. Тем не менее, велосипедисты – тоже участники дорожного движения, и в каком-то смысле они – символ свободы, поэтому ругать их вслепую, наверное, не стоит. Главное, чтобы все уважали друг друга на дороге.

В пути за заказом

Чтобы прочувствовать, каково это – работать велокурьером, я решила не просто расспросить тех, кто занимается этим делом, а самой выйти «в смену». Пять заказов в день – вроде бы немного, но, поверьте, хватило с головой.

Честно сказать, я не могу назвать себя невыносливой. Профессия журналиста приучила меня много ходить и двигаться, я не раз добиралась до мероприятий в отдалённых локациях на велосипеде – сочетала полезное с приятным. Тем не менее, эти пять заказов порядком меня вымотали.

Работали мы через приложение для доставки еды. Заказы приходили быстро, и главное – не разбросаны по всему городу. Как отметил Максим, в Яндексе иначе: там заказы прилетают реже, но зато приходится ехать на другой конец города. В нашем случае маршрут оказался куда компактнее.

Первый заказ – доставка из кафе рядом с центральным мостом к дому за областным акиматом. По сути, просто переехать мост. И весь наш «марафон» строился примерно по такому же принципу: заказы шли цепочкой, без лишней беготни.

Хочу отдельно отметить, насколько важно хорошо знать город. Я по привычке предпочитала двигаться по основным улицам, а Максим уверенно вел меня сквозь дворы, пролёты и пустынные дорожки, где и ехать проще, и людей меньше – это плюс, когда маневрируешь на велосипеде.

Скорость – ещё один момент. Я не спешила, ехала в меру своих сил. Максим потом честно признался, что обычно ездит куда быстрее, но подстроился под мой темп.

Ну и самый интересный итог: четыре заказа заняли ровно час. Заработала я за это время 3 000 тенге. Конечно, профессиональные курьеры делают куда больше заказов за смену, но для первого опыта – вполне показательно.

– Я езжу примерно по пять часов и за это время зарабатываю около 10 тысяч. Конечно, можно и больше, но у меня такой потребности нет. Обычно выезжаю днём, ближе к обеду и после шести вечера, когда спрос выше. Иногда и ночью, – рассказывает Максим.

Ему, кстати, 24 года, после окончания университета работает фрилансером и в свободное время подрабатывает курьером.

Истории от Максима

Максим «велокурьерит» не первый год, и у него накопилось немало историй.

– Была у меня одна очень «диетическая» доставка, – смеётся Максим. – Захожу в кафе, забираю заказ: две пиццы, бургер, картошка фри, три пирожных и… бутылка диетической колы. Я сначала не обратил внимания, но пока ехал, меня так это развеселило, еду и думаю: «Вот что значит правильный подход к питанию». Приезжаю, звоню клиенту. Мужчина открывает дверь, смотрит на меня серьёзно и спрашивает: «А точно диетическая?» Я киваю. Он берёт только бутылку колы, смотрит на меня, говорит: «Минутку» и уходит. Я стою, не понимаю. Возвращается, расплачивается, говорит: «Ну, раз диетическая, значит можно!» и только потом берёт весь остальной заказ. Вот так – главное правильно настроить себя перед едой, – смеётся Максим.

А бывают ситуации и куда менее забавные.

– Однажды привёз суши. Отдал, всё хорошо. Через полчаса звонок: «Где мои палочки?!» «Какие палочки?» – спрашиваю. Клиент говорит: «Без них есть не буду». Начинается перепалка: мол, это моя вина. Я объясняю, что просто курьер – что дали, то привёз. Но человек прям вцепился. В итоге пришлось звонить в ресторан, те извинились и предложили компенсировать. Но клиент настоял, чтобы именно я приехал и довёз ему палочки. В общем, съездил, довёз. Теперь проверяю – есть ли в заказе всё, вплоть до салфеток, – рассказывает Максим.

Что же выбрать?

Начнём с самого начала – с регистрации. В приложении, связанном с такси-сервисом, этот процесс простой и быстрый: отправил фото удостоверения, селфи, заполнил несколько полей – и уже ждёшь проверки.

В сервисе, который полностью работает на доставке еды, всё заметно строже. Без специального термокороба зарегистрироваться просто не получится. Более того, в небольших городах (как у нас) без ИП туда вообще сложно попасть. Короб ещё и купить нужно самому, сейчас это отдельный квест.

По маршрутам платформа для доставки еды оказалась для меня настоящим открытием. Заказы идут быстро и, главное, компактно – как раз то, что нужно в городе, где почти нет велодорожек, и приходится лавировать по улицам и дворам. В приложении такси-сервиса, как говорит Максим, всё сложнее: заказы часто приходят с приличным разрывом по расстоянию. Для велокурьера это серьёзный минус, особенно если ты не хочешь часами крутить педали по всему городу.

С заработком всё тоже неоднозначно. За час работы в сервисе доставки еды я сделала четыре заказа и получила 3 000 тенге. Максим, работающий более профессионально, за пять часов обычно зарабатывает около 15 000, и мог бы больше, если бы ставил такую цель. В приложении, где заказы поступают от такси-сервиса, по его словам, сложнее: из-за разреженных заказов приходится либо дольше работать, либо больше кататься по городу.

В одном случае – это частые дальние заказы и простои между ними. В другом – требовательная регистрация, вложения в снаряжение и те самые «приключения», о которых Максим рассказывал с изрядной долей юмора.

Что выбрать? Если вы только хотите попробовать, посмотреть, каково это быть курьером, проще начать с того приложения, где регистрация быстрая и не требует дополнительных затрат. Но если есть серьёзный настрой зарабатывать стабильно и больше, сервис доставки еды выглядит интереснее. Главное – быть готовым к вложениям и к тому, что эта работа потребует от вас хорошей физической формы и умения ориентироваться в городе.

Алёна СОЛОДОВНИКОВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button