Это интересноНовости

Как остаться в сердце

Если поискать в интернете информацию о создании электродомбры, можно найти данные о том, что впервые в мире её задумал и реализовал казахстанский музыкант Нуржан Тойшы. Продюсер мечтал о создании такого инструмента ещё в школьные годы – в 1980-х, но начать реализацию удалось только в 2009 году, когда появились необходимые электронные детали в Москве. На самом деле историческим автором первой электродомбры был наш прославленный земляк, народный артист Казахстана Азидолла Ескалиев.

Редакция газеты «Прикаспийская коммуна» располагает черно-белой фотографией, на которой изображен музыкант с электроинструментом в руках. «Время появления электродомбры. Усилитель под стулом. 1957-1958 гг.» – так гласит подпись на оборотной стороне снимка. Как рассказывает деятель культуры Алма Андарбаева, ее отец А. Ескалиев выступал часто и подолгу. Микрофон, который, к слову, не всегда был в Домах культуры и сельских клубах, не мог полностью передать чарующие звуки домбры, и исполнителю всегда было обидно, что до зрителей дальних рядов не доходила богатая палитра звучания души казахской. Поэтому было решено прикрепить к инструменту усилитель звука. Он располагался на корпусе домбры, а чтобы спрятать детали этой техники, решено было сшить для стула, на котором сидел исполнитель, бархатный чехол. Таким образом, скрывалась вся лишняя техника, а домбра звучала усиленно.

– После этого применения электродомбра использовалась и на больших сценах, на фестивалях и праздниках, когда предстояло играть под открытым небом. Погода ведь всегда непредсказуемая, – говорит А. Андарбаева. –  Ветер во время исполнения может принять другое направление, и микрофон не всегда выручал. А вот с помощью усилителя звук можно передать широкой публике.

К слову, путы годовалому Азидолле перерезала сама Дина Нурпеисова – подруга матери Сагиды, когда она приезжала в Нарынские пески навестить семью Ескалиевых.  

…Что касается Нуржана Тойшы, то работу над созданием электродомбры он начал с помощью брата Мурата Кубекова –  сотрудника Казахской государственной консерватории. Вместе они создали три электрические домбры, но только один инструмент оказался успешным. Этот опыт дал Нуржану силы реализовать своё видение, и вскоре он связался с московской мастерской, чтобы изготовить ещё три таких инструмента. Электродомбра повторяет внешний вид, тембральность классической акустической казахской домбры, основными материалами которой были дерево и нейлон.

Ещё один автор запатентованной электродомбрыалматинский мастер Адиль Сабит. Он сохранил природу традиционной домбры – на ней нейлоновые струны, но внутри инструмента установил датчики особой конструкции. Благодаря этому появилась возможность увеличивать мощность, частоту звука, вирировать его характеристики. 

Что такое патент, и как его зарегистрировать, в далеких 50-х годах прошлого года, конечно, не знали. Цель была донести ее звуки до каждого слушателя, чтобы мелодии остались в сердце. 

Марина КУАНЫШЕВА

Статьи по теме

Back to top button