Наш автопром: «железных коней» больше

В Казахстане к автомобилям относятся с некоторым трепетом, их почитают ничуть не меньше, чем коней в давние времена. Радует тот факт, что производство отечественных машин год от года набирает обороты.
В 2024 году на заводе «СарыаркаАвтоПром» в городе Костанай было введено три инвестиционных проекта по производству автомобилей «HONGQI», «SKODA» и «Chevrolet Onix». Сумма инвестиций составила 38,7 млрд тенге, общая мощность — 50 тысяч автомобилей в год. Открыт завод по производству автомобильных шин в городе Сарани Карагандинской области, плановая мощность – 3,5 млн штук к 2027 году. Делается очень много для создания рабочих мест, снижения импортозависимости, развития локального бизнеса.
Как подчеркивает атырауский предприниматель Андрей Кораблев, чей бизнес имеет отношение к обслуживанию автомобильного транспорта, для сборки только одного автомобиля требуется около 30.000 деталей, включая болты и гайки, которые необходимо произвести в соответствии с требованием завода-изготовителя. И чем больше предприятий будет задействовано на этом производстве, тем выше локализация, а, следовательно, и рабочие места.
— Правительство запускает заводы по сборке автомобилей различных марок в Казахстане. В Костанае в прошлом году освоили производство трёх марок автомобилей. Это очень хорошо, что зарубежные компании предоставили нам возможность освоить сам процесс автомобильной сборки. Теперь нам необходимо создавать компании, которые будут производить детали и запасные части для этого конвейера. Хорошим примером является открытие завода по производству автомобильных шин в городе Сарани. А ведь это стабильная загрузка мощностей завода, обеспечение сбыта готовой продукции, контракты на поставку сырья и главное – создание новых рабочих мест. Кроме того, для автомобильной промышленности требуются квалифицированные кадры. Это также один из важнейших элементов развития человеческого капитала, — обращает внимание эксперт.
Собственное автопроизводство — это создание продукции с высокой добавленной стоимостью. Сотни предприятий могут стать смежниками для этого, начиная от изготовления метизов и заканчивая производством лицензированных агрегатов. Вокруг предприятий с полным циклом всегда появляются кластеры смежников. Кроме того, это ещё и развитие собственной металлургии. Как отмечает бизнесмен Андрей Кораблев, не продажа металла в виде сырья, а изготовление кузовных деталей, металлических каркасов и конструкций, отливка чугунных и алюминиевых деталей. Сколько предприятий можно загрузить работой, ведь сырье будет наше собственное, а не привезённые готовые изделия из-за границы. Зачем кормить чужих рабочих, когда можно обеспечить работой своих людей. Надо покупать технологии, станки, современное оборудование с ЧПУ, чтобы успешно конкурировать с мировыми производителями.
— Производство запчастей — это очень дорогой бизнес, приносящий огромные доходы автопроизводителям. И если мы научимся это делать, то Казахстан от этого только выиграет. Наши главные преимущества — наличие сырьевой базы, удобная логистика (находимся в Центре Евразии – это также один из важнейших компонентов в стоимости автомашины) и возможность наращивания производства на экспорт, так как объём собственного рынка у нас не очень большой. Изучив и освоив весь цикл производства, можно и о создании своего собственного автомобильного бренда думать. Учиться не рано и никогда не поздно, — акцентирует предприниматель.
Как передает Turantimes.kz со ссылкой на сайт energyprom.kz, в 2024 году объём производства в автомобильной промышленности Казахстана составил 1,9 трлн тенге, что выше на 100 млрд тенге по сравнению с 2023 годом. Основные производственные мощности сосредоточены в Костанайской области, Алматы и Карагандинской области. Общее количество произведённых автомобилей снизилось на 2%, составив 144,7 тыс. единиц. Объём инвестиций в автомобильную промышленность в 2024 году составил 189,8 млрд тенге. Это в 21 раз больше, чем в 2019 году, и в 5,3 раза больше, чем в 2023 году.
К слову, и на сайте «Ведомости Казахстана» отмечается: по итогам прошлого года автомобильный рынок Казахстана побил предыдущий рекорд по продажам новых машин и сохранил, несмотря на все сложности, объем внутреннего производства на уровне рекордного с этой точки зрения 2023 года. А первую скрипку в достижении этих показателей вновь сыграл костанайский завод холдинга Allur (ТОО «СарыаркаАвтоПром»), который произвел около половины проданных в стране автомобилей и дал порядка 60% от общего объема продукции отечественного автопрома в ушедшем году. Сделан акцент на тот факт, что наш автопром — 8 крупных предприятий, занимающиеся производством легковых авто, грузовиков, автобусов и спецтехники, не сдал своих позиций. И это несмотря на массированное наступление на внутренний рынок китайской техники, доля которой в продажах в 2024-м составила, по разным оценкам, от 30% до 35%. Генеральный директор казахстанского Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка (АМААР) Артур Мискарян считает, что доля отечественного производства на внутреннем авторынке составляет порядка 70%, и противоречий в сложении данных цифр нет. Дело в том, что часть продаваемых на рынке Казахстана автомобилей китайских брендов производится именно на казахстанских заводах.
Посыл следующий — надо всегда ставить амбициозные задачи, добиваться цели. Только так можно поднять экономику и повысить уровень благосостояния народа.
В октябре прошлого года во время заседания правительства Премьер-министр Олжас Бектенов призвал интенсивно покупать отечественные автомобили, так как ускоренное развитие обрабатывающего сектора, и прежде всего машиностроения, должно быть локомотивом в обеспечении экономической самодостаточности нашей страны. Глава государства подчеркивает, что именно индустриализация должна стать основным драйвером диверсификации экономики, заявил на совещании Премьер. За последние пять лет машиностроение в Казахстане выросло в три раза. Бектенов еще обратил внимание, что во время своих рабочих поездок он посетил ряд машиностроительных предприятий и лично убедился в способности казахстанских заводов производить продукцию, соответствующую мировым стандартам — отечественные аккумуляторы, трансформаторы, кабели, локомотивы, автомобили, автобусы. Так что всем нам следует придерживаться экономического патриотизма — упорно покупать свою, отечественную продукцию, продвигать ее на внешние рынки.
Светлана НОВАК