Ассамблея Народа Казахстана

Забытые традиции

Қымызмұрындық, ерулік беру, аушадияр, это все – названия казахских традиций и обычаев, которые, к сожалению, уже почти не помнят. Вернуться к забытым национальным традициям казахского народа предложили Атырауское узбекское этнокультурное объединение «Ынтымак» и общественное объединение «4 власть», организовав мероприятие в рамках проекта «Қазақтану».

Открывая познавательный вечер о национальных обрядах, председатель ЭКО «Ынтымак» Жоганхир Каримов сказал, что сегодня они наравне с казахами осваивают традиции и обычаи казахского народа.

– Однако если вспомнить историю, получается, что у казахов есть очень красивые ритуалы, которые сегодня не применяются. Мы называем их забытыми. И чтобы самим вспомнить о них, а заодно и познакомить нашу молодежь, мы расскажем и покажем традиции, унаследованные от предков, – сообщил председатель узбекского объединения.

Затем члены этнокультурного центра, студентки вуза Камалы и Абад, подробно рассказали и показали присутствующим посредством видеослайдов о значении и применении старинных казахских обрядов.

Так, например, во время кочевого образа жизни у казахского народа был обычай ерулік беру, который является ярким примером гостеприимства и поддержки новых соседей.

– Когда в дом по соседству прибывают новоселы, то их в обязательном порядке к себе приглашали домой местные жители. Этим они показывали гостеприимство и то, что они рады их видеть. Это помогало соседям сблизиться, построить тёплые дружеские отношения, – начали рассказывать девушки.

Еще один забытый ритуал – әмеңгерлік, который не применяют в современном обществе.

 – Если женщина в семье становилась вдовой, то ее выдавали замуж за близкого родственника, брата умершего. Цель данной традиции – помочь и поддержать рано овдовевшую женщину, ее детей. Этот обычай описан в романе М. Ауэзова «Путь Абая», – продолжают ведущие.

Также организаторы познавательного мероприятия рассказали о древней свадебной песне «Аушадияр», которая исполнялась во время тоя и являлась украшением торжества. Казахская свадебная песня (жыр) пелась на определенный мотив и имела особое воспитательное значение. Как правило, «Аушадияр» посвящается молодой чете, которая переступает порог новой жизни и несет в себе добрые советы, примеры воспитания в национальных традициях.

Во время мероприятия гости смогли не только увидеть и послушать о национальных обычаях, но и кое-что попробовать на вкус. Гостям было предложено отведать главный национальный напиток кымыз. При этом ведущие раскрывали смысл и суть празднования «Қымызмұрындық».

– Это – старинная традиция гостеприимства. В старину собранный с первой дойки кумыс раздавался соседям и гостям. Технологию приготовления кумыса кочевники веками хранили в тайне. Как рассказывают казахские мастера, существует более двадцати пяти видов кумыса, и самый ценный из них – майский – уызкымыз, его готовят из молозива. Июньский, сарыкымыз, имеет приятный желтоватый оттенок, а июльский, кунаркымыз, ценится калорийностью. Сегодня технология приготовления этого напитка известна во многих странах. Но наша страна является исторической Родиной главного напитка народов Великой степи, – сказали представители узбекской диаспоры.

Сохранение традиций народа является частью национальной доктрины, которая базируется на четырех принципах: доверие, открытость, терпимость и традиции.

В завершение мероприятия директор Дома дружбы Жанар Ильясова отметила, что руководство страны поддерживает сохранение и возрождение национальных традиций, существуют организации, ведущие работу по распространению информации об истории и обычаях казахского народа.

– Мы выражаем огромную благодарность узбекскому этнокультурному объединению за красивый, познавательный рассказ о несправедливо забытых казахских традициях. Возможно, некоторые из них стоит возродить, чтобы о них не позабыли совсем, – сказала Ж. Ильясова.

Под одну колыбельную

В рамках проекта «Қазақтану» этнокультурные объединения «Новруз» и «Каспий» совместно с общественным объединением «4 власть» провели культурно-просветительское мероприятие, посвященное прикладному искусству казахского народа.

Представители азербайджанской и дагестанской диаспор устроили своеобразный музей, где были выставлены предметы быта, посуда, костюмы и музыкальные инструменты трех народов: казахских, дагестанских и азербайджанских.

– Цель данного проекта – объединение, сохранение культурного кода казахской нации, а также проведение параллели между народами, схожими по духу, религии, истории, которые и являются главным фактором сближения этих этносов, – говорит председатель дагестанского этнокультурного объединения «Каспий» Гадис Гаджиев.

В ходе мероприятия представители азербайджанского и дагестанского объединений, демонстрируя и рассказывая о национальной утвари, инструментах, предметах быта, отмечали, что и в их народности есть такие же.

Так, Хаджимурат и Шарафудин рассказали, что у дагестанцев тоже у каждой невесты должен быть сундук, в котором собирается приданое.

pod odnu kolybelnuyu 1

– А казахский древний сосуд – торсык, сделанный из кожи, в котором хранили кумыс, шубат и молоко, похож на наш кувшин, но делали его из глины, – рассказывают мужчины. – Или, например, бесiк. У дагестанцев тоже принято класть детей в деревянную люльку, и наши женщины тоже, как и казашки, ткут ковры с орнаментом – текемет (войлочный ковёр).

Севиндж Кадирова из азербайджанского центра в свою очередь продемонстрировала щипковый музыкальный инструмент «уд», похожий на казахскую домбру, национальные костюмы, украшенные узорами и состоящие из длинного платья и приталенного кафтана чепкен. Такой же, как и у казахских девушек, камзол.

Руководитель КГУ «Қоғамдық келісім» Жанар Ильясова, поблагодарив членов этнокультурных объединений и ОО «4 власть», отметила, что познавая культуру другого народа и сохраняя свои традиции, мы тем самым выражаем уважение к этносам, живущим в нашей стране.

– В основу дружбы и сплоченности многонационального народа Казахстана заложены принципы единения, дружбы, доверия, взаимоуважения и мирного сосуществования, – сказала директор Дома дружбы.

– Казахский древний сосуд – торсык, сделанный из кожи, в котором хранили кумыс, шубат и молоко, похож на наш кувшин, но делали его из глины, – рассказывают мужчины. – Или, например, бесiк. У дагестанцев тоже принято класть детей в деревянную люльку, и наши женщины тоже, как и казашки, ткут ковры с орнаментом – текемет (войлочный ковёр).

Анжелика КИМ

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button