СКОРО СИК И РНН БУДУТ НЕ НУЖНЫ. ПОЧЕМУ И ЧТО ИХ ЗАМЕНИТ?
С этим вопросом мы обратились к главному специалисту управления контроля качества налоговых услуг Налогового департамента по Атырауской области Ж.Хамитовой.
— Жаннур, с 13 августа 2010 года налогоплательщикам при уплате налогов не нужно будет предъявлять РНН, так? Почему, объясните, какой документ его заменит?
— Действительно, с 13 августа текущего года регистрационный номер налогоплательщика — РНН и социальный индивидуальный код – СИК, как документы, потеряют силу и будут не нужны. Их заменит ИН – идентификационный номер. Их будет два вида. Для физических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в виде личного предпринимательства, оформляется ИИН – индивидуальный идентификационный номер, занесённый в интегральную микросхему, размещённую на документах, удостоверяющих личность. ИИН, выраженный в последовательности цифровых символов, их 12, содержит все необходимые сведения о физическом лице: дату рождения (век, год, месяц), а также пол, порядковый номер в единой системе регистрации и контрольный разряд ИИН, и потому другие документы становятся не нужны. ИИН впечатывается в документы, удостоверяющие личность, уже с 2007 года; так что у тех, кто получал удостоверения личности в том году и позже, ИИН на них размещён (в удостоверениях личности ниже даты рождения), и менять удостоверение не надо. ИИН оформляется только на документах, удостоверяющих личность, но это не только удостоверение личности, но и паспорт гражданина РК, и свидетельство о рождении, например, сегодня ИИН вносят в свидетельства о рождении всех новорожденных. Но уже имеющиеся на руках свидетельства о рождении менять не надо, они будут признаваться действительными. Граждане Казахстана, у которых на лицевой стороне удостоверения личности, ниже даты рождения, не указан ИИН в виде комбинации из 12 цифр, должны обратиться в центры обслуживания населения – ЦОНы или районные управления юстиции по месту жительства для переоформления ранее выданных документов, удостоверяющих личность. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Казахстане, у которых на лицевой стороне вида на жительство в Республике Казахстан, ниже даты рождения, не указан ИИН, должны обратиться в территориальные органы внутренних дел по месту пребывания для переоформления выданных ранее документов на получение новых, уже с ИИН. Индивидуальные предприниматели для формирования идентификационного номера и переоформления ранее выданных документов, удостоверяющих личность, будут обращаться в регистрирующий орган по месту жительства. При оформлении удостоверений личности нового образца ИИН проставляется в нём автоматически, за оформление госпошлина не взимается, удостоверение выдаётся бесплатно.
— Вы сказали, что есть два вида идентификационного номера, охарактеризуйте, пожалуйста, второй ИН.
— Для юридических лиц (их филиалов и представительств) и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в виде совместного предпринимательства, оформляется бизнес-идентификационный номер – БИН. Оформить его вменяется всем юридическим лицам и физическим лицам, являющимися индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в виде совместного предпринимательства-ИП(С). БИН содержит 12 цифр, отражающих год и месяц государственной регистрации или перерегистрации юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательство, тип (и конкретные значения типа) юридического лица и ИП(С), порядковый номер регистрации и цифры, определяемой автоматически и являющейся контрольной цифрой. БИНы юридических лиц (их филиалов и представительств) формируются для сохранения сведений, относящихся к ним, и будут занесены в Национальный реестр идентификационных номеров, информационные системы государственных органов и иных государственных учреждений. БИНы будут впечатаны в свидетельства о регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя-ИП(С). БИН должны оформить все бизнес-структуры и индивидуальные предприниматели, но только занимающиеся совместным предпринимательством-ИП(С), для чего нужно обратиться в регистрационный орган (центр обслуживания населения — ЦОН) по месту жительства.
— Но без наличия ИИН и БИНа граждане Казахстана и юридические лица после 12 августа этого года не смогут обращаться не только в налоговые органы, но и в другие государственные учреждения?
— Да, это так. Они не смогут оформить документ о регистрации актов гражданского состояния, например, брачное свидетельство, открыть и вести свои счета в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских услуг, осуществлять платежи, перевод денег и т. д.
— На основании чего эта важнейшая работа ведётся?
— Вы правильно сказали “важнейшая”, так как введение ИИН и БИНов, оформление новых документов позволит каждому физическому и юридическому лицу обладать универсальным персональным кодом – идентификационным номером, и это вместо множества действующих в настоящее время документов: РНН, СИК, регистрационного номера юридического лица, кода органов статистики и т. д. Что в последующем облегчит и упростит взаимоотношения общества, граждан и государства. Вместе с оформлением физическими и юридическими лицами названных мною документов – ИИН и БИН – идёт работа по созданию единой системы регистрации сведений. Регистрационный учёт всех ИИН и БИН будет осуществляться министерством юстиции в Национальном реестре индивидуальных идентификационных номеров и Национальном реестре бизнес-идентификационных номеров. Вся работа ведётся согласно Закону РК от 12 января 2007 года “О Национальных реестрах идентификационных номеров”. По истечении шести месяцев со дня введения в действие этого закона все физические и юридические лица должны были обратиться в регистрирующие органы для формирования идентификационного номера и переоформления ранее выданных документов, удостоверяющих личность на новые, в порядке, установленном специальным постановлением Правительства Казахстана. Согласно этому закону, по истечении шести месяцев и ещё трёх лет, то есть до 12 августа 2010 года, все документы без идентификационного кода, за исключением свидетельства о рождении, будут признаваться недействительными. Так что людям, не сделавшим это, стоит поторопиться и оформить к указанному сроку новые документы.
— От имени читателей Вам спасибо за информацию.
Беседу вела Тамара МАКСИМИХИНА