АктуальноЗдоровьеНовостиОбществоТет-а-тет

Привлекательная МИС

На смартфон, в который раз с начала года, пришел видеоролик о том, что отечественная медицина переходит на цифровизацию. Уверена, что многие из вас тоже получали аналогичное послание. Цифровая медицина уже стартовала. Теперь успевай узнавать новости, услуги и предложения в области медицины, которые стали доступны путем нажатия одной лишь кнопки.

Но много ли людей пользуются такими новшествами? Вереница очередей в поликлиниках говорит об обратном. С этими вопросами мы обратились к руководителю областного управления здравоохранения Маншук               АЙМУРЗИЕВОЙ.

– Маншук Кудайбергеновна, мы долго искали, но не нашли человека, который бы сидя дома получил консультацию врача через смартфон, записался бы к врачу по Интернету, смог бы посмотреть на экране результаты анализов и рекомендации врача…

 – Вы правы. Цифровизация медицинской сферы только начинается. Надо работать с населением, учить их. На конец апреля в области зарегистрировано 617 415 человек, из них около десяти тысяч активно пользуются медуслугами через Интернет. 245 человек проконсультировались с врачом по Интернету – это продолжение курса лечения уже по назначению. 603 человека подтвердили диагнозы, не выходя из дома использовав смартфон. Это как раз тот случай, когда заболевание не опасно для жизни и нет необходимости идти в поликлинику. По нашим данным, у трети наших пациентов нет необходимости посещать поликлинику, информацию они могут получить дома.

 – Какую информацию, например?

– Могут ли они получить вакцину, например, или массаж. Наша цель – снизить вызов скорой медицинской помощи и посещение поликлиники, так как рекомендации или консультации люди получили бы через Интернет. То есть в народе идет понимание, когда и как должны работать медицинские услуги. Раскручиваются мобильные приложения «Дәрігерге», «Мен анамын», где молодые мамы берут консультации, используя мобильное приложение. В первом квартале 2018 года этой услугой воспользовались 705 человек. Не все гладко пока, но мы только в начале процесса. Нас радует, что сейчас у нас в медицине много молодых специалистов – врачи, медсестры, лаборанты, которые уже обу­чены работать по цифровой медицинской информационной системе (МИС). А все медучреждения, без исключения, у нас цифровой техникой обеспечены.

 – Молодых врачей приезжает немало, но дефицит кадров чувствуется.

– Да, есть дефицит врачей. При этом необязательно держать, например, гастроэнтерологов в поликлинике. У нас он работает в детской больнице и дополнительно по направлению берет детей на диагностику и лечение. В первом квартале 2018 года мы заключили договор с 114 выпускниками медвузов, ждем их с дипломами. Если они приедут, то дефицит кадров сократится до 65 вакансий. Нам очень нужны неонатологи, акушеры-гинекологи, педиатры, фтизиатры и другие специалисты по узким направлениям. Вопрос дефицита врачей в Атырауской области будет актуален, так как количество населения растет, есть врачи предпенсионного возраста.

Раньше хорошим стимулом для переезда врачей в наш регион было предоставление жилья. Благодаря этому многие молодые врачи улучшили свои жилищные условия. Сейчас они уже не попадают в список категорий граждан, которые могут получить жилье из государственного фонда, так как мед­учреждения, где они работают – наши больницы, поликлиники, диспансеры, уже не коммунальные предприятия, они находятся на полном хозяйственном ведении.

Этот вопрос неоднократно поднимал глава региона. Но у нас есть механизмы выдачи служебного и арендного жилья, нам нужно активно применять их и проводить разъяснительную работу среди специалистов. Мы работаем над этим.

– К нам в редакцию нередко обращаются люди с жалобой на обслуживание в поликлиниках. Недовольных отношением врачей к пациентам много. Другое дело – платные медучреждения. Там все для удобства и комфорта человека. Почему такой контраст? Как исправить ситуацию?

– И ко мне на прием приходят с жалобами – нагрубили, диагноз неправильно поставили, отношение плохое. Тут много зависит от этики и коммуникативного обращения медперсонала с людьми. Но у нас есть много хороших примеров, когда, наоборот, пациенты остаются довольны отношением. Есть такое понятие «человеческий фактор», и он в нашей жизни будет присутствовать всегда. Я думаю, что многое изменится, когда мы внедрим систему обязательного медицинского страхования, когда медперсонал, наконец, поймет, что их заработная плата будет зависеть от количества посещений людей. К плохому врачу пациент не пойдет.

– Маншук Кудайбергеновна, недавно на брифинге прозвучала информация о том, что в Курмангазинском районе будет построена новая больница. Между тем там длительное время бездействует практически новое медицинское заведение.

– Вы, наверное, имеете в виду новый противотуберкулезный диспансер, который действительно работал лишь 6-7 лет. Его сейчас переделывают под санаторий. Сейчас медицина благодаря нанотехнологии стремительно движется вперед. Если подтверждения диагноза для больного туберкулезом мы ждали три месяца, а на это время человека надо было изолировать, то сейчас на точную установку диагноза уходит несколько дней. Изменились принципы лечения туббольного. Если у него начинающая форма болезни, то он может работать, жить в семье, соблюдая нормы гигиены. Раньше больного сразу изолировали, он терял работу, а порой и семью, такой человек поворачивался спиной к жизни, был морально подавлен. Все это утяжеляло лечение. Сейчас отношение к ним изменилось, нет необходимости лечить в тубдиспансере всех. Освободилось здание, которое, как минимум, должно полгода дезинфицироваться. К тому же оно стоит далеко от райцентра.

А больница в селе Курмангазы очень нужна. Старая, построена в 70-х годах прошлого века, ветхая, корпуса стоят отдельно друг от друга, нет лифта. Поэтому для большого Курмангазинского района будем строить новую больницу. Остальные новые объекты медицины – это врачебные амбулатории фельдшерско-акушерские пункты.

 – Как нам стало известно, в Исатайском районе часть новой комфортабельной поликлиники сдается в аренду.

 – Это допустимо. Практически все медучреждения ведут полную хозяйственную деятельность и сдают часть помещения в аренду, например, частным врачебным кабинетам, аптеке и другим организациям. И это вполне по-рыночному, так как огромное заведение несет большие расходы на ком-услуги.

 – Зачем же тогда надо было строить большие здания, если была такая вероятность?

 – Многие наши объекты были построены по государственной программе «100 школ, 100 больниц». В последние годы сельчане стали активно переезжать в областной центр, то есть, идет естественная миграция населения. По нашим сведениям, за последние годы из села Аккистау Исатайского района уехало 800 человек. Поэтому такая ситуация.

 – Оставляет желать лучшего и качество построек мед­учреждений. Недавно треснула стена в Махамбетской районной поликлинике, построенной всего семь лет назад. Кто следит за строительством?

 – Заказчиком новых медицинских объектов является областное управление здравоохранения, а строительством и приемкой ведает управление строительства. У них свой технадзор и комиссия. Мы же не строители, мы врачи. Если комиссия дает заключение, что там можно работать, мы приступаем к приему больных. Да, представители нашего управления есть в составе комиссии, но непосредственно приемкой не занимаются.

 – Еще один актуальный вопрос – дороговизна лекарств. Аптек в нашей области много, но на цену это никак не влияет.

 – Наше управление этим вопросом не занимается. Есть перечень лекарств, который входит в единый реестр для лиц, состоящих на учете. У них определенная утвержденная фармкомитетом цена. Мы их можем контролировать, а то, что свободно продается – это не в нашей компетенции. Это уже малый и средний бизнес со своими правилами.

 – Маншук Кудайбергеновна, люди ждут позитивных перемен в атырауской медицине. Чтобы, никуда не выезжая, можно было качественно лечиться в своем регионе у квалифицированных, умных и добрых врачей.

– Я думаю, это зависит не только от медперсонала, но и от самого населения. Важнейшим шагом в этом плане станет восприятие людьми и переход к цифровизации медицинской системы, и внедрение системы медстрахования. Произойдет это буквально через пару-тройку лет. Но самое главное – человеку надо повысить культуру собственного здоровья, пересмотреть отношение к своему организму. Как отмечено в Послании, современное здравоохранение должно больше ориентироваться на профилактику заболеваний, а не на дорогостоящее стационарное лечение. Нужно усилить управление общественным здоровьем, пропагандируя здоровый образ жизни.

Наше здоровье – в наших руках.

Марина КУАНЫШЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button