Выбор редакцииНовости

Приглашение на тв

Помните, героиню «Москва слезам не верит» Катерину пригласил ее возлюбленный Рудольф на телевидение? Она даже опешила от его приглашения – мол, а как туда попасть? И счастливая принимала потом участие в съемках передачи.

Мне тоже повезло побывать на нашем телевидении и взять интервью у директора самого крутого атырауского телеканала. Забегая вперед, скажу, что общение получилось интересным, но сначала я попросилась… в святая святых, в студию передачи, которая сейчас идет в прямом эфире. Тогда директор Атырауского областного филиала АО «Республиканская телерадиокорпорация «Қазақстан» Канат АУЕСБАЙ сам провел экскурсию по «телецарству».

priglashenie na tv

9:00.

«…А мы продолжаем наш эфир и надеемся, что у вас, уважаемые телезрители, всё хорошо, и это утро вы проводите с нами!» – говорит на видеокамеру улыбчивая телеведущая Айгерим Айтмухамбет. Это она вместе с коллегами будит по утрам жителей Атырауской области. Приятная светлая студия (когда я пришла, записывалась именно эта программа), ведущая на фоне окна, за которым виднеются цветущие ветки деревьев. Да вы и сами всё знаете, ведь каждое буднее утро «Атырау таңы» в сетке вещания.

– Да, у нас есть портрет нашего телезрителя и знаю, что вот прямо сейчас нас смотрят атыраучанин средних, а то и преклонных лет, и домохозяйка. Первый включает телевизор по привычке и смотрит активно, он весь в наших программах. Вторая использует телек как фон: под наши ток-шоу, фильмы и новости домохозяйка приготовит обед, разберется в шкафу, поиграет с младшим ребенком. Мы прекрасно понимаем и знаем нашего телезрителя, поэтому стараемся всячески ему угодить, – начинает наш разговор Канат Ауесбай.

– Серьезно? Сегодня еще есть такие, кто телевизор смотрит прямо с самого утра? – спрашиваю и забываю, что у меня-то дома тоже ТВ включен с утра до вечера, правда, в основном вещает детские передачи.

– Смотрит, анализирует и еще пишет комментарии нам!

На областное ТВ, как атыраучане называют «Қазақстан-Атырау», я прихожу в канун Дня журналистики уже во второй раз. И каждый раз тут все новое и интересное.

В этот раз, к примеру, мне показали новшество – радиостудию, которая выходит в… телеэфир!

– Да, это наш проект – радиопрограмма «Эфирде 102 FM», в которой мы соединили радио и ТВ. Мы не первопроходцы здесь – я стал часто видеть такие программы в казахстанском медиапространстве. И мы тоже захотели, чтобы радиослушатели стали телезрителями и наоборот. Обновили радиостудию, сделали новый логотип. И стартанули! Не так давно эта телерадиопрограмма впервые в истории Атырау получила национальную премию «Үркер»!

10:59

…В приятной уютной студии «102 FM» бойкая радиоведущая Орынгул Калмырза(теперь в телерадиоэфире можно увидеть ди-джеев!) рассказывает слушателям новости вперемежку с включением отечественных хитов.  «Микрофон выключен» – сообщает табло, и к нашему общению присоединяется редактор телерадиостудии опытная и обаятельная  Слухия Каттаркызы: «У нас очень активный радиослушатель! Причем, советчик еще тот! Часто звонят из районов и просят включить шлягеры прежних лет, иногда спорят даже – такие песни, говорят, лучше, чем современные. Но мы объясняем, что у нас слушатели разного возраста, и надо учитывать вкус каждого».

11:20

Пора поговорить о проектах. И мы идем с директором канала в его кабинет. Сейчас, уважаемые телезрители, а также читатели, я спрошу – каких новинок ожидать в ближайшее будущее. Или ждать ли продолжения полюбившихся проектов. Например, программы «Батыс көрген».

– С момента моего прихода прошло более двух лет, – начинает разговор Канат Ауесбай. – Но могу ответственно и уверенно сказать, что многие программы вышли в истории атырауского телевидения впервые. Например, проект «Батыс көрген», название переводится дословно как «Видавшие Запад». Герои программы – иностранцы, работающие в нашем регионе, которые заводят семьи и много лет живут в Атырау. Многие изначально думали, что эта программа только о представителях нефтяной отрасли. Но у нас были и преподаватели, и работники других сфер. Веду программу сам, ведь мне приходится брать интервью на английском, с переводом на казахский. Порядка 10 программ уже отсняли. Проект набирает количество просмотров.

А вообще знаете, есть стереотип, что казахстанцы чаще стали выезжать за рубеж на работу или на ПМЖ. Но я бы хотел сказать, что сейчас глобализация, люди переезжают туда, где им комфортно – и это нормальный процесс. И наши уезжают заграницу за большими зарплатами. Как-то прочёл, что казахстанцы отправляются на работу за рубеж как чернорабочие. Я бы так не сказал. Мы видим, что зачастую в США, Европе казахстанцы представлены наhigh-level, словом, они вовсе не на простой работе.

Еще один проект на нашем ТВ – «Балық отаны». Я исследовал историю местного ТВ и выяснил, что такой программы тоже не было. Название говорит само за себя: родина рыбного производства – некогда рыбной индустрии – начиналась в Атырауской области и продолжается до сих пор. Снимаем программы на эту тему.

А вообще, пандемия внесла свои коррективы в нашу деятельность. Мы стали делать программы в онлайн-формате, впервые в Атырау запустили онлайн ток-шоу: коммуницировали соцсеть zoom с телеэфиром. То есть то, что происходит в zoom, можно в отличном качестве посмотреть по ТВ. В программе задействовано порядка 10 человек, спикер не приходит в студию, а дает интервью онлайн, где бы он ни находился. Мы купили специальную лицензию – программа длится более часа. Если тема очень интересная, проводим в прямом эфире.

– Интересно. Но не значит ли это, что реальные ток-шоу пропадут?

– А здесь мы обнаружили следующее: когда человек находится перед клавишами, дома, он дает волю своим мыслям, критике. Если мы в студии записываем, и там два спикера с противоположными мнениями, то зачастую они в силу своей ментальности боятся сильно высказываться – чтобы не навредить друг другу. А онлайн-формат позволяет критиковать, что сейчас зрителю и надо. На российском ТВ есть программа Соловьева, который часто приглашает спикера – известного политика Жириновского, всегда критикующего и ругающего все и вся, и зрителям всегда интересно его смотреть. Знаете, благодаря онлайн ток-шоу у нас тоже появляются свои «жириновские»! Обстановка располагает – человек дома, высказывается о чем хочет, в основном многие не осознают, что это идет в эфир. А мы, телевизионщики, этим пользуемся (смеется). В пределах разумного, конечно.

Когда кончится пандемия, все равно будем продолжать этот формат, нам интересно. Будут и прежние ток-шоу.

Что касается проектов, хотелось бы рассказать и о «Кюй терапиясы». Мы его запустили, чтобы все не думали, что Атырау – только нефтяная столица. Здесь родились великие композиторы-домбристы, такие как Курмангазы, Дина. Я же тоже приезжий, южный парень. И заметил, что мы не возводим на должный уровень кюй. А нужно сделать его брендом Атырау, надо его популяризировать. Почему «кюй терапиясы»? Потому что, послушав кюй, у человека душа радуется и, так сказать, вылечивается. Но мы решили записать кюи на природе. Ведь в  Атырау есть локации, которые у всех на устах – красивейший Аккөгершін (это всего в 40 км от Кульсары, но я был удивлен, когда узнал, что сами кульсаринцы об этом месте не в курсе!). Мы туда повезли этнофольклорный ансамбль «Сармат». Снимали в песках нарынских – в Исатайском и Курмангазинском районах, записывали дроном. И еще одна локация – Каспий, снимали со стороны Забурунья. В пять утра! На рассвете музыканты начали исполнять кюй. Очень гармоничная картинка получилась: кюй на лоне природы – Каспий, пески…

Словом, пытаемся придумать, подать, завлечь телезрителя, нынче очень искушенного.

Правда, на ТВ сегодня очень тяжело, почти невозможно что-то новое изобрести. Все, что выходит новое – это хорошо забытое старое.

Иногда высказывают такое пресловутое замечание – казахстанские телевизионщики крадут у российских, а российские, в свою очередь, у европейских коллег. Я защищал кандидатскую по теме «История информационных программ на казахстанском ТВ». И вот когда эту тему изучал, пришел к мнению, что на российском телевидении изобрели только  «Что? Где? Когда?» и КВН, которые до сих пор идут.

Сейчас во всем мире американская или голландская франшиза. В Голландии ведь целая телеиндустрия, людям платят за то, чтобы они придумывали какие-то фишки, там есть телехаб. Придумывают такую франшизу, которая была бы к любой стране применима и, конечно, чтобы рейтинг был высоким. Есть еще американская франшиза. А Англия вообще родоначальник ТВ.

– А казахи что придумали?

– Айтыс! Я всегда говорю, что телевизионная версия айтыса – некий словесный баттл под домбру. Такого нет нигде!

– И то правда, айтыс это наше всё! Недавно мне знакомый – работник магазина бытовой техники – сказал, что телевизоры стали все меньше покупать. Как думаете, не означает ли это, что люди стали меньше смотреть телевидение? А, может, многие на гаджетах теперь телепрограммы смотрят? И как часто вы сами смотрите телевизор?

– Я не согласен с тем, что телевизоры стали меньше покупать. Потому что сегодня большой телевизор – это показатель успешности и благосостояния человека. Когда человек строит дом, покупает квартиру – он покупает и ТВ. Объемность – это всегда зрелищность, и это не увидишь на телефоне, это всегда другие ощущения. И кто может себе позволить, покупает большие ТВ и домашние кинотеатры.

Не думаю и то, что телеки смотрят те, кому за сорок. На большие ТВ всегда будет спрос, они подключены к интернету и что захочешь, можешь посмотреть. Иногда вижу в соцсетях на киношных страничках о выходе нового фильма, комментарии читаю. И потом это для себя подмечаю и сыну предлагаю – давай, посмотрим. Телевизоры никогда не забудут.

Вы про меня спрашиваете и мои предпочтения как телезрителя – да у меня  должность такая, я обязан смотреть телевизор! (смеется). И не только свой телеканал, но и обязательно сравнивать с другими, что можно позаимствовать и применить по-своему.

Я говорил, что у нас три категории зрителей – дети, домохозяйки и те, кому 45+.

Дети в основном конечно с нами из-за мультфильмов и познавательных телепродуктов. Сейчас мне кто-то возразит – мол, нынче поколение Z, которое всё смотрит в смартфоне, но я скажу, что телефон не дает тех ощущений, которые мы можем познать на большом экране.

– Это вы так думаете, а посмотрите – дети все в телефонах…

– …но в основном то, что они нашли, они ведь потом переносят на большой экран!

Мы мультфильмы показываем! Атырауский филиал ТРК «Қазақстан» – это лишь один из филиалов, всего их 14 по всей стране, плюс в ТРК 4 телеканала национального вещания – «Қазақстан», «Казспорт», «Балапан» (мультики – оттуда!), «Абай ТВ». Все каналы можно посмотреть в любой точке Казахстана и за его пределами тоже. В телерадиокорпорацию входят и «Казахское радио», «Шалхар», «Классик ФМ», «Радио Астана ФМ».

В Атырауском филиале «Қазақстан» сегодня трудятся 86 человек. К слову, хочу поблагодарить Атырауский университет им. Х. Досмухамедова, в котором с 2016 года открылась кафедра журналистики. По всему Западному региону это единственная кафедра. И это одна из возможностей готовить наши кадры.

А у нас на ТВ большая конкуренция! К нам приезжают студенты с КазНУ им. АльФараби, с ЕНУ им. Гумилева. С одной стороны в телевизионщики хотят, потому что эфир – это мгновенная популярность. Другое дело, что нынче мало кто хочет работать как начинающий. Подавай многим авторские программы.

Сегодня творческий состав телерадиокомпании «Атырау» состоит в основном из молодых – 80 процентам работников – за двадцать пять.

– Кстати, об учебе. Расскажите, пожалуйста, говорят, вы в Англии учились на журналиста?

– В КазНУ им. Аль Фараби вы­учился на международного журналиста. После получения диплома окончил аспирантуру, в 2010-м защитился, я – кандидат филологических наук. Начинал корреспондентом в «Информ­бюро», на 31 канале. Затем работал на гостелевидении, потом, через год, перевелся на ТРК «Казахстан» и до 2011 года проработал директором информационно-аналитических программ. Потом была столица, и я – шеф-редактор и ведущий программы «Апта. кз».

Но у творческих людей иногда настает время смены зоны комфорта, как сейчас модно говорить. Как-то раз сидел в офисе и анализировал свою рабочую жизнь: иду на работу, делаю кодировку (это на какой минуте, на каком кадре монтажеру раскодировку сделать, чтобы он смонтировал. Сейчас такого нет, на компьютере всё видно), потом домой. Такая вот рутина наступила. И – как же мне нравится фраза «Оказаться в нужном месте с нужными людьми»! – однажды меня посылает главный редактор записать в Министерстве образования сюжет про болашакеров (на тот момент не было свободного журналиста). Меня это зацепило, мол, я, шеф-редактор, и должен записать какой-то сюжет? Но мне почему-то вдруг стало интересно – что это за «Болашак». Записав интервью, разговорился – могут ли журналисты поехать обучаться по этой программе. Мне сказали, что в следующем году будет квота, а пока, мол, подтягивай английский. В 2012 году подал документы и отправился в Англию. Но я ведь еще, сам не ведая того, супругу подстегнул со мной поехать. Она, узнав мое желание поступить по «Болашаку», заинтересовалась и тоже сдала документы. Прошла! (Она –  социолог). И так я в 30 лет с супругой и тогда нашим первенцем отправился на учебу в университет Восточной Англии города Норвич (Norwich). Учеба там – большой опыт, плюс столько новых знакомств, у меня появились друзья-коллеги из Малайзии, Индии, Новой Зеландии, Франции. Знаете, у нас тоже в Казахстане хорошее образование, но просто за рубежом другая культура. Окончив университет по специализации «Медиакоммуникации», вернулся на родину.

Я сегодня всем своим журналистам тоже говорю – дерзайте, учитесь, если есть возможность. Надо расти в профессиональном плане, и я хочу гордиться коллегами! Кстати, нет ни одного болашакера, который из Атырау поехал учиться на журналиста.

– Канат, а вы вообще отдыхаете?

– Стараюсь. Сейчас ведь наш телеканал доступен в разных соцсетях, зрители сами диктуют темы. Это здорово! Соцсети нам дали большой бонус. Пишут всем нашим телевизионщикам, и мне даже звонят! 24 часа в сутки. Правда, иногда никому нет дела, что у директора атырауского ТВ есть семья. Не могу похвастать, что много уделяю времени ей. Человек, выбирая телевидение, к примеру, должен отдавать себя в жертву. Семья не на втором, конечно, плане. Но иногда так бывает, встает выбор – работа или семья. Приходится находить компромисс.

Люблю с детьми отдыхать в казахстанских городах. Я не иронизирую – отечественный туризм развивается, появляется этнотуризм, разные туристические места. Просто казахстанцы часто стали выезжать за рубеж. Они видят, как там организовывается туризм, а, вернувшись, проецируют всё здесь. Вот я в Англии побывал в 2013 году в Стоунхедже. Впечатляет! Но, скажу вам, англичане – мастера создавать мифы: там сидел Шекспир, тут он пил чай. И вот это все поставлено на маркетинговый уровень, что у нас в Казахстане пока хромает. А есть много интересных мест, но нет сакрализации их мифов. Недавно слышал такой вопрос – мол, почему в Атырау есть интересные исторические места, а никак не добраться на авто? А кто-то высказался, шутя, мол, паломник должен, как в то время, ощутить все трудности (смеется).

Стараюсь посещать все отечественные красоты. А когда предоставляется возможность – путешествуем и по миру.

– Вернемся к основной нашей теме накануне Дня журналистики: телевидение, газеты – они будут?

– Я читаю газеты. Настоящие. Хотя мне всего 39. Но я человек той закалки, который любит начинать свой день с чтения «Егемен Қазақстан», «Прикас­пийской коммуны» и чашечки кофе. Мне нравится запах газеты!

То, что газеты вымрут, – пресловутое мнение. Настоящая печатная газета – это и архив. А потом сайт – не сработает сервер, или он виснет, или за сайт не заплатил работодатель. А газетный вариант никуда не денется. И через 20, 30, 40 лет газеты будут.

В детстве я определял по запаху в почтовом ящике – пришла почта или нет. И если есть запах, просовывал руку и брал газету. И читал. Это тоже вопрос привычки.

Есть и будут люди, которые будут читать настоящую газету. И смотреть настоящее телевидение. Я, например, в командировку отправляясь, беру кипу газет. «Прикаспийку» в том числе. Читаю. Наслаждаюсь.

…12.00. На телеканале «Атырау» время новостей. Прослушав ведущего, прощаюсь с телевизионщиками. И приглашаю их к нам в редакцию. Пусть теперь посмотрят, как мы газету делаем.

 С наступающим праздником, коллеги и телезрители с читателями!

Статьи по теме

Back to top button