«УМНАЯ» ОСТАНОВКА — АВТОБУС ПО ГРАФИКУ
Наболевший вопрос общественного транспорта остается открытым. Зимой данная проблема встает особенно остро. Так, улучшить ситуацию должны помочь электронные табло на остановках, сообщающие о времени прибытия нужного автобуса. По плану «умные» остановки начнут работать к концу января. Об этом сообщили представители городского ЖКХ в ходе брифинга, проходившего недавно в региональной Службе центральных коммуникаций.
В прошлом году разработчики системы диспетчеризации пассажирского транспорта обещали, что сервис обслуживания будет соответствовать уровню столицы. Напомним, что год назад аким города Атырау Нурлыбек Ожаев одобрил проект и дал задание по внедрению его на атырауском общественном транспорте.
Как сообщил руководитель городского отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Омирбек Камалов, на установку электронных табло на 20 остановках центральных улиц города из госбюджета было выделено 40 млн. тенге. Каждое табло в свою очередь взаимосвязано с внедренной в автобусы системой GPS, всего она охватит 250 маршрутов. То есть движение общественного транспорта будут отслеживать в реальном времени, значит «умные остановки» должны помочь в соблюдении интервала маршрутов.
— От системы ожидаем максимального эффекта. Сейчас она установлена и подключена к сети, однако работа по программированию еще не завершена. Необходимо наладить взаимосвязь GPS и электронных табло. Эту работу планируется завершить до конца января, — сообщил Омирбек Камалов.
В этом году власти предполагают решить вопрос бесперебойного движения автобусов. Сейчас 150 маршрутов, в будущем станет больше. За 2014-2015 годы основной подрядчик, он же ТОО «Айс Транс Холдинг», на собственные средства приобрел 70 единиц техники. С 1 января тарифы за проезд повысили до 80 тенге, и за счет этого планируется приобрести новые автобусы, «подлатать» уже имеющиеся, а также ввести электронное билетирование. Благодаря последнему пассажиры смогут оплачивать проезд с помощью электронной карты. Пока все это лишь планы, но звучат они многообещающе. Остается надеяться, что в этом году их удастся реализовать.
Корреспонденты «ПК» провели опрос среди горожан, чтобы узнать их мнения и предложения по вопросам непростой ситуации с пассажирскими перевозками. Пожалуй, сразу стоит отметить, многим горожанам проезд обходится не в 80 тенге, а в 100 тенге.
Говорят горожане:
— Я инвалид 3-й группы. Достаточно долго сижу на остановке, дожидаюсь автобуса, холодно. Маршрутки ходят плохо. Надо позвонить в ТОО «Айс Транс Холдинг» с жалобой, пора им уже что-то предпринять. Нужно больше автобусов, иначе мы так и будем стоять на холоде. У меня нет столько денег, чтобы каждый день оплачивать такси. Знают ведь, автобусы плохо ходят, и повышают цены, — говорит Леонид Анисимов.
— Проезд подорожал, а толку? Автобусов по-прежнему мало. Надо было необходимую из госбюджета сумму сначала выделить, техникой обзавестись, а уж потом тариф повышать и сумму возвращать. Так было бы правильно, — предлагает Ержан Сыдыков.
— Стою на остановке 20 минут, устала, домой хочу. Тут таксисты, как коршуны, налетели, знают, что у людей выбора нет. Сейчас ищу попутчиков, чтобы доехать до дома. В лучшем случае скинемся по 100 тенге, но в последнее время таксисты совсем обнаглели. Если раньше 500 тенге в среднем по городу брали, то теперь по 800-1000 «заряжают». Власти должны что-то предпринять, решить проблему с автобусами или, как альтернатива, повлиять на таксистов. Мое мнение, пока ситуация не разрешилась, было бы отлично по договоренности приспособить под такси общественный транспорт. Своего рода тот же автобус, только более комфортный, — высказалась Ксения Дурманова. — К примеру, организовали же автобус-такси №4 по маршруту «Рынок «Дина» — мкр. Нурсая». По времени протяженность маршрута занимает 30-35 минут. Оплата — 100 тенге.
— Нам с дочкой приходится ехать с пересадкой. «Двойка» совсем плохо ходит вечером. Жду автобус на одной остановке, потом на другой. На ожидание порой уходит более часа, дочка мерзнет. Автобусов мало, особенно вечером. Еще проблема — ее называют «килькой в банке». Когда заходишь, или, точнее сказать, втискиваешься в салон долгожданного автобуса, а там людей столько, что невозможно даже стоять. А как быть больным людям или беременным женщинам, инвалидам, пенсионерам, — возмущается Малика Диарова.
НА ЗАМЕТКУ
С 2013 года работает сайт мониторинга автобусных маршрутов www.infobus.kz. Разработчиком удобного сервиса является KazInterSoft. Благодаря системе GPS можно избежать ожиданий на остановке, отследить передвижение заветного автобуса и подойти как раз к моменту его прибытия.
На базе сервиса также действует приложение для системы Android и iOS — Infobus mobile, его можно бесплатно установить через Google Play Market и App Store. Так что любой желающий может прямо с телефона наблюдать за движением транспорта в режиме онлайн. Пользоваться сайтом и приложением очень просто: достаточно выбрать город, а затем нужный маршрут. Каждые 5 секунд происходит обновление позиций автобусов на маршрутах.
Максим СТАДНИЧЕНКО