Социум

Во благо санитарной чистоты

В настоящее время город и его пригороды обслуживают 22 единицы мусоровозов, 16 единиц тракторов «Беларус» МТЗ-82-1, 9 единиц самосвалов, два из них работают на мусорной свалке. В непогоду, в грязь и слякоть трактора с прицепом более эффективны для вывоза крупногабаритного мусора вместе со строительными отходами, выброшенной мебелью, бытовой техникой, особенно на сельских территориях, там, где бездорожье, и мусоровозы, и самосвалы элементарно буксуют и не могут проехать.

В редакцию позвонила жительница города и попросила разъяснить по поводу опубликованного договора на оказание услуг по вывозу ТБО, в котором утвержден новый размер оплаты с одного человека в 379 тенге 50 тиын в месяц, проживающего в благоустроенной квартире, и 409 тенге 26 тиын — с неблагоустроенного домовладения. С вопросами: «Почему выросла плата за вывоз мусора? Что представляет собой этот рост? И что входит в эту оплату?» мы обратились к руководству ТОО «Спецавтобаза».

Рейтинг роста

Директор ТОО «Спецавтобаза» Алмас Изтелеуов любезно согласился ответить на наши вопросы и разъяснить, отчего выросла плата за вывоз ТБО. Дело в том, что вопрос с повышением платы за вывоз мусора поднимается не первый год. К примеру, в сентябре прошлого года в областной филармонии им. Нурмухана Жантурина состоялись общественные слушания по тарифу на мусор, и они, мягко говоря, не были скучными. Наверняка горожане, отслеживающие тематику тарифа на услугу по вывозу твердых бытовых отходов, в курсе происходящего и, тем не менее, не будет лишним разъяснить и объяснить еще раз причину роста на сбор, вывоз и захоронение ТБО из уст руководства предприятия. «Добрый день! Да, вопрос касательно поднятия тарифа идет полтора года. Сначала это было озвучено в декабре 2021 г. Тогда по расчетам городского отдела ЖКХ и компании «Ирайсервис» – это специализированная компания, которая разрабатывает расчеты. Она победила в тендере по расчету тарифа на вывоз ТБО в г. Атырау. В итоге по расчетам компании «Ирайсервис» тариф по Атырау составил 680 тенге на одного человека в месяц, куда входит сбор, вывоз и захоронение отходов (утилизация). Но 680 тенге для жителей города – цена, скажем, высокая. И по уровню тарифов на ТБО из 16 городов республики, указанных в материалах по исследованию тарифов, мы находились, условно говоря, на 13 месте за период с декабря 2021 г. по 31 июля 2023 г. И с учетом роста тарифа мы переходим на 11 место», – сказал Алмас Изтелеуов.

 Дорожает всё и вся

 По поводу основного вопроса, а именно причины поднятия тарифа, директор предприятия рассказал небольшую предысторию и дал полный расклад по затратам.

 – Как известно, действовавшие ранее тарифы по ТБО были утверждены 28 февраля 2020 года решением маслихата города Атырау за №481, – продолжил Изтелеуов. – В соответствии с этим решением тариф на одного человека, живущего в благо­устроенном доме, составлял 197 тенге, а для жителя, живущего в частном доме, был равен 215 тенге. То есть в среднем тариф по ТБО равнялся 205 тенге, который действовал до 1 августа 2023 г, а с 1 августа текущего года он в среднем составляет 394 тенге. По динамике роста тарифа по ТБО он вырос с 120 тенге, который действовал с 2006 г., до 197 тенге в 2020 г. на                            1 человека в благоустроенном доме и со 120 тенге до 214,56 тенге в частном доме за такой большой период времени. Это, конечно же, совсем немного. Начиная с 2020 г. в период пандемии и после нее выросла инфляция, все это время несколько раз было повышение цен на ГСМ, запасные части, материалы, которые мы используем в работе, и, естественно, практически выросли все коммунальные услуги. Подорожали газ, вода и электроэнергия, на оплату которых в структуре от общих расходов предприятия уходит 8% денежных средств предприятия.

 Основная работа по сбору и вывозу ТБО связана с техникой, и, конечно же, с привлечением рабочей силы. К сожалению, в Казахстане не выпускаются мусоровозы. Эти машины — КамАЗы и МАЗы — как правило, приобретаются в России и Беларуси. На сегодня для городской спецавтобазы те же КамАЗы куплены 5-7 лет назад. И интенсивно эксплуатируются и уже нуждаются в ремонте и обновлении. Аналогичная же техника корейского и японского производства стоит дороже. Запасные части опять-таки приходится приобретать по заявке в той же России или Беларуси, что занимает определенное время, связанное с расстоянием и доставкой товара, влекущее тоже дополнительные расходы.

 – А насколько выросли в цене ГСМ, запчасти к машинам, материалам, о которых вы говорите?

– Если по топливу, то я могу сказать, что дизтопливо стоило в прежние годы 170 тенге, а на сегодня оно выросло до 295 тенге за литр. Получается, цена выросла почти вдвое. Но учитывая, что в прошлом году, когда правительство ограничило оптовиков в продаже объемов ГСМ, в том числе по дизтопливу, оптовики поднимали цену покупателям топлива до 340 тенге для физлиц и юрлиц, приобретающих его в объеме свыше 100 литров. И было время, когда приходилось покупать по цене 340 тенге за литр. Хотя это сейчас отменили, но мы брали и по этой цене. Если не ошибаюсь, зимнее дизтопливо стоило где-то 400-450 тенге тенге. Ведь в зимних условиях и холода летнее дизельное топливо не нальешь. Поэтому также вынуждены были его покупать по такой цене. Велики риски, что автомашины в холодное утро могут не завестись и не смогут обслужить вовремя население. Ежедневно 70 единиц мусоровозов и другой спецтехники спецавтобазы, работающей в городе, «пьют» до 3 тысяч литров топлива. Помножьте на 30 дней в месяц, и получим грубый расчет расходов только по ГСМ – более 30 млн тенге расходов. И это только одна статья затрат — только по ГСМ!

А вы постоянно покупаете зимнее топливо?

Нет,не постоянно.

– А почему?

Объясню, почему. Мы отслеживаем погоду и знаем примерный прогноз погоды на неделю раньше, есть ли холода или циклон, на какой период будет понижение температуры. И с учетом этого покупаем зимнее топливо, потому как нам невыгодно его постоянно закупать. Поэтому стараемся ужаться, сэкономить, варьировать свои затраты, чтобы не попасть на убытки. Если мы ошибемся, заправим машины всесезонным или летним топливом, то техника вся встанет. И мы потеряем больше времени, сил и средств на ее восстановление.

 Затем руководитель спецавтобазы посетовал на 100-процентный ценовой рост запасных частей к спецтехнике. Например, радиаторы к автомашине КамАЗ подорожали с 300 тыс. до 580 тыс. тенге за два прошедших года. И это не предел. Коробка отбора мощности (КОМ) выросла со 120 тыс. до 240 тыс. тенге. Этот аппарат, или рычаги управления, устанавливается на мусоровозах для работы гидравлических цилиндров по забору и прессовке мусора. Гидронасосы подорожали от 500 тыс. до 990 тыс. тенге. Эти запчасти тоже приобретаются в РФ. В Казахстане их не производят.

 Как уже три года предпочтение при закупе все больше отдается белорусским МАЗам, они выносливы, неприхотливы и просты в управлении, их приобрели в 2021 году – 4 ед., в 2022 г. – 4 ед. И в планах до конца текущего года закупить еще два мусоровоза на шасси МАЗ. В противоположность им дорогостоящие по обслуживанию КамАЗы, половину из которых с момента эксплуатации с 2015-2016 гг. приходилось уже несколько раз ремонтировать, переделывать, усиливать в них несущую раму. Последнее представляет собой шасси, куда «сажают» мусорный бункер емкостью 7 тонн. Это тоже влетает в солидную копеечку. А в случае простоя спецтехники приходится организовывать дополнительную смену для вывоза мусора, потому что не вывезенный вовремя мусор порождает массу санитарных проблем и недовольство горожан.

Самые надёжные –

это трактора

Помимо расходов на обслуживание спецтехники, часть затрат идет на установку и обустройство мусорных площадок. Спецавтобаза на свои средства ежегодно ставит от 70 до 90 контейнерных площадок. В прошлом году обустроили 65 площадок. В последнее время площадки начали приводить в цивилизованный вид – обтягивать сеткой-рабицей, устанавливать калитку и кровли над ними, чтобы мусор не разлетался по округе, и чтоб его не поедали бродячие собаки. Правда, сами же контейнеры и непосредственно площадки находятся на балансе городского отдела ЖКХ, и в принципе, должны устанавливаться и обслуживаться за счет средств местной исполнительной власти.

Рамазан работает лучше всех

Затраты выросли и на заработную плату. С начала года на 20% была поднята зарплата 85 водителей, 345 дорожных рабочих, 45 грузчиков, кроме ИТР (инженерно-технических работников) и АУП (административно-­управленческий персонал). Была введена система надбавок для водителей мусоровозов, перевозящих свыше 3-4 тонн мусора, им на руки дают от 300 тыс. тенге и выше. В лидерах по зарплате водитель Рамазан Сагингалиев, перевозящий больше всего мусора, и, соответственно, он получает больше всех. Зарплату дорожных рабочих подняли от 120 тыс. до 140-150 тыс. тенге, грузчиков на мусоровозах — до 180-200 тыс.тенге.

 Введены маршруты вывоза ТБО, так как на машинах установили GPS, а у водителей на руках появились планшеты, где расписаны их задания по вывозу мусора в городе. Видна картина, где, когда и какой мусоровоз очистил тот или иной мусорный контейнер от отходов, не тратит ли водитель ресурсы предприятия на сторону, не занимается ли он так называемой «шабашкой» на стороне. Отслеживается движение спецтехники по заданному маршруту. Так что, цифровизация смело шагает и в сфере вывоза ТБО. Каждая машина в день очищает до 200 контейнеров. А в городе же имеется свыше 4 тысяч ед. контейнеров. Накопившиеся отходы стараются в первую очередь вывозить из города, их порой приходится в некоторых микрорайонах забирать два раза в день. Это места плотной городской застройки – мкр. №№ 2,3,4 Авангарда, Нурсая, Алмагуль.

И подытоживающий вопрос. Алмас Юмашевич, с ростом тарифов вы полностью закрываете свои расходы? Или что-то остается еще?

Конечно же, с утверждением нового тарифа решением городского маслихата, который в среднем составляет 394 тенге, мы фактически полностью закрываем наши расходы. Планируем в первую очередь из 16% доходов, утвержденных в этом среднем тарифе, направить на приобретение спецтехники, а 45% доходов тарифа, безусловно, пойдет на своевременную выплату достойной зарплаты. Поддержка и мотивация человеческого капитала, без этого, как говорится, никак. Если остановиться на приоритетах, первое – это своевременный сбор и вывоз ТБО, второе – их сортировка и третье – захоронение. Так что основной упор идет на город, где мы хотим наладить качественное обслуживание населения. Конечно, мы хотим в Атырау видеть новую спецтехнику, чтобы и водителям легче было работать, и результаты работы намного будут лучше. Остальные же средства пойдут на расходы по ГСМ, приобретение запчастей, материалов, оплату налогов, комуслуг. Думаю, что поднятие тарифа повлияет в лучшую сторону в плане чистоты и улучшения санитарной обстановки города, свое­временного вывоза ТБО, мусора. Так, при оплате за вывоз ТБО предусмотрены 100% льготы для участников Великой Отечественной войны, лиц, приравненных к участникам войны, 50% – многодетным матерям, лицам с инвалидностью I и II групп, матерям, воспитывающим особенных детей, пенсионерам по возрасту. Льготы применяются при предъявлении потребителем подтверждающих документов, обратившись в абонентный отдел по проспекту Стапаева, 25.

Тимур КАЗИЕВ

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button