Так изменятся ли в меню казахстанских ресторанов и кафе ценники или нет? Предполагалось, что к октябрю уберут 10 процентов за обслуживание клиентов. Такое нововведение было предложено министерством торговли и интеграции. Но, кажется, еще не вечер.
О предстоящем изменении в кулуарах Сената сообщал СМИ министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев. По его словам, в министерстве готовятся изменения: если в стоимость услуги в ресторанах заложено обслуживание клиента, то никаких дополнительных чаевых и денежных вознаграждений не должно быть, только если это волеизъявление самого клиента.
Казахстанские, в том числе атырауские рестораторы, были не согласны с позицией министерства. Например, президент казахстанской ассоциации лидеров гастрономии по Атырауской области Тарон Агабабян пояснял, что данный вопрос уже несколько раз обсуждали с рестораторами и работниками. И, по его мнению, если на законодательном уровне введут новое правило и проценты за обслуживание уберут, то автоматически подорожает вся продукция кафе и ресторанов (см. «Ужин без процентов» в «ПК» от 19.09.2024 года).
На днях стало известно, что министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев встречался с представителями Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», общественными объединениями в сфере розничной торговли и общественного питания, а также бизнес-сообществом, чтобы обсудить, как отмечается на сайте ведомства, предложения по совершенствованию услуг общепита. Участники поговорили о законности практики взимания 10-процентной платы за обслуживание посетителей в ресторанах и кафе, а также вопросы депозитной системы. Министр напомнил, что, согласно Гражданскому кодексу Казахстана, предоставление меню в сфере общепита является публичной офертой, и соответственно информация о необходимости платы за обслуживание должна быть указана в меню. Если такой информации нет, то взимание платы будет считаться незаконным.
Покажите это в меню!
Таким образом, чтобы предотвратить неправомерное взимание платы за обслуживание посетителей, были внесены изменения в Правила внутренней торговли. Теперь рестораны могут брать плату за обслуживание, только если это указано в меню.
Также были озвучены правила, запрещающие «депозитную систему», то есть плату за вход в заведение. Вход для посетителей остается бесплатным, однако плату можно брать за дополнительные услуги, например, за VIP- или караоке-кабинку.
В ходе встречи Арман Шаккалиев вынес на обсуждение предпринимателей вопрос о целесообразности уточнения правил об оплате за обслуживание, особенно если эта стоимость уже включена в цену блюда. Председатель союза независимых рестораторов Радован Симонович подчеркнул, что рынок успешно регулирует необходимые процессы, но отметил важность поддержки Министерства торговли в формировании четких правил игры. «Мы понимаем, что регулирование со стороны государства необходимо для создания равных условий для всех участников рынка. Минторговли играет важную роль в обеспечении прозрачности и защищенности как бизнеса, так и потребителей. Но наш рынок существует уже более 30 лет и демонстрирует стабильный рост, о чем свидетельствует ежегодное увеличение количества ресторанов и кафе. При этом предприниматели всегда указывают информацию о дополнительном 10-процентном сборе за обслуживание клиента», – отметил Радован Симонович.
По словам председателя саморегулируемой организации общественного питания Вероники Нурпеисовой, по правилам публичной оферты теперь рестораны и кафе оповещают посетителей при входе в заведение о необходимости уплаты сбора за обслуживание. «Мы указываем это в меню, и официант предупреждает гостя. Что касается депозитов, то мы имеем право брать их в VIP- и караоке-кабинках. Правила на рынке должны быть одинаковыми для всех: либо мы берем 10 процентов, либо не берем. Необходимо прописать единые правила для всех игроков. Если заведение не включает 10% за обслуживание и не указывает, что это публичная оферта, оно действует некорректно», – считает Вероника Нурпеисова. При этом пояснив, что «если предприниматели сами убирают 10% за обслуживание и устанавливают стоимость, к примеру, стейка 5 500 тенге без обслуживания, а в соседнем заведении – 5 000 тенге с обслуживанием, то фактически цена остается одна и та же. Важно понимать в данном случае, что требовать чаевые официант не может».
В итоге министр торговли отметил важность совместной работы с представителями бизнеса и общественных организаций над улучшением правил в сфере общественного питания. Он подчеркнул значимость открытого диалога и выразил готовность Министерства рассмотреть все предложения, которые будут выработаны совместно с НПП «Атамекен». Министр также поблагодарил участников за конструктивное обсуждение и активное участие в процессе. И еще раз напомнил: инициатором обсуждения правомерности взимания платы за обслуживание в объектах общепита стала Национальная палата потребителей. Вопрос был рассмотрен общественным советом по вопросам торговли и интеграции с участием представителей потребительских объединений и бизнеса. Так что вполне вероятно, что всё разрешится без потрясений для рестораторов.