СоциумОбщество

Есть ли будущее?

Обучение на дому учеников с особыми потребностями, получение образования после окончания 9-го класса, льготы на очередь в детский сад и их отсутствие для особенных малышей в Атырауской области. Все эти вопросы поднимались родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями, во время встречи с депутатом областного маслихата Нурлыбеком Даралиевым и руководителями образования региона.

Встреча, проходившая в Центре Абая, была актуальной и прошла довольно эмоционально. Главным вопросом, который интересовал родителей, воспитывающих детей с инвалидностью, было образование.

Мамы, пришедшие на встречу с представителями госучреждения, интересовались, почему для учеников, которые получают обучение на дому, в программе нет таких предметов, как информатика и английский язык.

est li budushhee2

– Сейчас эти предметы необходимы для дальнейшей адаптации и социализации детей в обществе, а также для получения специальности. В современном обществе все компьютеризировано: документы, деньги, получение различных услуг, а наших детей этому не учат, – высказалась родительница по имени Айслу, у которой ребенок с диагнозом аутизм обучается на дому в СШ №39.

Еще одна мама, у которой дочь страдает ДЦП и ЗПР, сообщила, что после окончания 9-го класса ее дочь вынуждена сидеть дома.

– Дело в том, что мы получили аттестат об окончании 9-го класса без оценок. Учиться в 10-11-м классе она не может, поступить в колледж тоже не имеет возможности, так как у нас, в Атырау, всего один колледж сервиса, который имеет базу для детей с особыми потребностями. И то там учат только на швею и парикмахерскому делу, – сказала мама.

К тому же, по словам женщины, школа не предупреждает родителей, что у их детей аттестат будет без оценок.

– После реабилитации дочери сняли диагноз «задержка психического развития», и мы хотим перейти в 10-й класс. Но этот вопрос, несмотря на то, что учебный год начался два месяца назад, ни школа, ни управление образования до сих пор не могут решить, – продолжает возмущаться мама особенного ребенка.

Заместитель руководителя областного управления образования Света Аманшиева заверила родительницу, что по ее проблеме они примут решение через ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).

– И если подтвердится, что у девочки нет ментального нарушения, она сможет продолжить обучение в инклюзивном классе, – сообщила С. Аманшиева.    

Гульжан Хусаинова, руководитель общественного фонда «Ерекше ана – ерекшем 16+», советник акима Атырауской области по вопросам детей с инвалидностью, мама особенного ребенка и инициатор данной встречи, в поддержку женщин озвучила:

– Проблема с получением среднего специального образования у нас действительно существует. Например, после 9-го класса наших ребят направляют в колледж сервиса, но не все после окончания школы хотят получить специальность швеи или парикмахера. Некоторые дети, имеющие диагноз ДЦП, просто не могут вдеть нитку в иголку или держать ножницы. Может быть, они хотят стать юристами, работать нотариусами или программистами. В нашем регионе для таких детей нет выбора. Вот в этом году мы благодарим руководство политехнического колледжа имени С. Мукашева и агроколледж, которые специально открыли для студентов с особыми потребностями отделение по подготовке программистов. Думаю, что такие отделения должны быть во всех колледжах, где дети, имеющие инвалидность, могли бы выбрать себе специализацию, – высказалась Г. Хусаинова. Также, по ее словам, такие студенты не смогут пройти практику на производстве: брать ответственность за них никто не хочет.

Руководитель политколледжа Багит Шеркешбаева в свою очередь сообщила, что в этом учебном году они приняли 10 студентов с особыми потребностями.

– Для нас это первый опыт, но мы приняли ребят с сохраненным интеллектом, – сказала Б. Шеркешбаева.

Также при центре занятости для людей с ограниченными возможностями существуют краткосрочные курсы для получения специальности. А молодые люди с ментальным нарушением – ЗПР, аутизм, умственная отсталость – никак не охвачены дальнейшим обучением.

– Эти дети после обучения на дому получают аттестат без оценок, у них только одна дорога – в единственный интернат, расположенный в пос. Сарайшык Махамбетского района, который не способен принять всех особенных детей. И то там обучают подростков только на профессию штукатура-маляра. Эту проблему необходимо решать, – сказала руководитель общественного фонда «Ерекше ана – ерекшем 16+».

Присутствующие представители областного управления образования пояснили, что для детей с ментальными нарушениями, которые обучаются на дому, разработана специальная облегченная программа, куда входят самые основные предметы.

Кроме того, родители пожаловались, что учителя отдельных школ, обучающие детей с инвалидностью на дому, проводят занятия некачественно или вовсе пропускают уроки. Есть в нашем регионе проблемы и с коррекционными детскими садами.

– У нас, в Атырау, только один коррекционный детский сад «Алтын балык», который не может принять всех детей с инвалидностью. Необходимо открыть еще несколько для особенных детей, и для них должна быть льготная очередь на место, – продолжают жаловаться мамы.

Выслушав все озвученные проблемы, депутат областного маслихата Нурлыбек Даралиев сообщил, что все вопросы будут оформлены и отправлены в Министерство просвещения Казахстана.

Хочется верить, что подобные встречи дадут результат и укрепят взаимопонимание между родителями особенных детей и чиновниками.

Статьи по теме

Back to top button