Сначала было слово

snachala bylo slovo Рухани Жаңғыру

Вы приехали с презентацией своей книги, о чем она?– Я сам из Семея, но вторую презентацию мы проводим в Атырау, потому что на этой земле родились легендарные музыканты, акыны, батыры, здесь люди знают и понимают значе-ние Слова. Сколько я участвовал в айтысах, мы всегда выступали в переполненных залах. Первая презентация книги прошла 7 марта в Алматы, после чего про-звучали предложения от партии «Nur Otan». Нас принял первый заместитель руководителя пар-тии Бауыржан Байбек и отметил, что наш проект очень актуален и востребован. Как оказалось, они искали спикеров для проведе-ния обучающих курсов для госу-дарственных служащих, хотели пригласить артистов из театра и даже намеревались заказать иностранного тренера. И про-блема решилась неожиданным образом – с выходом книги «Сөз менеджменті». Тогда же Бауыр-жан Байбек попросил провести презентацию в регионах страны.Книга нацелена на то, чтобы помочь человеку владеть словом. Насколько это искусство сегодня актуально, говорит тот факт, что на главной странице портала GOOGLE на тему «Искусство говорить» в поисковике предла-гается 90 миллионов источников информации! Вообще для каза-хов искусство владения словом, умение донести мысль легко и убедительно не является чем-то новым, эта способность зало-жена на генетическом уровне. Практически у каждого из нас среди предков были шешены – мастера слова. Но с изменением мира, психологии людей, техно-логий, которые сегодня развива-ются с каждой минутой, измени-лось и восприятие слова. Раньше казахи могли одним словом оста-новить вражду, они сразу улав-ливали смысл «между строк», однако сегодня эта способность почти утеряна. Сегодня, к сожа-лению, ни политику, ни юристу, ни бизнесмену невозможно ни-чего объяснить словами Майкы би, Казыбек би или Толе би…– Как возникла идея написа-ния книги?– Как вы знаете, на своих словесных состязаниях мы ос-вещаем разные проблемы обще-ства, к примеру, с начала прове-дения айтысов с повестки дня не сходила тема вторичности го-сударственного языка. Вызвал большой резонанс последний случай, когда депутаты не смогли внятно принести слова присяги. Все СМИ и народ критиковали их. И мы тоже. Но мы понимали, что нужно предлагать выход. Мы понимали, что эти люди наделены знаниями, но они не могли выра-зить свою мысль. Эти министры или депутаты прекрасно разби-раются в своих вопросах, как го-ворится у казахов, «әттең, көкіре-гім сайрап тұр!», но у них завя-заны языки. Подобные примеры можно часто видеть на передачах по ТВ. Но что мы получим, крити-куя свой народ?Поэтому мы решили предло-жить свое решение вопроса – книгу. Я 20 лет участвую в айты-сах, в книге делюсь своим опы-том, как правильно говорить, наладить связь с аудиторией. При подготовке материала мы советовались с театральным мэтром, аксакалом Асанали Аши-мовым и другими известными ма-стерами слова, такими как Ринат Зайытов, Мухамеджан Тазабе-ков, Бауыржан Оспан.– У каждого народа искусство владения словом имеет свои осо-бенности, я права?– Да, это так. За год до этого мы презентовали в Алматы школу «Сөз қадірі –өз қадірің», где психологи и стилисты в те-чение шести месяцев создавали новый образ человека с уме-нием свободно выражать свои мысли. В школу записались и по-лучили знания около двух тысяч жителей, среди них были пред-ставители многих профессий – госслужащие, учителя, врачи, журналисты, предприниматели. Тогда же мы узнали, что наши бизнесмены, вкладывая большие деньги и время, ездили учиться за рубеж к мировым коучам США и России, но, вернувшись домой, не могли применить получен-ные знания. Почему, спрашивали они. Все дело в том, что каждый народ имеет свой менталитет, свои ценности, слова, сказанные в одном месте, бессмысленно и даже вредно говорить в другом и т.д. Поэтому в этой книге мы учли все эти моменты.Менеджмент означает управле-ние, поэтому книга переводится как управление словом. В моей практике много примеров, когда я сталкивался с трудностми из-за того, что мы отошли от своих кор-ней. К примеру, я работал на на-циональном телеканале «Казах-стан», вел передачу «100 вопро-сов». Мы приглашали известных личностей из политики, спорта, культуры и т.д., и школьники за-давали им вопросы. Однажды ге-роем передачи стал главный ре-дактор республиканской газеты «Егеменді Қазақстан» Сауытбек Абдрахманов. Мы позвали луч-ших учеников 8, 9, 10 классов из лучших школ столицы. Одна отличница должна была задать несложный вопрос по поводу оценки мэтром школьной газеты. Вопросы задавались в записи за-ранее, но перед прожекторами девочка от волнения не смогла нормально произнести вопрос в течение девяти дублей. Мы об-ратились к ее одноклассникам – парням, но они также боялись го-ворить на камеру. Тогда и возник вопрос, почему молодые люди бо-ятся камеры, и где граница между стыдом и нерешительностью? Нас эта ситуация очень взвол-новала. В школе также родители подтверждали, что дети дома без запинки читают стихи, но в гостях сильно теряются, не могут расска-зать то, что знают.Поэтому в этой книге мы пред-лагаем пути подготовки человека к тому, чтобы говорить внятно, владеть языком, работать с ауди-торией, выявить лидерские спо-собности.– Конечно, примеров, когда люди не могут выразить свои мысли, очень много, сами тоже порой страдаем от этой ситуа-ции…– На примерах легче понять, поэтому в книге их много, и они из жизни. Так, на одном заседа-нии Елбасы Нурсултан Назар-баев задает конкретный вопрос министру: «Почему в нашей стране много нефти, но цена на бензин постоянно растет, объ-ясни?» Министр нефти и газа начинает свое объяснение со стоимости барреля нефти в ми-ровых фондах. Елбасы останав-ливает его: «Остановись, я по-нимаю твои слова как политик, но ты объясни это простыми сло-вами трактористу, у которого сей-час нет солярки для заправки!» В конце концов, из всей нацком-пании «Казмунайгаз» никто не смог выйти и ответить простым понятным языком на заданный вопрос. Поэтому мы говорим, что владеть словом это не означает мастерски вставлять в свою речь пословицы и крылатые слова. Ос-новным преимуществом масте-ров слова является способность одним словом высказать суть, говорить понятным для всей ау-дитории языком. В нашей школе учились люди разных профессий. Помню одного врача, который рассказал свою историю – по-чему пришел учиться правильной коммуникации. К ним в клинику приходил пожилой мужчина на амбулаторное лечение. Ему ста-вили систему, но он каждый раз приходил в разное время, даже пропускал, что мешало выздоров-лению. Однажды врач высказал ему строго, что он нарушает про-цесс лечения, почему бы его детям не привозить его каждый день в одно и то же время. И неожиданно старик разрыдался, слезы текли по его бороде, он не мог остано-виться. Мы все испугались, при-бежал главврач, все спрашивали, что случилось, может ему не хва-тает лекарств или с ним не вни-мательны?! Вскоре он смог отве-тить, что приходит получать ле-чение из-за проблем с сердцем, которые возникли из-за недавней большой потери – его семья по-гибла в автомобильной аварии, и его действительно теперь некому привозить в клинику. Врач была в большом потрясении и поняла, что даже если она и найдет для него самое лучшее лекарство в мире, ему уже не помочь. А она по неосторожности ранила его в самое сердце. В тот момент док-тор вспомнила слова Авиценны, написанные на стене в аудитории медицинской академии: «Лечить надо, прежде всего, душу чело-века, потом тело». Как она при-зналась, только спустя 30 лет она поняла глубину этого изречения. «Почему я не поговорила с ним перед лечением, не узнала, чем он живет», казнила она себя.Поэтому для представителей всех профессий является акту-альным вопрос правильной ком-муникации, донесения своей мысли до собеседника. Сегодня стало обыденностью, когда люди просят написать пожелания на свадьбу или другие семейные торжества. Бывает, человек во время праздника роется в google, чтобы найти поздравительную речь. Некоторые не знают раз-ницы между тостом и бата, потом становятся посмешищем в интер-нете. Поэтому искусство владе-ния словом сегодня набирает ак-туальность, люди стремятся по-стигнуть эти знания.– Это – правда, в век развитых технологий невозможно ничего скрыть, все становится явным!– Поэтому сегодня важно всем госслужащим, представителям бизнеса, которые работают с людьми, научиться владеть сло-вом. Если в 90-е годы прошлого века популярной профессией был юрист, то сейчас стали вос-требованы копирайтеры. Круп-ные политики, бизнесмены нани-мают специально людей, чтобы они для них писали хорошие, убедительные тексты. Но дея-тельность политика не проходит только в виртуальной жизни. Он должен давать интервью пред-ставителям прессы, также он бывает на семейных тоях род-ственников. И тогда обществен-ности становится понятной раз-ница между виртуальным обра-зом и реальной данностью че-ловека. Поэтому не зря в нашем народе говорят «Сөз қадірі – өз қадірің», человек, владеющий словом, знает себе цену.– Владеть словом – это вла-деть миром, можно так сказать?– Известный абаевед Абай Калшабек как-то рассказал ин-тересную историю. На одном ме-роприятии в Шымкенте вышел спор между ним, математиком и физиком, какая наука важнее. Математик сказал, что если не будет математики, то экономика встанет, физик заявил, что без законов физики ничего бы не было открыто. «Я же сказал, что главное в жизни – владеть сло-вом родного языка, ораторское искусство». Спор продолжился в гостинице, физик и математик приводили в пример ученых Эйн-штейна, Пифагора и т.д. А я при-вел слова из книги Ахмета Байтур-сынова «Искусство слова», затем привел слова нашего пророка, ко-торый столетия назад сказал, что в слове заключено волшебство. Да-лее привел пример, что в Коране нет главы о строителях, предпри-нимателях или руководителях, но есть глава «Поэты», то есть глава о силе слова. При каждом пророке развивались разные направления искусства. К примеру, при про-роке Исе развивалось искусство лечения травами, при Мусе про-роке – искусство колдовства, а при последнем нашем пророке Мухаммеде развивалось искус-ство владения словом. После этих слов математик и физик признали главенство слова.Еще пример. Как-то столич-ный журналист спросил у колле-ги-депутата нового созыва Даны Нуржигит, правда ли, что на за-седаниях депутаты спят. Она от-ветила, что, придя в Мажилис, тоже стала временами засыпать, потому что каждый выступаю-щий в течение часа, не поднимая головы, читает доклад. Она же со-общила, что они думают над тем, как изменить ситуацию и поме-нять формат донесения инфор-мации, формировать риторику государственных мужей.СЛОВО СИЛЬНО ГОЛОСОММежду тем владение словом при сильном голосе и дикции является большой ценностью. Во время Второй мировой войныголос Левитана поднимал дух народа. Гитлер считал, что пер-вым нужно уничтожить не Ста-лина, а именно Левитана, сла-бой стране силу придавал его голос, считал он. Зная об этом, руководство СССР обеспечило диктора телохранителем, а все его выступления записывались в подвале.Вместе с айтыскером в Атырау приехал победитель конкурса «Голос Левитана», обладатель зва-ния «Золотой голос», известный диктор «Казахрадио» Мухамбе-тали Болатулы. Он также активно участвовал в подготовке книги.– Расскажите про конкурс и как вы выиграли?– В конкурсе «Голос Леви-тана» участвовали 109 дикторов из 10 стран. Там нужно было чи-тать текст на русском языке. Но мне захотелось добавить в вы-ступление родную речь. Все пы-тались копировать Левитана. Конкурс проходил в течение ме-сяца, в конце директор объявил, что Гран-при судьи единогласно решили присудить двуязычному диктору из Казахстана и назвали меня. Он объяснил выбор жюри – они поняли, что речь на родном языке звучит естественно и убе-дительно, а копирование голоса не дает желаемого результата.– То есть слово может усили-ваться голосом?– По этому поводу у нашего народа есть известная история, как голос знаменитого Казыбек бия стал спасением для народа. Именно после этого его про-звали «қаз дауысты Казыбек». В то время калмыки завоевали часть нашей земли, сделав моло-дых мужчин и женщин рабами, отобрали скот. На переговоры к калмыцкому хану Цэван Рабдану поехала большая делегация с ха-нами и биями, с ними отправился и 14-летний Казыбек. Перего-воры шли сложно, пришли в ту-пик, договориться о дружбе не получилось, и люди поникли. И тогда вперед вышел Казыбек со своей знаменитой речью:«Біз қазақ деген мал баққан елміз, ешкімге соқтықпай жай жатқан елміз. Елімізден құт-бе-реке қашпасын деп, жеріміздің шетін жау баспасын деп найза-сына жылқының қылын таққан елміз. Дұшпан басынбаған елміз, басымыздан сөз асырмаған елміз… Бітім берсең – жөніңді айт, бер-месең – тұрысатын жеріңді айт!”.Цэван Рабдану выразил восхи-щение: кто этот парень с таким звонким голосом! До этого ха-ны-бии тоже говорили о заклю-чении мира, но сила голоса Казы-бека впечатлила всех. Этот голос смог донести все чувства, которые испытывал его народ. Так Казы-бек стал причиной положитель-ного соглашения с калмыцким ханом. А почему его голос срав-нивают с голосом гуся? В Гима-лайских горах есть знаменитый пик Джомолунгма, и эту высоту преодолевают только гуси, ника-кая другая птица не способна туда подняться. На этой высоте птица издает свой звонкий клик, кото-рый достигает ушей человека!То есть в искусстве владения словом сила голоса имеет боль-шое значение. При этом если звук не произносится верно, то все бессмысленно. К сожалению, сегодня есть люди, которые не могут произнести буквы родной речи – как ң или қ…– Действительно, есть люди с зычными голосами, а у некото-рых наоборот…– А вы знаете, как появляется голос? Вы глотаете воздух, ко-торый кислородом поступает в кровь и питает мозг, вторым воз-дух расходуется на произнесение слов. Воздух проходит через ди-афрагму, спускается, потом воз-вращается в глотку, и только тогда появляется звук. Этот звук, как и ваш отпечаток пальца, никогда не повторяется. Пародисты могут копировать голос, но они только передают краски, повторить го-лос в точности невозможно. Поя-вившийся на свет ребенок издает 450 звуков при плаче. С момента рождения и до ухода из жизни голос человека является иден-тификационным документом. В свое время в Италии и Китае эти сведения заносились в удостове-ряющий документ, например го-лос мальчика – баритон, тенор, девочки – альт-сопрано и т.д. Потому что человек может изме-нить лицо, цвет глаз, но голос – не может. Все знают, что через специальный аппарат – детектор лжи – по вибрации голоса можно распознать ложь говорящего, в этот момент появляется особая вибрация. Все зависит от вибра-ции голоса, она является важным документом. Голос доносит харак-теристику текста.При издании звука у человека в голове работают 80 мышц, вот почему многоговорящий человек устает больше. К примеру, в бе-драх работают четыре мышцы, во всей руке – восемь. Импульс с мозга для поднятия руки посту-пает за 0,0013 милисекунду, то есть передать импульс каждой мышце легко. А для произнесе-ния одной буквы с мозга должен поступить импульс к каждой мышце. Импульс – это элек-трический ток, то есть энергия. Только тогда появляется звук. Нас преподаватели учили, что 70 процентов голоса зависит от звука, 30 процентов – от дикции. С дикцией надо много работать. И изменить ее можно.

Поделиться с друзьями

Обозреватель

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна