Историю возникновения Атырау надо пересмотреть…
Интересные сведения предоставил нашей газете руководитель Центра исследования историко-культурного наследия Атырау- ской области, историк, магистр гуманитарных наук Мухамбет- кали Кипиев. Наша беседа состоялась накануне Международ- ного дня охраны памятников и исторических мест и началась непосредственно с самой даты и ее истории. Мы попросили Мухамбеткали Куанышкалиевича рассказать об этом.
иков и исторических мест был учрежден ЮНЕСКО в 1982 году. Этот день отмечается как праздник с 18 апреля 1984 года, а сама дата появилась по инициативе специалистов, архитекторов, ученых, реставраторов, занимающихся сохранением историко-культурного наследия. Таким образом они хотели привлечь внимание общественности к вопросу сохранения исторических памятников. В настоящее время эту дату отмечают все учреждения страны, занимающиеся изучением и хранением историко-культурных памятников. В этот день проводятся мероприятия в виде семинаров-совещаний, круглых столов, презентаций книг и выставок. – Как возник сам вопрос охраны памятников и исторических мест? – Чтобы дать понятный ответ на ваш вопрос, хочу напомнить следующее. В целом проблема охраны и сохранения памятника состоит, в первую очередь, из работ по выявлению, исследованию и учету этих объектов. В связи с этим следует отметить, что история работ, связанных с выявлением древности нашего края, берет свое начало еще со времен царской России. Это связано с тем, что в начале XVIII века русский царь Петр I выдвинул задачу сбора и сохранения отдельных находок, а также полевой фиксации и описания памятников. Все это в конечном итоге повлияло на накопление первоначальных информаций о старых городищах и других древностях нашего края. Первые сведения о памятниках северо-восточного Прикаспия встречаются с первой половины XVIII века в записках русских авторов – военных, купцов, путешественников и ученых. Немаловажно, что основой для изучения региона стало расположение западной части Казахстана на приграничной с Российской империей территории и вдоль караванного пути в направлении Хивы и далее в страны Средней Азии. Первые сведения о древности региона встречаются в записках членов военно-изыскательных экспедиций. Они носят попутный, казуальный характер крат ких описаний в форме фиксаций раз валин городов, караван-сараев и дру гих древностей. – Вы можете привести пример? – Известно, что экспедиция под руководством Бековича-Черкасского, направлявшаяся в Хиву по приказу Петра I в 1715-1717 годах, прошла через город Гурьев. Бекович-Черкасский в своем последнем путешествии 1717 года «для ради конских кормов и воды» отправился короткой и новой дорогой, которая шла поблизости Каспийского моря, и он за восемь дней добрался до реки Эмбы. По мнению И. Фалька, Бекович-Черкасский во время этих экспедиций в Хиву нашел вблизи Каспийского моря развалины, состоявшие из четырех каменных башен, лестниц и идолов с тангутскими надписями. Также первые сведения о средневековых городах и караван-сараях в северо-восточной части Каспийского моря встречаются в записке И.Г. Гербера – начальника тайной российской экспедиции 1732 года в Хиву. Путешествие И. Гербера из Астрахани в Хиву проходило по берегам Каспийского моря через реки Урал, Сагыз и Эмба. В записке И. Гербера содержатся сведения о городище Сарайшык на берегу реки Урал и караван-сарае «Кайнар-Сагыз» вдоль реки Сагыз, а также о старом городе и караван-сарае по имени «Чван-ата» (Ушкан ата), лежащем на территории ниже реки Жем, о развалинах старых городов «Маншук-алмас», «Жезды», «Дели-Урус» на Северном плато Устюрта. Аналогичные данные встречаются в записках самарского купца Данилы Рукавкина, проходившего через Устюрт караваном в 1753 году. Один из знатоков истории Оренбургского края и казахских степей Петр Рычков в своем двухтомном труде «Оренбургская топография» одну главу посвящает развалинам старинных городов. В частности, он описывает средневековое городище Сарайшык на реке Урал следующим образом: «Сей город, по словам яицких казаков, бывал стольным городом нагайских татар. Там еще поныне в земле находят многие кирпичные палаты, видно, что они были кладбищем знатных людей, ибо во многих из палат находят гробы и кости. Сказывают, что на строение Гурьева-городка кирпича много взято из сих развалин». Некоторые сведения об археологических памятниках региона содержатся в многотомном труде академика Петра Симона Палласа – начальника Оренбургского отряда комплексной экспедиции Академии наук Российской империи в 1768-1774 годах. Паллас описывает то пографию средневекового городища Са райшык следующим образом: «вал с рвом еще виден и в окружности имеет до пяти верст». Далее ученый упоминает о гипсовой горе в двух верстах от города Гурьева, которую казахи почитают как святую и «потому часто приносят своих умерших на сие место для погребения». – Сохранилось ли в настоящее время «святое место», о котором писал Паллас? – На мой взгляд, это место находится в районе некрополя «Ногай мола», что в северо-западной части города. Я предполагаю, что «Ногай мола» является средневековым некрополем, и с ним связана следующая история. В 1594 году русский царь Федор Иоаннович получил информацию о планах бухарского хана свергнуть ургенчского хана Азима, построить вместе с ногайцами в Сарайшыке город, разрушенный в 1580 году, а затем захватить Астрахань. Эта информация не прошла мимо царя, и он своим указом в 1595 году послал воеводу Ж. Сабурова и князя Кольцова-Мосальского на низовья реки Урал для строительства города. Изначально планировалось снести город Тетюш (по-татарски – Этеш), расположенный между Казанью и Самарой, и построить из его материалов город. Но из-за нехватки ко раблей этот план не осуществился. Для строительства города по Волге и далее по Каспию на Урал было доставлено 4 200 деревянных бревен длиной 4 сажен, то есть 8 метров. Город был построен в 1595 году, в нем была одна башня под назва нием Тетюшская. Увидев строительство нового города, ногайцы посылают к царю гонца и просят его снести город, так как там находилось татарское кладбище, то есть захоронения их предков. Указом царя 1597 года было приказано снести го род и доставить казну в Астрахань. Чтобы выполнить это задание, воеводы сжигают город. По моему мнению, вышеупомянутое татарское кладбище является нынешним некрополем «Ногай мола», а город был построен на месте бывшей Гурьевской крепости. – Тогда, по вашему мнению получается, что до основания Гурьева была еще одна крепость? – Если остановиться на вопросе об основании города в 1640 году, то исторические данные расходятся. Например, по мнению русского историографа Герарда Миллера, Гурьев возник вместе с городом Уральск в 1580-х годах. Как писал Петр Рычков, город был построен в районе татарского городка Сарайшык того периода, когда купцы платили им дань. По мнению И. Жуковского, город был основан в 1620 году. Другой исследователь Иосиф Дебу писал, что город был построен в 1622 году купцом Михаилом Гурьевым. Однако, согласно историческим актам, только в 1645 году царь Михаил Романов разрешил купцу М. Гурьеву строительство каменной крепости с башнями. В связи с этим приведенные выше данные, вероятно, относятся ко времени постройки деревянной крепо сти или острога, построенного купцом Гурьевым в начале XVII века на месте вышеупомянутой царской крепости. А строительство города началось в 1647 году и заканчивается через 15 лет, то есть в 1662 году. Сегодня история города начи нается согласно выводу исследователя В. Дариенко, утверждавшего, что ярославский купец Гурьев с помощью астрахан ских воевод в 1640 году начал строитель ство деревянного острога. – Значит ли это, что нужно пересмо- треть историю возникновения города? – Считаю, что историю возникновения города следует пересматривать с учетом последних источников и с учетом анализа трудов других исследователей. На мой взгляд, историю города нужно изучать еще более широко и детально. В этой связи я хотел бы отметить следующие строки из трудов академика Петра Палласа, посвященных этнографии казахов. Паллас пишет, что когда дело доходило до похорон, большинство казахов выбирали кладбище, где захоронен святой человек (әулие), или около старой мечети. Обычно средневековые кладбища располагались недалеко от населенных пунктов. Например, в нашем регионе места захоронения, которые относятся к средним векам, расположены недалеко от городища Трестарго на урочище Ушкан, караван-сарая Таскешу и рядом с городищем Сарайшык. Таким образом, нельзя исключать возможность существования поселения в средние века на месте современного города Атырау. Например, российский исследователь Роман Рева, опираясь на нумизматические данные, утверждает, что на месте города Атырау в средневековье находился город под названием Учук. По историческим данным и местным легендам, город Гурьев казахи называли Уйчиком. С другой стороны картографические данные тоже не опровергают, что в средние века на правом берегу низовья Урала был город. По мнению московского исследователя Игоря Волкова, на карте братьев Пицигани 1367 года к западу от устья на побережье Каспийского моря помещена иконка города. Далее он пишет: «Надпись на западном берегу, выполненная красными, почти не расплывшимися чернилами и указывающая на иконку города, читается сложнее, наиболее вероятны варианты «laiece», «laieci» или «laiech», то есть «Яик». Таким образом, по мнению И. Волкова, название того города вероятно был Яик (Жайык). В заключении хочу отметить, что вышеуказанные данные исследователей показывают, что на территории совре менного города Атырау до постройки крепости Московским государством и купцом Гурьевым существовал средне вековый город. Для более полного изу чения этого вопроса нужно провести специальные библиографические и ар хивные исследования, а далее архео логические раскопки на территории города Атырау.