Право

Будьте бдительны! Опасность Киберкриминала

В Атырау кибераферисты более трехсот раз «кинули» покупателей, сделавших предоплату за товары. Теперь у обманутых атыраусцев ни денег, ни товара. Службы безопасности банков, соцсетей, сервисов объявлений и прочих интернет-площадок стараются усовершенствовать систему защиты от поползновений интернет-мошенников.

На различных уровнях даются предупреждения об опасности бесед с посторонними по телефону и приобретения вещей у незнакомых людей или на подозрительных сайтах по предоплате, но аферисты всё равно находят слишком доверчивых людей. А интернет-преступления против собственности отличаются низкой раскрываемостью. То есть в стране семь из десяти уголовных дел остались не доведёнными до суда, Атырау не исключение. Причина — преступник так и не был найден.

Невидимые бандиты активно пользуются цифровизацией общества для обмана населения. По словам начальника отдела по расследованию преступлений против собственности следственного управления ДП Атырауской области подполковника полиции Жасулана МУКАШЕВА, большинство преступлений интернет-мошенничества, то есть 314 – совершены в отношении атыраусцев, сделавших предоплату за товары или услуги через интернет. Еще атырауский киберпол расследует 8 фактов хищения денег по поддельным ссылкам, мошенничество с оформлением онлайн-кредитов — 39 фактов, мошенничество с созданием поддельных аккаунтов под чужим именем — 6 случаев.

Коллега рассказала, как ее мужу позвонила женщина, и, назвав себя сотрудницей банка, обратилась к нему по имени, при этом сделав неправильное ударение на первом слоге, в нетипичной манере для нас, в Казахстане так его имя не произносят. Мужчине сразу стало понятно, что на другом конце провода зарубежная аферистка. Она начала «заливать» всякую ерунду с банковским счетом, он не выдержал и отключил телефон. Действительно, нередко попадаются «сотрудники безопасности банка», которые ловятся на незнании казахского языка или на русском произносят названия местных городов, улиц, имен не так, как должно быть.

В Атырау по-прежнему липовые сотрудники банков обманывают горожан. Они звонят потенциальным клиентам и пугают якобы взломом их личной карты, при этом просят все деньги перевести на другой счет. Вид мошенничества, когда злоумышленники звонят клиентам банков второго уровня, представляясь сотрудниками банка, достаточно «популярный». В полиции проинформировали, что во всех случаях жертвы преступников сами передают им сведения, необходимые для последующего снятия денег с карт-счетов. Моя знакомая предпринимательница тоже попалась на удочку аферистов. Как призналась девушка, вышло все быстро, сумбурно. На то, собственно, делался расчет злоумышленников.

Чего только не придумывают мошенники, чтобы получить доступ к чужим деньгам! Они создают сайты-однодневки, рассылают сообщения с вредоносными ссылками и обманом выуживают персональную информацию.

Жестокий урок

Когда Софье, предпринимательнице из Атырау, позвонил мужчина и представился консультантом отдела страхования и безопасности клиентов популярного банка, она только проснулась, приходила в себя, какие-то еще делала дела.

— Он сразу начал с очень неприятной темы в плане того, что с моей карточки кто-то пытается из Караганды перевести 50 тысяч тенге на чужой счет. Называет фамилию, имя. И спросил, знакома ли я с таким человеком. Я ответила отрицательно, — рассказывает Софья. — Дальше он снова начинает говорить, ну все, вашу карточку пытаются взломать, все ваши деньги переводят, зайдите на свою карту и посмотрите, был ли у вас перевод в размере 50 тыс. тенге непонятно куда. Так и сделала. Никаких переводов, единственное, был мой личный перевод. Хорошо, что успела товар заказать в свой салон красоты, хоть какую-то сумму отправила туда, куда надо.

На другом конце телефона ответили, что сейчас соединят с главным отделом по работе с клиентами по безопасности карт. К разговору присоединяется девушка. Со слов Софьи, они работали настолько профессионально, что никаких сомнений не возникло, ничего криминального не заподозрила. В телефоне фоном был звук стучащих по клавишам компьютеров и еще разговоры, будто все происходит в банке. Девушке сказали, что надо срочно заблокировать карточку, если ее деньги куда-то переведут, то они уже ничем помочь не смогут.

— Пока, мол, проследили вот этот подозрительный перевод. Заблокируем вашу карточку, и мы тут же сделаем новую. Я просто не знаю, как согласилась. В итоге, вот же кошмар, она отправляет мне номер, вот это ваша карта новая, вбивайте фамилию и можете на нее переводить все свои денежные средства. Потом надо было ехать в отделение банка и там карту получить. Я все так и сделала. Едва поняла ошибку, спохватилась, но было уже поздно, — сокрушается обманутая.

Она приехала в банк, и консультант с сожалением заявил, что в этом случае действовали мошенники. В компетенцию службы безопасности банка установление и задержание подобных мошенников не входит. Он посоветовал обратиться в полицию, так как банк ничем помочь абсолютно не может. Предпринимательница еще попыталась отменить перевод, но в банке такой функции не оказалось. Когда она начала обзванивать своих близких, и рассказывать о случившемся, то, понятное дело, они все были в шоке. Недоумевали, как могла так попасться? Банк на своей страничке выставляет предупреждающие посты, чтобы никто не попадал на мошенников.

— Меня просто на нуле оставили. У меня бизнес, в котором я 24 часа и все семь дней в неделю, на мне большая ответственность, мои сотрудники. Тем более это произошло в начале месяца, когда идут большие затраты — на товар, на выплату заработной платы. Вот, своим трудом зарабатываю деньги, а кто-то их просто отнял, легко нажился. Хочу всех предупредить, будьте осторожны, не попадитесь на уловки аферистов, — говорит Софья. — Думаю, что мошенники не из нашей страны, аферистка разговаривала с акцентом. Разумеется, я написала заявление в управление внутренних дел города Атырау, но прошли месяцы, а результатов нет. Больше я судьбой своих потерянных миллионов не интересуюсь, Я получила жестокий урок на всю жизнь. Кстати, мне потом мошенники еще пару раз звонили, но я просто скидывала звонок. Пусть идут куда подальше.

Ранее были внесены поправки в статью 190 Уголовного кодекса РК, заменив форму «Неоднократность преступлений» на тяжкое преступление (раздел 2, раздел 3), однако жажда наживы преступников не останавливает. В департаменте полиции Атырской области подчеркнули, что для предотвращения мошенничества в интернете проводятся оперативные и профилактические мероприятия. Нередко подозреваемые находятся в разных регионах страны и в Российской Федерации. Стражи правопорядка попросили соблюдать меры безопасности. В частности, если при покупке товара в интернете продавец запрашивает аванс или данные банковской карты, следует попросить его показать свой паспорт по видеосвязи.

Доступ к личности

На самом деле, мошенники могут находиться в любой стране мира. Чаще всего номер телефона они находят в интернете, к примеру, на сайтах бесплатных объявлений. У них есть несколько способов узнать чужое имя и социальное положение – в соцсетях, через различные мессенджеры и сервисы.

У жительницы Атырау Сауле лжебанкиры чуть не обворовали племянницу. Она дает объявления о продаже цветов под другим именем. Женщине позвонил неизвестный мужчина и представился сотрудником банка и называл ее именем, указанным в объявлении. Хотя, если бы на самом деле звонили из банка, то называли бы ее настоящим именем.

Тем не менее, нередко мошенникам удается «запудрить» мозги, поэтому жертва сама переводит деньги со своего счета на счет злоумышленника. Это называется социальная инженерия – когда мошенники, как и много лет назад, играют на доверчивости людей, но обкрадывают их с применением новейших цифровых технологий.

Конечно, банки внедряют новые способы защиты. Только еще никто не изобрел способ надежно защитить нас без нашего с вами участия.

Кто ты, мошенник?

Что должно насторожить? Аферисты выуживают конфиденциальную информацию, представляясь менеджером или сотрудником службы безопасности. Они рассказывают про сомнительный перевод, кредит на ваше имя или другую банковскую операцию, еще просят озвучить sms-код, пароль от личного кабинета, также просят совершить перевод на якобы ваш резервный счет. Жертвой мошенника может стать любой, если не соблюдать элементарные меры предосторожности. Надо регулярно производить смену паролей к своим аккаунтам и личным счетам, пароли должны быть сложными. Важно подключить все системы безопасности, которые существуют в платежных системах: смс-подтверждения, контроль IP-адреса, 3D-secure и так далее. Для того чтобы снять деньги с пластиковой карты, достаточно узнать номер карты и CVS (последние три цифры с обратной стороны карты), поэтому не рекомендуется оставлять карту без присмотра или передавать свои личные данные. Полезно подключить карту к услуге мобильного банка. Лучше всего систематически проверять остаток суммы и движение денег на карточном счете.

Аксиома — банки и платежные системы никогда не присылают писем и не звонят на телефоны своих клиентов с просьбой предоставить им данные счетов. Все необходимые для пресечения хищений сведения у банков имеются.

В пресс-службе одного из крупных банков отметили «ПК», что социальные сети дают возможность общаться с друзьями, знакомиться с новыми людьми, узнавать новости. Вместе с тем, если не соблюдать осторожность, можно нарваться и на мошенников. А их цель – как раз-таки получить чужие персональные данные для доступа к личным аккаунтам и переписке или выманить деньги. Появляются новые банковские услуги, но и преступники находят новые способы воровства.

Последняя «мода» — мошенники, получив доступ к чужому личному кабинету, от его имени оформляют кредит онлайн. Кредит можно снять только в банкомате, они просят сходить и снять. Почему ничего не подозревающий человек делает это? Потому что он думает, ему говорит сотрудник банка. А ведь это жулик звонит ему по телефону и говорит, что кредит нужно срочно обналичить, чтобы преступники не успели им воспользоваться. Раз человек сам снял деньги, то он автоматически становится получателем кредита, соответственно, и сам должен его погашать, по-другому никак.

И никаких дивидендов

Итак, самым распространенным способом мошенничества по-прежнему остается интернет-торговля через размещение объявлений на известных торговых площадках, а также в социальных сетях и мессенджерах, таких как Instagram, Telegram и WhatsApp. Мошенники, как правило, размещают объявления на популярных сайтах, таких как OLX, «Колеса», «Крыша», а также в социальных сетях. Они указывают заведомо заниженные цены на товары или услуги и требуют предоплату или полную оплату.

Как не стать жертвой мошенников при онлайн-торговле? Всегда необходимо пользоваться проверенными сайтами объявлений, следует договориться об оплате только после получения товара. Необходимо убедиться в наличии товара, в том числе путем видеозвонка, и если продавец находится в другом городе, желательно попросить своих знакомых или родственников получить и переслать товар.

Еще один вид интернет-мошенничества — привлечение различных якобы вложений и инвестиций. Несмотря на риск, люди продолжают участвовать в различных схемах по быстрому преумножению денег, несмотря на их сомнительность и непрозрачность. Количество тех, кто вложил свои деньги в несуществующие инвестиционные проекты и жители Атырау, даже взявшие для этих целей внушительные кредиты. В погоне за легкими деньгами они лишились своих сбережений.

Мошенники завлекают граждан, создавая ложные сайты от имени крупных, в том числе национальных компаний, банков, криптобирж. При этом все общение с так называемыми «менеджерами» и «брокерами» проходит в онлайн-режиме, в том числе через мессенджеры.

В некоторых случаях для привлечения больших сумм мошенники проводят разовую выплату якобы дивидендов. К примеру, был случай, когда одна из пострадавших потеряла 20 млн тенге, вложив их в несуществующую инвестиционную компанию. Для этих целей она даже продала свою квартиру. Как правило, основной причиной в таких случаях является интернет-реклама на сайтах, которые находятся на зарубежных технических площадках. Прежде чем решиться на столь солидные вложения, лучше всего обратиться к официальным представителям компаний, услуги которых рекламируются в интернете. При этом не нужно следовать телефонным инструкциям неизвестных лиц, которые звонят и убеждают сделать инвестиции.

Кстати, мошенники активно используют специальные сервисы по подмене абонентского номера. С помощью установленной программы подлинный абонентский номер меняется на другой. Мошенники сообщают о якобы проводимой спецоперации по задержанию недобросовестных работников банка. А ведь сотрудники банков или полиции никогда не просят сообщить персональные данные и не проводят спецопераций по телефону.

Новые приемчики киберворов

Появилась новая схема обмана в Telegram. Злоумышленниками была разработана новая схема для кражи Telegram-аккаунтов в мессенджере. И речь идет не о массовой рассылке, а об атаке на определенного человека. Данные о жертве узнают заблаговременно. Их собирают из социальных сетей и других открытых источников. Цель аферистов — втереться в доверие жертвы и обмануть ее. Потенциальную жертву мошенник добавляет в группу, где «бывшая коллега» или «знакомый» просит помочь победить в онлайн-голосовании. В сообщении есть ссылка.

Человек видит, как участники активно общаются, однако в действительности их аккаунты являются фейками. После нажатия кнопки для «голосования» человек якобы должен пройти авторизацию через социальные сети в отдельном окне. Его убеждают в том, что это необходимо для борьбы с жульничеством.

Так, жертвы добровольно передают аферистам свои номера телефонов и коды с доступами. Они могут использоваться мошенниками для шантажа и вымогательства. Специалисты советуют оставлять профили в социальных сетях закрытыми или хотя бы не размещать там личные данные.

Невидимый след

Поймать интернет-мошенника сложно, но возможно. Для этого нужно обратиться в правоохранительные органы, которые занимаются борьбой с киберпреступностью. Например, в конце декабря 2022 года стало известно, что казахстанские и украинские правоохранители пресекли деятельность колл-центра в городе Днепре, сотрудники которого представлялись сотрудниками банков и обманывали жителей Казахстана. Были установлены организаторы и члены транснациональной преступной группы. В частности, они звонили казахстанцам, выдавали себя за сотрудников служб безопасности банков, правоохранительных органов страны и убеждали клиентов раскрыть их финансовые данные. Получив такую информацию, злоумышленники передавали деньги потерпевших на подконтрольные счета. Также оформляли онлайн-кредиты. Организаторы преступной группы поощряли операторов мошеннического колл-центра и выплачивали проценты от суммы, которую им удалось получить преступным путем. По 13 адресам проживания подозреваемых в Днепропетровской области были проведены обыски. В результате изъяты 45 единиц компьютерной техники, 24 мобильных телефона, сим-карты и другие вещественные доказательства. На изъятых компьютерах было обнаружено программное обеспечение, предназначенное для подмены абонентских номеров на казахстанских операторов связи во время звонка. В общей сложности во время операции были задержаны 32 участника преступной группы из числа граждан Украины. А в состав сотрудников колл-центра входили 40 человек. Украинской стороной при содействии казахстанской киберполиции проводятся следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление всех обстоятельств, дополнительных эпизодов, возможных соучастников противоправной деятельности, а также установление ущерба, нанесенного данной преступной группой гражданам Казахстана.

Остается еще раз предостеречь, что каждый пользователь интернета должен принять меры для защиты своих личных данных и финансовых средств от мошенничества. Прежде всего, бдительность при работе в сети.

Светлана НОВАК

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button