
Она бережно хранит память о своём отце – человеке, который прошёл через ссылки, лагеря и долгие годы молчания. Рахметолла Каржаубаев – офицер Западной Алаш Орды – пережил репрессии, одиночную камеру, изгнание. А теперь его история прозвучала вслух на встрече, где дочь Дана Рахметолла рассказала то, о чём десятилетиями было запрещено говорить.
В научно-исследовательском центре имени Абиша Кекилбаева при Атырауском университете имени Х. Досмухамедова собрались учёные, историки и потомки алашевцев. Поводом для встречи стало стремление вернуть из забвения имя человека, чья судьба тесно связана с одной из самых драматичных эпох в истории Казахстана. Событие было организовано по инициативе ученого Атырауского университета имени Х. Досмухамедова Шахмана Нагимова.
Рахметолла Каржаубаев родился в 1894 году в Кызылкогинском районе. Уже в 1917 году он стал членом Казахского комитета на первом съезде в Уральске, позже прошёл обучение в юнкерском училище и вошёл в число военных командиров Алаш Орды. Он был одним из тех, кто не побоялся открыто выступить против царизма и позднее – против репрессий советской власти. Но за убеждённость пришлось заплатить: десятилетия ссылок, два года в одиночной камере на Крайнем Севере, потеря дома, семьи, имени.
– Папа не называл меня Даной. Только Данажан, «балапан» – нежными словами, которыми будто оберегал меня от всего, – рассказывала его дочь со сдержанными слезами. – Он говорил: «Десять лет я отсидел против советской власти, а два – за неё». Понимал, что не вписывается в систему, потому что не мог молчать.
Среди гостей встречи были историки, студенты и потомки репрессированных. Местные исследователи отмечали: история Каржаубаева – одна из самых трагичных и при этом стойких. Каржаубаев владел несколькими языками, окончил медресе, затем учительскую школу, преподавал, руководил школой. Но после ареста стал просто сторожем. Позже счетоводом.
– В одиночной камере, где не было ни света, ни звуков, он выцарапывал на стенах строчки стихов Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Писал костью, которая оставалась после еды: бумаги не было, карандаша тоже. Делал такие пометки, чтобы работала память. Спустя два года надзиратели, наконец, поняли: перед ними человек незаурядный, грамотный, сильный духом. Его начали использовать – поручали считать, составлять отчёты. За похлёбку, за право выжить, – говорит Дана Рахметолла. По её словам, именно там, в лагере, он встретил женщину, ставшую его судьбой. Она была на 25 лет моложе, депортированная немка, попавшая в ссылку беременной. В промёрзлом бараке она родила ребёнка. Однако в такой ситуации содержать грудных детей было очень тяжело: не было еды, тепла, пелёнок. Мальчика однажды чуть не загрызли крысы.
– И когда папа впервые увидел их, начал заботиться о малыше. Так соединились две сломанные судьбы, чтобы начать одну.
После освобождения ни ему, ни ей не позволили вернуться на родину. Вместе они переехали в аул Мерке в Жамбылской области. Там в 1948 году он устроился счетоводом. Прежняя жизнь так и осталась позади. А потом родилась Дана. А позже ещё одна девочка, которая, к сожалению, умерла от голода.
– Папу звали обратно работать в школу, но он отказался. Объяснил: не может учить там, где учеников называют «балбесами». Он привык к тому времени, когда учеников уважали, называли на «вы», когда между учителем и ребёнком была настоящая культура общения. Но у нас дома всегда были ученики. Неофициально, без всякого статуса. Все к папе бежали заниматься. Если дома была одна лепёшка – её делили на всех. Никогда никого не выгоняли, – вспоминает Дана Рахметолла.
Не забыт
Историки университета Жамига Танатарова, Сайпулла Сапанов, Серик Куаныш, участвовавшие в мероприятии, подчеркнули: для Западного Казахстана Каржаубаев – важное имя, долгое время забытое или умышленно стёртое. Его судьба – зеркало времени, в котором отражаются и гражданская война, и лагеря, и депортации, и невозможность жить по совести без последствий.
– Отец говорил: меня забудут, но ты – запомни. Не как солдата или учёного, а как человека, который не согнулся, – сказала Дана. На встрече ей вручили почётный диплом духовно-патриотического объединения «Елсана». Этот жест стал признанием её жизненного пути, наполненного стойкостью, памятью и верностью своему времени. Представители объединения подчеркнули, что именно такие люди, как Дана Рахметолла, являются живыми носителями истории, которой не место в забвении.
Как отметил Шахман Нагимов, сама встреча стала возможной благодаря многолетней работе казахстанского исследователя Коптлеу Тажигалиева, который не один год собирает сведения о судьбе Рахметоллы Каржаубаева и делится ими с широкой общественностью.
Георгий ШАПОШНИКОВ