БЛИЗКИЕ БЕРЕГА
За последние пять лет в Атырау левая и правая части города по-настоящему сблизились берегами. За этот небольшой срок были построены современные переправы. Благодаря мостам жизнь горожан стала намного комфортней. А такая присущая современным полисам проблема, как автомобильные пробки, практически сошла на нет.
Для каждого индустриального, развивающегося города, а тем более областного центра, местная инфраструктура имеет огромное значение. Особенно если она связана с дорожными развязками и мостами. Вопрос разгрузки внутренних транспортных линий всегда актуален. И в этом плане Атырау за последние годы продвинулся далеко вперед. Благодаря поддержке Главы государства Нурсултана Назарбаева и проявленной инициативе акима Атырауской области Бергея Рыскалиева ныне нефтяную столицу можно охарактеризовать, как один из современных, планомерно расширяющихся полисов Казахстана. За 20 лет независимости областной центр переродился, облачившись в новую «одежду» и, самое главное, стал легче дышать: появились новые городские артерии — дороги и мосты, которые способствуют разгрузке автотрасс, переполненных большим количеством транспорта.
В свое время вопрос увеличения числа мостов стал одним из наиболее обсуждаемых. Не имея достаточного полотна автомобильных переездов, ведущих из европейской части областного центра в азиатскую и обратно, Атырау буквально был задушен машинами. Между тем жизнь кипела и норовила выплеснуться из городской «кастрюли» — в течение нескольких лет автомобили настолько заполнили трассы областного центра, что уже невозможно было закрывать на это глаза. А соответствующая инфраструктура для разгрузки отсутствовала. Тратилось много времени, чтобы добраться из одной точки в другую — не позволяли перемещаться пробки, заторы. Участились дорожно-транспортные происшествия. Главная перемычка, связывающая два берега реки Урал — центральный мост, со своими функциями уже не справлялся. Такие же проблемы были и с объездным мостом.
НОВОЙ ПЕРЕПРАВЕ БЫТЬ
— История строительства эстакад через Жайык переносится к началу прошлого столетия. Когда-то такая необходимость возникла у гурьевских нефтяников, специфика работы которых требовала наличие монументальной, стабильно действующей переправы. Они неоднократно просили разрешения на постройку моста, — поделился фактами известный атырауский краевед Вячеслав Афанасьев. — В сентябре 1912 года войсковой съезд рассмотрел их заявление и отказал. В качестве аргумента съезд выдвинул такую резолюцию: «Во избежание пугания рыбы в ходатайстве отказать, мост нам ни к чему, и без оных заведений живем сытно и вольготно».
По словам краеведа, казаки не разрешали также наладить хождение первых речных судов в сторону Уральска. Они боялись испугать рыбу, которая была для них основным средством существования. С незапамятных времен жители города пользовались только старым мостом понтонного типа.
— В июле 1949-го года в Гурьеве, наконец, был открыт металлический мост — ситуация вынудила. По нему могли передвигаться не только пешеходы, но и автомобили. Хотя, ходить было страшно — слишком сильно качало, — рассказывает Вячеслав Афанасьев. — А в августе 1965 года был сдан в эксплуатацию новый железобетонный мост через реку Урал. Это и есть наш центральный виадук, который после нескольких ремонтов и по сей день служит населению и является одним из уникальных и старейших сооружений нефтяной столицы.
Уже в 1985 году в эксплуатацию сдали объездной мост, в котором из-за разросшегося полиса также возникла нужда. Стоит отметить, что строили его целых восемь лет. Вплоть до прихода нынешних дней эти две эстакады являлись единственными полноценными переправами. Но прошло время, и ситуация вновь усложнилась для жителей, а в частности, для владельцев автомобилей. В конце концов, местные власти приняли решение о возведении новых городских виадуков, и начался строительный бум. Открытие четырехполосного моста через речку Перетаск, связавшего два пригородных поселка — Балыкши и Курсай, позволило наладить свободное передвижение автомашин в этой части Атырау и сократить их число, следующих в Балыкши, Мирный и Курсай через центр города. Помимо разгрузки центральных улиц, значительно сократилось и время выезда за территорию нефтяной столицы в час пик. Затем «на подмогу» пришли возведенные мосты, соединяющие улицы Мечникова и Баймуханова, а также улицы Алиева и Сатыбалдиева, Жилгородок и Авангард. Город вздохнул полной грудью — нагрузка значительно снизилась.
— Бывало, машин набьется под завязку на центральном мосту, а мне, к примеру, срочно из микрорайона Авангард надо попасть в Жилгородок, да не тут-то было — стоишь битый час в пробке. Поэтому приходилось ездить через объездной мост. И то не всегда, так сказать, удачно выходило — он тоже часто забивался транспортом. Не я один такой умный в объезд ехать, — прокомментировал житель города Атырау, водитель со стажем Арман Нигманов. — Теперь, пожалуйста, где хочешь, там и переправляйся.
ИСПЫТАНО НА СЕБЕ
Чтобы посмотреть практическое действие построенных автомобильных эстакад, корреспонденты газеты «Прикаспийская коммуна» решили сами покататься на машине по областному центру и посмотреть на ситуацию, исходя из учета потока транспорта и времени суток. Как известно, час пик, когда начинается большое движение, у нас наступает часов в 8-9 утра, потом потихоньку спадает, а затем вновь возрастает в обеденный час, синусоидой снижаясь до часов пяти вечера. После этого вершина синусоиды по времени взлетает в 18:00 и держится приблизительно до 19-19:30 вечера. Потом опять происходит спад. В ночное время суток, естественно, количество транспорта на городских автотрассах резко снижается на несколько порядков, и улицы практически пустуют до утра. Исколесив весь город вдоль и поперек, мы отметили, что в основном пробки часто возникают на двух крупных перекрестках — в районе бывшей площади Абая и на Стройконторе.
— Я заметил, что пробки здесь образуются большей частью в непогоду — в сильный дождь, в снегопад и гололед. На этих двух перекрестках поток автомобилей очень высокий. Время передвижения авто при непогоде в такой «автомобильной змее» сокращается, транспорт замедляет ход, а тут уже на подходе другие машины. Вот и получается затор, — поделился своими наблюдениями знакомый по имени Олег. — Представляю, какая сложная ситуация была бы здесь сейчас, если бы не построили новые мосты.
В остальном же, когда на улице нет проявлений плохих погодных условий — в частности, гололеда, «эритроциты артерий» областного центра — автомобили — передвигаются совершенно свободно. Кстати, лирическое отступление по поводу гололеда — проблема в пику ответственным за ее решение лицам. Как был каток на дорогах после выпавших осадков, так и остался.
В заключение можно добавить, что все городские мосты, пока мы ездили по ним, оправдали ожидания — никаких заторов на них и далее на ведущих от них дорогах не было. Так что, весьма крупные, с экономической точки зрения, вклады в возведение атырауских пешеходно-автомобильных эстакад вылились в положительный результат — стратегически важные объекты исполняют свои функции на все сто, разгружая городские трассы, позволяя жителям левобережья и правобережья чаще контактировать. Да и в свете современности город Атырау, как нефтяная столица Казахстана, должен поддерживать свой респектабельный статус и выглядеть соответствующе в архитектурном плане.
Евгений САМАРИН