Здоровье народа — главный фактор благосостояния государства

Аким области подверг жёсткой критике систему здравоохранения региона

Вчера в облакимате состоялся актив работников здравоохранения на тему “Охрана здоровья матери и ребенка” в свете Послания Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана “Рост благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики” с участием акима Атырауской области Бергея Рыскалиева и представителей народно-демократической партии “Нур Отан”.
С докладом о работе по охране здоровья матери и ребенка в Атырауской области выступил начальник областного управления здравоохранения М.КУЛБАСОВ. Перед участниками актива с докладом о ситуации по туберкулезу в области выступил начальник областного управления государственного санитарно-эпидемиологического надзора У.ЗИНУЛЛИН.
На активе выступил аким Атырауской области Бергей РЫСКАЛИЕВ.
Из выступления директора департамента здравоохранения Атырауской области Мурата КУЛБАСОВА.
Система охраны здоровья населения находится под постоянным контролем государства. Этому уделено особое внимание и в стратегии развития Республики Казахстан до 2030 года, и в ежегодном Послании Главы государства народу Казахстана. В том числе в первую очередь ставится улучшение демографических условий в направлении по охране здоровья матери и ребенка. В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 13 сентября за №1438 “О государственной программе реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы” 13 декабря 2006 года вышло постановление областного акимата №293. На основании данного документа в 2007 году произошло структурное изменение системы медицинских учреждений области, количество амбулаторно-поликлинических учреждений увеличилось с 52 до 69, реорганизовано 8 районных поликлиник; 45 семейно-врачебных амбулаторий преобразовано во врачебные амбулатории; на базе 2 сельских участковых больниц, 3 городских отделений и одной семейно-врачебной амбулатории организовано 6 Центров первичной медико-санитарной помощи.
Кроме областных онкологической, психоневрологической, противотуберкулезной больниц все медицинские учреждения переведены в коммунально-государственное казенное предприятие. С учетом основных приоритетов развития сферы здравоохранения программа направлена на укрепление здоровья населения. В том числе: охрана здоровья матери и ребенка, снижение заболеваемости туберкулезом, первоочередное внимание медицинским организациям начального звена, совершенствование знаний кадров. Программа финансируется из республиканского и местного бюджетов.
С целью реализации программы “100 школ и 100 больниц”, исходящей из Послания Главы государства, в Атырауской области запланировано строительство 8 объектов. Строительство одного объекта – противотуберкулезной больницы на 30 койко-мест в с.Миялы уже началось в прошлом году, остальные семь будут строиться в этом году. Это поликлиника на 500 мест в г.Атырау, поликлиники на 250 мест в Махамбетском, Исатайском, Курмангазинском, Макатском и Кзылкогинском районах и противотуберкулезная больница в с.Сартогай на 100 койко-мест. С января 2008 года на базе городской больницы начало действовать кардиохирургическое отделение на 100 мест, действуют офтальмологическая больница и физкультурно-врачебный диспансер, работа которых направлена на развитие высокоспециализированной медицинской помощи.
Но, несмотря на принимаемые меры по улучшению здоровья населения, проблемы материнской и младенческой смертности, заболевания туберкулезом вызывают тревогу. В целом показатель смертности за последние три года находится на уровне 8,5 человека на 100 тыс. человек, а республиканский показатель – 10,36, то есть наши данные республиканского показателя.
С каждым годом увеличивается показатель естественного роста, если в 2005 году он составлял 14,6, то в 2007 году – 17,3. Но материнская смертность (в 2007 году 86,8) сравнительно выше республиканского показателя (46,7). Областной показатель младенческой смертности составил 13,2 на 1000 родившихся.
Смерть ребенка напрямую связана со здоровьем матери. Признаться, при исследовании основных причин материнской и младенческой смертности было выявлено, что ими являются слабое здоровье матери, негативное воздействие окружающей среды, плохой воздух, некачественная вода и пища. А поскольку по области низок индекс здоровья женщин детородного возраста, то это закономерный факт. При анализе материнской смертности по области только 4,5% из 100 рожениц оказались здоровыми. И такое положение сложилось из-за позднего обращения в женскую консультацию, халатного и безответственного отношения к своему здоровью. Из умерших женщин 54,4% составляют сельчанки, а 45,5% – горожанки. В областных больницах умерло 5 женщин, в акушерских стационарах – 6. С такими показателями область находится на втором месте по республике. Причастные к факту смерти матери и ребенка врачи и руководители были уволены с работы, а их дела переданы в прокуратуру.
На сегодняшний день роженицам из района оказывается скорая медицинская помощь санитарной авиацией. Из-за отсутствия местных специалистов приходится часто вызывать реаниматологов, акушеров-гинекологов. По Атырауской области не хватает 348 врачей, в том числе 25 акушеров-гинекологов. Большую часть, а именно 78% работающих врачей, составляют медики в возрасте от 45 до 65 лет. Низка квалификация специалистов. Из-за отсутствия специализированных кадров, которые могли бы работать на высокотехнологическом оборудовании, слаба диагностика. В областном центре нужны второй роддом и перинатальный центр. Отсутствуют надлежащие условия для медицинских кадров и в районах.
В данное время в целях снижения материнской и младенческой смертности подготовлена и на стадии утверждения специальная программа. Совместно с Национальным центром матери и ребенка города Астаны разработан план мероприятий по предупреждению материнской и младенческой смертности. Организованы специальные курсы обучения акушеров-гинекологов. В Национальном центре матери и ребенка для нашей области назначен руководитель по работе и оказанию методической помощи.
Помимо всего прочего, продолжается работа по оснащению новыми медицинскими технологиями районных медучреждений. В целях решения кадрового вопроса из Алматинской государственной медицинской академии приглашен 41 молодой специалист и еще 36 — из Актюбинской медакадемии.
Одна из актуальных проблем области – борьба с туберкулезом. В этом направлении за последнее время наблюдаются некоторые подвижки. Показатель заболеваемости туберкулезом снизился на 9,4 процента. Среди подростков этот показатель остается пока высоким – 183,8, это в 1,6 раза выше, чем республиканский. Среди детей показатель заболеваемости снизился с 67,5 (в 2001 году) до 27,7 (в 2007 г.), то есть на 59 процентов. Причиной тому — мантуширование детей и правильно поставленная работа по изоляции больных детей. Также предпринимается ряд эффективных мер в данном направлении. И в заключение хотелось бы сказать, что для предупреждения материнской и младенческой смертности, снижения заболеваемости туберкулезом, учитывая, что это является социальной проблемой, нужны совместные усилия и медицинских работников, и представителей местной власти.
Из выступления начальника областного управления Госсанэпиднадзора Умирзака ЗИНУЛЛИНА.
Ситуация по туберкулезу остается напряженной в нашей области. По итогам 2007 года Атырауская область занимает первое место в республике по заболеваемости этой грозной болезнью. Об этом красноречиво говорит основной показатель – на 100 тысяч населения приходится 182 больных, что выше среднереспубликанского значения. Хотя по сравнению с предыдущим годом обстановка несколько улучшилась – наблюдается снижение заболеваемости на 9,4 процента — повода для самоуспокоения нет. Всего по Атырауской области на учете на 1 января 2008 года состоят 2858 человек активных больных, и 1463 из этого числа — бациллярные больные, то есть представляющие опасность для здоровых людей.
Выступающий заметил, что решение вышеназванной проблемы требует комплексного подхода, поскольку известно, что обозначенный недуг носит социальный характер. Ведь кто в первую очередь заболевает? Это определенный контингент лиц, вышедших из мест лишения свободы, безработные, социально уязвимые слои населения, проще говоря, бедные люди, свою долю добавляют к имеющимся показателям и мигранты. И вот такой имеющийся в области большой резервуар больных и есть основная причина роста показателей по туберкулезу.
В решении злободневного вопроса на первый план выходят актуальные проблемы, и острейшая из них — это кадровая. К примеру, самый высокий показатель по туберкулезу дает город Атырау. И именно в областном центре отрасль испытывает основной дефицит кадров. Потребность врачей и медсестер в городе покрыта всего наполовину. Причем требуются врачи всех специальностей, нужны участковые фтизиатры, терапевты, бактериологи, рентгенологи, аналитики в группы мониторинга и другие. И это касается всех больниц, диспансерных и лечебных отделений лечебно-профилактических учреждений тубслужбы. При 50-процентной обеспеченности врачебными и сестринскими кадрами в противотуберкулезной службе говорить о выполнении стандартов излечения просто несерьезно, сказал выступающий.
Главный санитарный врач области привлек внимание к тому, что необходимо в первую очередь улучшать бакдиагностику, но и на таком важном участке опять же нет специалистов.
Что делать, что необходимо, как лечить? Эти вопросы вызывают тревогу. Главное, требуется эффективное своевременное лечение. Идет рост заболеваемости среди детей и подростков. И тут самая болевая точка – недостаточная изоляция их от очагов болезни. В имеющихся школах-интернатах, впрочем, это единственная школа-интернат, недостает мест для нуждающихся больных детей. В изоляции из заразных очагов нуждаются 797 детей, из них только 266 изолированы в школе-интернате для контактных детей. То же самое наблюдается в детских дошкольных учреждениях. Всего 670 детей дошкольного возраста нуждаются в том, чтобы их поместили в детские сады санаторного типа, и лишь 376 из них изолированы. Особенно остро эта проблема стоит в городе. Необходимо увеличить количество мест в санаторных детских дошкольных учреждениях санаторного типа: в Атырау не менее чем на 100 мест, в Жылыойском, Курмангазинском районах — на 20 мест, расширить вместимость областной школы-интерната для контактных детей на 455 мест.
Вышеназванные факты не подвергаются систематическому анализу, сказал выступающий, контролю, обсуждению на врачебных конференциях с участием главных специалистов департамента здравоохранения. А это особенно важно сегодня, когда острый дефицит врачебных кадров не позволяет областному противотуберкулезному диспансеру планомерно проводить организационно-методическую работу. Необходимо решать вопросы социальной поддержки больных туберкулезом из уязвимых слоев населения, и помощь эта должна быть разноплановой и в материальном плане, и в денежном выражении, и помощь продуктами питания и так далее.
Еще одна болевая точка в социальном пакете туберкулезных больных, названная в выступлении – проблема обеспечения жильем больных туберкулезом. Очередность на улучшение жилищных условий не уменьшается. В Атырау квартиры таким категориям населения не выделялись уже несколько лет, здесь на очереди стоят 90 больных, в Жылыойском районе – 9, Индерском – 8, Исатайском – 3, Кзылкогинском – 7, Курмангазинском – 9, Макатском – 7, Махамбетском – 4.


Выступление акима области Б.РЫСКАЛИЕВА
на активе работников здравоохранения
Уважаемое собрание!

Сегодня мы собрались для того, чтобы вместе обсудить, что сделано в области по укреплению здоровья населения, проблемы и предстоящие задачи сферы здравоохранения.
Глава государства в своем нынешнем Послании обозначил повышение благосостояния жителей самой главной государственной политикой и с этой целью поставил четкие задачи. В первую очередь они касаются сферы здравоохранения. Подчеркнул необходимость решения социальных проблем как важного фактора, отражающегося на здоровье населения.
И в связи с этим хотел бы кратко остановиться на том, что сегодня делается в области в данном направлении.
За последние два года в регионе сдано в эксплуатацию 10 объектов здравоохранения, в том числе две противотуберкулезные больницы (Атырау, Кзылкога), поликлиника, три фельдшерских пункта (Доссор), три семейно-врачебных амбулатории и пристройки к ним.
Капитально отремонтировано свыше 130 учреждений. Сегодня продолжается строительство четырех объектов.
В предстоящие два года в области будет полностью завершено строительство и начнут функционировать на благо жителей 13 медицинских учреждений: роддом, 3 противотуберкулезные больницы (в Жылыое, Макате, Махамбете), пристройка к онкологической больнице, 6 поликлиник (в городе и Кзылкоге, Курмангазы, Макате, Махамбете, Исатае), инфекционная больница и центр переливания крови. Полностью решен и вопрос финансирования всех этих объектов.
По сравнению с прошлым годом в этом году финансирование здравоохранения увеличено на 50 процентов. Это результат огромной работы. И это большой импульс в развитии медицинской инфраструктуры.
Как было отмечено в Послании, заработная плата врачей будет повышаться поэтапно.
В рамках государственной жилищной программы многие медработники были обеспечены квартирами. И эта работа продолжается. И при выделении земельных участков приоритет отдается также этим работникам. Считаю, что это огромная поддержка со стороны местной исполнительной власти. Об этом вам известно из средств массовой информации.
Сегодня не хотелось бы глубоко вдаваться в цифры и говорить о достижениях, потому как предостаточно проблем, которые требуется обсудить. Поэтому свой разговор хочу начать с простых вещей. Как сказал выше, в данную отрасль выделено свыше 12 млрд. тенге, и это немалые деньги. А расходуются ли эти деньги эффективно и качественно? Вот, о чем идет речь.
Я хотел бы знать перечень специфичных заболеваний, которыми чаще всего страдают атыраусцы. Безусловно, люди болеют бесконечно разными болезнями. Но кто-нибудь анализирует, каким болезням больше подвержены атыраусцы? Найдется ли хоть один руководитель, который ответил бы мне на этот вопрос?
Пародоксально, но чем больше выделяется средств, тем больше с каждым годом растет количество заболеваний. Вопрос нужно начинать с этого.
Чего скрывать, в республиканском рейтинге наша область в 2006 году была на 12-м месте, а по итогам прошлого года опустилась на 15-е.
Более 3 млн. человек обратилось за последние два года в медицинские учреждения, что в 1,5 раза больше по сравнению с предыдущими годами.
Самая главная проблема региона за последнее время – это туберкулез. По росту этого заболевания мы находимся на первом месте в республике (в 2007 г. из расчета на 100 тыс. человек в республике – 127,1, в области – 180,2 больных).
В области функционируют 9 больниц, 2 санатория. Несмотря на все это, ежегодно от туберкулеза в среднем умирает около 100 человек.
По этим показателям можно вполне оценивать результаты деятельности департаментов здравоохранения и санитарно-эпидемиологического надзора.
На сегодняшний день в городе и в Макатском, Индерском, Курмангазинском, Жылыойском районах туберкулез прогрессирует. Что делать? Как решать этот вопрос? Есть ли конкретные предложения? Вопросов больше, чем ответов.
А по услышанной информации, вроде бы никаких проблем нет, если не считать мелочей, то получается все у нас хорошо.
Руководители не владеют реальной ситуацией. Нет четких мероприятий по предотвращению этого положения. Принимаемые меры неэффективны, нет результатов от принятой программы. Мониторинг не ведется.
Уже сейчас более 400 детей болеют туберкулезом. Из них 50% заразились этой болезнью от своих родственников. Из-за отсутствия детского специализированного медицинского лечебного учреждения детям приходится в течение восемнадцати месяцев лечиться, находясь в больнице вместе со взрослыми. Что скажете об этом?
В городе функционирует лишь одна школа-интернат санаторного типа на 210 мест. 70 процентов больных детей не изолированы, а взрослым и вообще места нет. Несмотря на все это, из руководителей никто, кроме акима Исатайского района, не ставил эту проблему передо мной.
Зарегистрированы отдельные вопиющие факты. Неизлечившийся до конца больной не продолжает лечение. Несвоевременно регистрируются и не проходят дальнейшую проверку больные, освободившиеся из мест заключения.
Не ведется полное обследование населения. Вообще не проверяются граждане, прибывающие из-за рубежа, в том числе из соседних стран. А это негативно влияет на окружающую среду.
Не взаимодействуют медработники с миграционной полицией. Не ведется мониторинг среди приезжих, никто не знает их количества. Знает ли руководитель департамента об этом? Кто должен выполнять эту работу?
В течение ряда лет не решается вопрос о выделении жилья больным открытой формой туберкулеза.
Сколько таких людей в области нуждаются в квартирах, у вас есть четкие цифры? К примеру, сколько таких только по одному Индерскому району? (Обращается к М.Кулбасову и У.Зинуллину).
Сколько больных умерло за последние три года? И сколько зарегистрировано больных в тубдиспансере? Сколько из них детей и сколько взрослых?
В чем причина материнской и младенческой смертности?
Проблема кадров: вы знаете сколько нужно врачей? В том числе по каким специализациям? Какое медицинское оборудование необходимо? Сколько учреждений нуждаются в капитальном ремонте? В каких учреждениях нужно заменить системы тепло-, водо-, энергоснабжения? Сколько дополнительных лечебных пунктов нужно открыть? На эти вопросы, к сожалению, ответов нет.
Основная задача, которую поставил Глава государсва перед Атырауской областью, это предупреждение и профилактика туберкулеза и охрана здоровья матери и ребенка. Нашей области с динамично развивающейся экономикой и занимающей одно из ведущих мест в республике это особенно не делает чести.
Мы сегодня имеем самые высокие показатели по материнской и детской смертности. Число заболевающих не уменьшается.
Если мы не решим своевременно проблему с туберкулезом, то она может превратиться в чуму века. И я не зря говорю об этом: нынешнее положение дел уже стало чрезвычайной ситуацией.
Сколько матерей и детей умерло из-за того, что врачи не должным образом относятся к своим обязанностям, из-за некачественного оказания медицинских услуг? Количество смертей увеличилось вдвое.
Если придерживаться представленных данных, то оказывается, что у умерших детей не было никаких патологических болезней. Тогда что же является причиной роста детской смертности? Кто за это в ответе?
Никто к нам не придет и не решит наши проблемы.
С каждым годом увеличивается число детей-инвалидов, страдающих острыми заболеваниями дыхательных путей, внутренних органов, анемией и другими болезнями. К примеру, из всего количества умерших младенцев 40 процентов приходится на долю областного роддома.
Рассматривался ли вопрос о соответствии руководителя этого учреждения занимаемой должности? Какие меры были приняты в отношении ответственных за факты лиц? Ведь речь идет о судьбе человека. (Обращается к М.Кулбасову).
Более 30 процентов новорожденных родились с врожденными пороками, и это не было выявлено даже при двух-, трехразовом УЗИ обследовании. Эти сведения не спущены с неба, а результат проведенной проверки.
Не лучшим образом обстоят дела в районах. В некоторых лечебных учреждениях работают сотрудники, не имеющие специального медицинского образования (Суюндук, Балкудук). Там ситуация очень сложная.
В областной инфекционной больнице в прошлом году умерло 11 младенцев. Только в течение одних суток умерло четверо. За последние два года было зарегистрировано 24 факта смерти детей до 14 лет.
И самое обидное, что были случаи, когда можно было спасти детей.
На очень низком уровне патронажное наблюдение за детьми. Некоторые врачи поликлиник даже ленятся идти на вызов и дают консультации по телефону. Ни в одном из проверенных медучреждений не анализировались причины смерти на дому. Педиатры неправильно наблюдают за детьми, и если даже проверяют, то ограничиваются лишь заполнением граф на бумаге.
Дети – наше будущее. Они продолжатели нынешних начинаний. Они должны быть здоровыми – это наша самая главная задача, и мы несем за это ответственность.
Рост заболеваний – главная недоработка лечебных учреждений. Из 21 учреждения области было проверено 18. Всего 2 процента женщин прошли маммографическое обследование. Между тем с каждым годом увеличивается число онкологических больных. Когда проанализировали смерть 11 женщин, стало ясно, что они умерли вследствие запущенности болезни.
В роддома поступают женщины с запущенным здоровьем. Где же результаты их предварительного лечения, и кто за это отвечает?
Ко всему прочему, среди населения наблюдается рост злокачественных опухолей, сердечно-сосудистых заболеваний, органов дыхательных путей, пищеварительных органов, инфекционных болезней.
Причины всего этого: нет специалистов, безграмотность врачей, неверно установленный диагноз, неправильное лечение.
В области действует 41 учреждение первичной медико-санитарной помощи. В результате проверки было установлено, что в 36 из них несвоевременно были выявлены 48 запущенных форм злокачественных опухолей и 7 — туберкулеза. И таких случаев хватает. Вот и оценивайте после этого работу этих учреждений.
Жители сел проходят неполное обследование, ограничиваются только осмотром участкого врача. Почему бы не создать выездные комиссии из квалифицированных врачей и не обследовать сельчан комплексно? Это совсем не сложно.
Люди обращаются к врачам, когда становится уже невмоготу. Поэтому нужно широко вести пропаганду здорового образа жизни среди населения, а также активизировать санитарно-просветительную работу. Есть же очень хорошая народная поговорка: “Лучше предупредить болезнь, чем ее лечить”.
В этом плане акимы и главные врачи должны тесно сотрудничать со средствами массовой информации.
В два раза увеличилась заболеваемость инфекционными болезнями, ВИЧ и СПИДом. И это только официальные данные. А сколько незарегистрированных? Есть ли правдивая информация? В области очень много приезжих. В этом направлении необходимы совместные усилия с полицейскими.
Неудовлетворительна работа центров крови в регионе, это тоже одна из важных проблем. Они оснащены лишь на 30%. Не должным образом проверяются доноры, они не проходят флюорографическое обследование. Не получен список состоящих на диспансерном учете. Нет общей базы данных. Лаборатория не соответствует нормам.
В регионе работают 103 частных медицинских организации. Они тоже не могут особо похвастаться оказываемыми ими услугами. Оплата за лечение здесь выше, чем за границей. А где качество? Ни один орган этого не проверяет.
Необходимо в рамках закона провести совместно с компетентными органами проверку. (Обращается к С.Рыскалиеву).
На низком уровне деятельность областного управления санитарно-эпидемиологического надзора, работы почти не видно. Зайдите в любое лечебное учреждение, везде антисанитария. Постельное белье, даже полотенца приносятся из дома.
Увеличение роста заболеваемости туберкулезом и различными инфекционными заболеваниями происходит из-за плохих санитарных условий в населенных пунктах области. А облСЭС занимается только тем, что два раза в год формально проводит месячники и вносит об этом галочку на бумаге.
Объем штрафов, поступивших в казну области, ничто по сравнению с ныне сложившейся санитарной ситуацией.
Стоит лишь один раз объехать город и за месяц собрать полугодовой объем штрафов, не говоря уже о районах. Мусор повсюду. По центру города стаями бродят собаки и кошки. Ни рестораны, ни одно место общественного питания, ни рынки не блещут чистотой. Не выдерживает никакой критики их санитарное состояние.
Все это неблагоприятным образом отражается на эпидемиологической ситуации. Если вы не можете вести работу на должном уровне, то, думаю, наверное, нужно передать эту работу тем специалистам, которым по плечу с этим справиться. (Обращается к У.Зинуллину).
В кадровом вопросе складывается следующая картина. В области всего работают 1236 врачей. Обспеченность ими составляет 75 процентов. В областном противотуберкулезном диспансере работает только 21 процент квалифицированных врачей. В областном роддоме работают 34% врачей с категориями.
От населения поступает много жалоб на низкую квалификацию медиков и некачественное лечение. Жестко критикуется бескультурье медперсонала.
Из-за некачественного медицинского обслуживания атыраусцы вынуждены выезжать в другие области, в Россию, за границу, выкладывая за лечение огромные деньги.
В регионе не хватает кадров. Сейчас нам нужны 348 врачей различных специализаций. Говорите, что им нужны квартиры. И если, действительно, вся проблема упирается в эти квартиры, нужно взяться за решение этого вопроса.
Конечно, предоставить всем квартиры невозможно. Но реально выделение земельных участков для строительства домов в районах, где подведены вода, свет, газ. Со стороны акимов будут предоставлены все возможности.
Раньше специалисту предоставляли квартиру, которую он не имел права продавать в течение 5-7 лет. Все это время он обязательно должен был проработать на одном месте. И сейчас нужно вернуться к такой практике. На семь лет наложить запрет на продажу этой недвижимости, и этот специалист должен будет обязательно работать по специальности.
Обязываю всех акимов создавать все необходимые условия для специалистов, которые изъявили желание работать на селе.
В ближайшие годы мы планируем открыть почти двадцать медицинских учреждений. И кто же там будет работать? Есть руководитель, который задумывается над этим?
К сожалению, никакой пользы нет от большей части медицинского оборудования, приобретенного на бюджетные средства. Стоит зазря. Многие аппараты не подключены. Оборудование стоит неустановленным, некоторое даже не взято на баланс. К тому же нет специалистов, которые могли бы работать на этих аппаратах. И никто об этом даже не думает. Скажите, сколько специалистов вы обучили за последние два года? (Обращается к М.Кулбасову).
В городе, районах не хватает машин скорой помощи. Приобретаемый транспорт через два года выходит из строя. (К примеру, если в Жылыое из четырех машин одна находится на линии, то в городе из 18-ти лишь пять машин). Куда же смотрит их руководство?
Для кого держите VIP-палаты в городских больницах? Оставляйте одну палату для уважаемых гостей, а другие пусть работают на благо людей. Больницы для людей строятся.
Чтобы попасть на прием к врачу в поликлинике, до обеда стоишь в очереди, а после обеда врача уже не бывает. А в выходные дни поликлиники и вовсе не работают. Чтобы навести порядок в этом деле, не нужны деньги, нужно лишь руководителю лечебного учреждения эффективно организовать работу.
Все озвученное является следствием неправильной управленческой работы. Необходимо совершенствовать знания врачей, внедрять передовые технологии, обмениваться опытом, оттачивать практику, привлекать квалифицированных специалистов.
Похоже, из-за бесконечных командировок вы из виду упустили главные проблемы. Ездите в институты, участвуете в различных собраниях. А где результаты этих командировок?
Система предоставления гарантированных бесплатных медицинских услуг должна быть понятна всем. А у нас как? Все принимают это за пустое слово. Жители не знают, что бесплатно, а за что нужно платить. Некоторым это даже на руку. Больные покупают за деньги те лекарства, которые обязаны выдаваться на льготной основе.
Поручаю с завтрашнего дня четко определить перечень лекарственных препаратов, которые должны реализовываться по льготной цене, и бесплатных услуг, и опубликуйте их в средствах массовой информации, а также они должны быть вывешены в информационных уголках в департаменте здравоохранения и на входе в аптеки.
Из-за внедрения системы централизованного управления нет совместной работы главных врачей с акимами города и районов. Некоторые даже не считают нужным контактировать с ними. Такого больше не будет.
Акимы отвечают за всю работу в своем районе. И спрос с них.
Перед департаментом стоит очень большая и ответственная задача. Все свои предложения по сегодняшнему собранию передайте на рассмотрение заместителя акима области.
Для того, чтобы досконально исследовать всю ситуацию в области, необходимо привлечь квалифицированных специалистов из других городов, создать специальную комиссию. Кроме этого, нужно принять комплексные меры по снижению заболеваемости туберкулезом, материнской и младенческой смертности.
По этим вопросам необходимо внести коррективы в областную программу здравоохранения. И после этого необходимо коренным образом изменить работу всей этой сферы. На это собрание мы собрались не для того, чтобы прослушать и разойтись.
Выполнение всей этой работы возлагается на С.Рыскалиева, который ежемесячно будет отчитываться передо мной о ситуации.
По итогам выполнения поручений осенью этого года состоится еще одно собрание актива. И если не будет никакого результата, то многим руководителям придется тогда распрощаться со своими креслами.
Это ваша непосредственная задача, которую вы обязаны выполнять. Нужно честно служить людям.
Эта проблема не решается только департаментом здравоохранения. За выполнение данных заданий напрямую отвечают и акимы города и районов. При этом должны содействовать и руководители других департаментов и партия “Нур Отан”. Это – наша общая проблема.
Уважаемые работники
здравоохранения!
Будущее страны в ваших руках. Здоровье народа – главное богатство. Это – важное поручение Главы государства.
Я не хочу обесценить всю вашу работу. Конечно, нет цены вашему самоотверженному и благородному труду. Но мы не должны тешить себя достигнутыми успехами. Наша главная задача – совместными усилиями исправить имеющиеся недостатки, учитывая высказанную критику. Считать это как руководство к действию. Спасибо!