ЯЗЫК ЕСТЬ ИСПОВЕДЬ НАРОДА
Одна из важнейших задач, обозначенных в Послании Президента страны, — развитие государственного языка. По прошествии 20 независимых лет наша страна добилась колоссальных достижений в становлении государственности и демократии. И гарантом успеха всегда были единство, солидарность народов, созданы благоприятные условия для развития языков. И в этом большая роль принадлежит пониманию и осознанию каждым казахстанцем общественно-политической значимости государственного языка на каждом этапе его развития.
Я — русская, родилась в России. Родители привезли меня в Казахстан в трехлетнем возрасте. Я работаю учителем русского языка. Очень люблю и свою работу, и свой родной язык. И мне стыдно за то, что я плохо знаю казахский язык. Причин много, и они известны. Я училась в советские времена, как и многие. В школе казахский язык тогда почти не изучался. Друзья-казахи тоже в основном говорят по-русски. Я и казахский язык всю мою сознательную жизнь существовали как два параллельных мира. Это реальность. Но это всего лишь оправдания, хотя я ни в чем не виновата. Так сложилось.
Знаете, чем восхищает наша страна с тех пор, как она стала независимой? Своей самобытностью. Единство, согласие, мир и стабильность — вот что стало главным направлением в развитии Казахстана. Благополучное экономическое положение в республике — это важно. Однако не хлебом единым жив человек, и сегодня большую роль играет множество других факторов: деятельность государственных структур и политических партий, общественных объединений, межнациональные отношения. В этом плане у нас есть основания для оптимизма. Казахстанцы — дружный народ. Это доказано временем и жизнью. Залогом дальнейшего успешного развития страны является взвешенная политика руководства Казахстана, направленная на достижение мира и согласия в многонациональном государстве. Казахстанцы разговаривают на многих языках, но это, к счастью, не разъединяет нас, таких разных. Наоборот, у нас взаимный интерес к культуре, обычаям друг друга, а значит, и к языку. Мне всегда нравились казахские народные песни, танцы, обряды, мне хотелось понять их суть. Но без знания казахского языка это невозможно. Окончательно я в этом убедилась, когда посещала мастер-классы по декоративно-прикладному искусству уральской «Лиги искусств». В ходе работы мастера смогли убедить, что без знания казахской истории, культуры, языка хорошая вещь не получится, ибо, как сказал П. Вяземский: «Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной». Я тоже, как учитель-языковед, своим ученикам стараюсь привить любовь к языку через культуру русского народа. Так, мне очень захотелось начать изучать казахский язык. Благо, как раз в это время на базе лингвистического центра «ЭйЭлСиСи», где я работаю, при поддержке областного акимата открылись бесплатные краткосрочные курсы казахского языка. Изучение любого языка — нелегкое дело, однако человек, знающий несколько языков, становится духовно богаче. Я пошла на курсы казахского языка добровольно и с большим желанием. Это важно. Никакая государственная программа изучения языка не поможет, если она навязывается насильно. Успех в изучении любого языка зависит от вашего сознательного отношения к этому нелегкому, но увлекательному процессу, от твердости вашего решения, от умения организовывать себя. Спросите себя: «Зачем мне это нужно?». Никаких чудо-методик нет. Главное — желание и неподдельный интерес к тому, чем вы занимаетесь. Это фундамент как для начинающих, так и для продолжающих изучать язык. Три месяца я ходила на занятия, не пропустила ни одного урока, делала все домашние задания. Я не хвалюсь, просто нечего даже начинать заниматься, если вы не настроены сразу на серьезный подход к учебному процессу. Нам бесплатно выдали учебные пособия, словари, разговорники. Многое зависит от личности учителя. Ведь сколько учителей, столько и методик. Моим преподавателем стала Лаура Газизова, которая с огромным уважением отнеслась к нам, ее взрослым ученикам. Ей удалось привить любовь к казахскому языку. А это главное, особенно на начальном этапе. Три месяца для изучения любого языка — это крайне мало. Но я пополнила свой словарный запас, выучила много фраз и выражений, необходимых в повседневной жизни, стала лучше понимать казахскую речь в магазине, в ЦОНе, в транспорте. Заинтересовалась казахскими пословицами и поговорками, почувствовала красоту и богатство языка.
Теперь хочу совершенствовать свои знания, чтобы свободно общаться, поддерживать разговор на казахском языке. Смею выразить свои пожелания. Я думаю, что для начинающих изучать государственный язык нужна программа, созданная по принципам и законам изучения иностранного языка, так как казахский язык объективно является как бы иностранным для многих русскоязычных казахстанцев, то есть тех, кого окружающая среда не вынуждает пользоваться им каждый день. Курсы должны быть длительными, чтобы была возможность закрепить свои знания. Занятия, конечно, лучше всего вести в увлекательной и доступной форме. Язык надо учить с радостью. А это зависит от профессионализма и личных качеств учителя. Не мешал бы и обучающий телевизионный канал, полностью посвященный проблемам изучения казахского языка. Об этом говорит и Е. Романенко, автор самых удачных на сегодняшний день учебников по казахскому языку. И наконец, каждому ученику необходимо помнить, что «языку нельзя научить, языку можно только научиться». Готовы ли вы к новому этапу в своей жизни, к преодолению трудностей?
Я сделала только первый шаг на пути изучения казахского языка. Путь этот долгий и трудный, но необходимый и интересный. Главное — не останавливаться.
Наталья КОВАЛЕВА,
учитель-языковед
Какая-то малочисленная группа людей во имя исполнения своих корыстных задач пытается ввести в заблуждение целую страну. Казахский язык в нашей стране был, есть и будет. Но если уж смотреть правде в глаза, тогда наверное правильнее было бы начать активно пропогандировать и изучать китайский язык.
Да.казахский язык был есть и будет.поэтому обучение должно вестись в комплексе,подводя обучающегося к использованию языка в различных обстоятельствах.Подача материала на курсах должна производиться так,чтобы осмыссленное языковое поведение наступало уже на первых же уроках.А не так как это делается на курсах.подача подряд всех тем, не связанных с реальностью.поэтому они быстро забываются и обучающийся не говорит на языке.А учить говорить надо с первого дня обучения.именно учить говорить, а не преподавать говорение