ЛОВУШКИ НА ПУТИ МАЛЬКОВ
Как помочь малькам рыбы частиковых и осетровых пород беспрепятственно пройти по Уралу от нерестилищ к Каспийскому морю? Эту проблему в Атырау пытаются решить сотрудники специализированной природоохранной прокуратуры и водной полиции департамента внутренних дел.
А проблема действительно есть. И в этом мы убедились, пройдя на катере по Уралу в черте города. Вдоль берега Урала видны сотни больших и маленьких труб, уходящих в воду. Что интересно — чем круче стоящий на берегу коттедж, тем больше диаметр труб, по которым перекачивается вода для полива огородов и полей. На первый взгляд, никакой опасности эти водопроводы не таят. Но эти трубы на самом деле — смертельные ловушки для мальков, которые скоро массово начнут скатываться от нерестилищ в верховьях реки к морю. Абсолютное большинство из труб не оснащены специальными фильтрами или защитными решетками, не позволяющими малькам попадать в трубу.
По трубам большого диаметра в сутки перекачивается десятки кубометров воды. Сколько в них уже попадает и может попасть мальков, и представить сложно. Сотни, тысячи, а может, и десятки тысяч. По крайней мере, в прошлом году был выявлен факт, когда только в одном канале, куда закачивали воду для полива, погибли тысячи мальков. А сколько таких фактов остаются нераскрытыми?
Снизить для мальков риск попадания в поливные трубопроводы пытаются сотрудники специализированной природоохранной прокуратуры и водной полиции. Не надо пугаться: запрещать качать воду, конечно, никто не собирается.
— Мы просто хотим навести порядок, обязав физические и юридические лица соблюдать законодательство. Установить на водозаборных сооружениях специальные защитные устройства, которые предотвращают попадание в них мальков, — говори специализированный природоохранный прокурор Атырауской области Кайрат Утеулиев.
Еще одна опасность на пути мальков — движение по Уралу судов с мощными моторами. По правилам, в период нереста и ската молоди рыбы передвигаться по реке могут лодки с моторами в 40 лошадиных сил. Однако большинство судов, курсирующих по Уралу, оснащены более мощными моторами — до 350 лошадиных сил. Кто по ним передвигается как правило в темное время суток и непременно в направлении моря — вопрос интересный, но, как говорится, из другой оперы. Но куда бы и зачем ни направлялись эти суда, от винтов такого двигателя малькам просто не спастись.
— Скат мальков начнется в июле. К этому сроку мы официально предупредили всех владельцев прекратить движение судов с моторами мощностью более 40 лошадиных сил. Лодки нарушителей будут изыматься и отправляться на штрафную стоянку, — говорит заместитель начальника водной полиции ДВД региона Аманжол Жуканов.
Вот такие заявления сделали представители контролирующего и силового ведомства. К наведению порядка на Урале и к тому, чтобы к началу миграции мальков частиковых и осетровых пород рыбы дорога для них была максимально безопасной, планируется привлечь сотрудников рыбоохраны, общественность. Удастся ли этого добиться, мы скоро увидим…
Виктор СУТЯГИН