Общество

ЛОВУШКИ НА ПУТИ МАЛЬКОВ

Как помочь малькам рыбы частиковых и осетровых пород беспрепятственно пройти по Уралу от нерестилищ к Каспийскому морю? Эту проблему в Атырау пытаются решить сотрудники специализированной природоохранной прокуратуры и водной полиции департамента внутренних дел.

А проблема действительно есть. И в этом мы убедились, пройдя на катере по Уралу в черте города. Вдоль берега Урала видны сотни больших и маленьких труб, уходящих в воду. Что интересно — чем круче стоящий на берегу коттедж, тем больше диаметр труб, по которым перекачивается вода для полива огородов и полей. На первый взгляд, никакой опасности эти водопроводы не таят. Но эти трубы на самом деле — смертельные ловушки для мальков, которые скоро массово начнут скатываться от нерестилищ в верховьях реки к морю. Абсолютное большинство из труб не оснащены специальными фильтрами или защитными решетками, не позволяющими малькам попадать в трубу.

По трубам большого диаметра в сутки перекачивается десятки кубометров воды. Сколько в них уже попадает и может попасть мальков, и представить сложно. Сотни, тысячи, а может, и десятки тысяч. По крайней мере, в прошлом году был выявлен факт, когда только в одном канале, куда закачивали воду для полива, погибли тысячи мальков. А сколько таких фактов остаются нераскрытыми?

Снизить для мальков риск попадания в поливные трубопроводы пытаются сотрудники специализированной природоохранной прокуратуры и водной полиции. Не надо пугаться: запрещать качать воду, конечно, никто не собирается.

— Мы просто хотим навести порядок, обязав физические и юридические лица соблюдать законодательство. Установить на водозаборных сооружениях специальные защитные устройства, которые предотвращают попадание в них мальков, — говори специализированный природоохранный прокурор Атырауской области Кайрат Утеулиев.

Еще одна опасность на пути мальков — движение по Уралу судов с мощными моторами. По правилам, в период нереста и ската молоди рыбы передвигаться по реке могут лодки с моторами в 40 лошадиных сил. Однако большинство судов, курсирующих по Уралу, оснащены более мощными моторами — до 350 лошадиных сил. Кто по ним передвигается как правило в темное время суток и непременно в направлении моря — вопрос интересный, но, как говорится, из другой оперы. Но куда бы и зачем ни направлялись эти суда, от винтов такого двигателя малькам просто не спастись.

— Скат мальков начнется в июле. К этому сроку мы официально предупредили всех владельцев прекратить движение судов с моторами мощностью более 40 лошадиных сил. Лодки нарушителей будут изыматься и отправляться на штрафную стоянку, — говорит заместитель начальника водной полиции ДВД региона Аманжол Жуканов.

Вот такие заявления сделали представители контролирующего и силового ведомства. К наведению порядка на Урале и к тому, чтобы к началу миграции мальков частиковых и осетровых пород рыбы дорога для них была максимально безопасной, планируется привлечь сотрудников рыбоохраны, общественность. Удастся ли этого добиться, мы скоро увидим…

Виктор СУТЯГИН

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button