Своими руками
Сегодня некогда забытое древнейшее текстильное искусство – войлоковаляние – поистине переживает ренессанс.
Пожалуй, трудно найти другой такой уникальный материал, из которого кочевники на протяжении многих веков могли мастерить себе основные элементы жилища и повозки, домашнюю утварь, одежду, головные уборы, обувь и еще множество изделий, необходимых в хозяйстве. У нас, в Атырау, этот вид народной культуры пропагандирует костюмер областного центра народного творчества и культурно-досуговой деятельности Майра Кайрошева. Кройка и шитье были ее любимым занятием с детства. И так всё удачно для неё сложилось, что увлечение стало основной профессией, а горизонты творчества расширились. Валянию Майра Муратовна научилась в творческом центре «Ақжелкен», где преподавали мастера из других городов Казахстана. И теперь ее работы уже пользуются популярностью, ведь все больше тех, кто ценит ручные изделия, предпочитая иметь в своем гардеробе эксклюзивные вещи из натуральных волокон с элементами этностиля, а кусок шерсти, порой остающийся на каждом подворье после стрижки овец, в руках умелого мастера, такого как Майра Кайрошева, может стать неповторимым произведением декоративно-прикладного искусства. И таких мастеров с каждым годом становится все больше. На вешалках и манекенах нашей мастерицы можно увидеть разнообразие ее творений: камзолы, чапаны, жилетки, кофты, на полках – множество тюбетеек, рукавиц, колпаков, а также вазы, бусы, следики. Каждое изделие хочется взять в руки, приложить к щеке или примерить, ощутив его мягкость и живительное тепло.
Как же всё это создается? Берешь небольшие одинаковые кусочки шерсти, раскладываешь равномерно, внахлест, как чешуйки, в несколько слоев. На верхнем слое выкладываешь узор из цветной шерсти или ниток. Здесь нужно помнить, что при валянии напольного ковра используется животный орнамент, в одежде и головных уборах – растительный. Причем узор должен быть направлен вверх по одежде, что символизирует рост, развитие человека. Разложенную шерсть поливают горячей мыльной водой и сворачивают с помощью циновки. Начинается долгий процесс валяния. Некоторым он напоминает работу с тестом. Валик периодически смачивают, катают, разворачивают, поправляя узор. Потом – сушка. Принцип войлоковаляния основан на том, что под воздействием горячей воды или пара чешуйки кутикулы (верхнего слоя волоса) раскрываются, из-за чего шерстяные волокна сцепляются друг с другом. Если изделие правильно сваляли, оно не даст усадку при ношении или стирке.
Традиционный орнамент: волны, узоры, цветы… Как украсить изделие, зависит только от фантазии мастера, а она у рукодельниц безгранична. На работу над сложным или объемным изделием уходит от недели до десяти дней. Иногда в изготовлении заказа задействована вся команда.
– Недавно мы с женщинами-рукодельницами валяли текемет размером один на два метра. По казахским обычаям ковер ручной работы – обязательная часть приданого невесты, – рассказывает Майра Муратовна. – Над таким ковром работают сразу несколько человек. Десять дней мы готовили основу и трафареты орнаментов, соединяли их, раскладывали с учетом усадки, сушили. Процесс – трудоемкий, но не сравнится с тем, как валяли наши прабабушки. Ведь им зачастую приходилось сначала трижды купать животных, потом стричь их. После шерсть оббивали палками от мусора, мыли, сушили. И только потом приступали к валянию. Мы же пользуемся готовой шерстью. Так называемые гребневые ленты заказываем на фабрике в Таразе. Небольшие мотки цветной шерсти покупаем в Уральске. Концентрируешься на процессе, забываешь обо всем остальном, – продолжает М. Кайрошева. – Голова отдыхает от разных мыслей. Хочется поскорее увидеть результат работы. К тому же, это положительно влияет на моторику рук, дает возможность перезагрузиться. С плохим настроением не сваляешь. Не работа, а удовольствие!
И ей очень повезло, ведь ее младшая дочь, учитель начальных классов 20-летняя Адия, тоже увлечена таким интересным творческим процессом, активно помогает маме. Значит, наша народная культура, ремесло наших бабушек не исчезнет.
Марина КУАНЫШЕВА